Новости 3 июля 2019 г. 07:31

Сибирские ученые проверили на токсичность наноматериалы с помощью ферментов светящихся морских бактерий

Новосибирск. 3 июля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Красноярского научного центра (КНЦ) оценили и сравнили токсичность и антиоксидантную активность наночастиц, которые могут использоваться в медицине, с помощью биотестов, основанные на свечении морских бактерий, сообщает пресс-служба КНЦ.

Отмечается, что углерод - один из наиболее удобных и перспективных химических элементов для создания наноструктур - открыты такие формы существования углерода, как фуллерены, нанотрубки, нановолокна, наноалмазы, графен.

Ученые предполагают, что среди прочего их можно применять для адресной доставки лекарств, помещая препараты внутрь наночастиц, или для создания высокочувствительных маркеров, способных обнаруживать серьезные болезни на ранней стадии.

В частности, перспективными для создания антибактериальных, противогрибковых, противовирусных, противораковых средств и компонентов композиционных биоматериалов является фуллеренол (полигидроксифуллерен) - водорастворимые производные фуллеренов - молекул, содержащих 60 атомов углерода, и представляющих собой выпуклые замкнутые многогранники.

Красноярские ученые использовали два типа биотестов, созданных на основе клеток светящихся морских бактерий и выделенных из них ферментов.

"Использование таких биотестов делает оценку токсичности и антиоксидантной активности крайне простой и быстрой. Если свечение в эксперименте уменьшается, то образец токсичен, так как он подавляет клеточные процессы и замедляет биохимические реакции, отвечающие за него", - говорится в сообщении.

И наоборот, если происходит активизация биолюминесценции, это говорит о проявления антиоксидантных свойств и детоксикации среды.

Выяснилось, что если в структуре фуллеренола имеется много кислородсодержащих заместителей (групп атомов, замещающих атом водорода в исходной структуре), то он проявляет большую токсичность и слабую антиоксидантную активность. Уменьшение количества заместителей снижает токсичность и увеличивает антиоксидантную активность фуллеренола.

В частности, ученые проверили модифицированную молекулу фуллеренола с внедренным внутрь атомом гадолиния и большим количеством кислородосодержащих заместителей.

Препараты гадолиния перспективны для диагностики онкологических заболеваний благодаря особым парамагнитным свойствам этого металла. Однако токсичность таких лекарств является проблемой для их использования. По оценке ученых, чтобы снизить токсичность фуллеренола, содержащего гадолиний, во время синтеза следует уменьшить количество кислородсодержащих заместителей.