На пути строительства: Европарламент утвердил резолюцию против "Северного потока-2"

Вопрос статуса: дальневосточная столица переедет из Хабаровска во Владивосток

В прямом эфире: российские космонавты взяли пробы с отверстия в обшивке "Союза"

12.12.18   17:04

11.12.18   10:42

23.08.18 04:56

Фрагмент кости, обнаруженной на Алтае, принадлежал девочке, отец которой был денисовцем, а мать - неандерталкой

Новосибирск. 23 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Обнаруженный в 2016 году в Денисовой пещере на Алтае фрагмент кости принадлежал девочке, чьи родители относились к разным подвидам древнего человека - денисовцам и неандертальцам, сообщает официальное издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

"Возраст девушки - старше 13 лет (...) Отец - денисовец, мать - неандерталка", - говорится в сообщении.

Отмечается, что 1,2% фрагментов ДНК девочки соответствуют современному человеку, 38,6 % - неандертальцу и 42,3 % - денисовцу.

Родители девочки также несут генетический след предыдущих скрещиваний, что отобразилось в геноме девушки: ее отец имел как минимум одного неандертальского предка.

Предки девочки по неандертальской линии, вероятно, были сравнительно недавними (примерно за 20 тыс. лет до жизни девушки) пришельцами из Европы: в частности, прослеживается их генетическая связь с обитателями пещеры Виндийя (Хорватия).

Данные были получены в результате анализа ядерной ДНК, извлеченной из фрагмента кости.

Профессор Сванте Паабо, руководитель лаборатории Института изучения истории человека общества Макса Планка (Лейпциг, Германия), впервые расшифровавший геном денисовца, отмечает, что в геноме отдельных групп современных людей можно найти 10 - 15% генов неандертальца и 1,5 - 5% генов денисовского человека.

"Даже такая невысокая доля влияет, согласно одной из наших гипотез, на приспособляемость к большой высоте жителей Тибета и к холоду - Гренландии. Почему не больше? Во-первых, популяции подвидов Homo встречались и смешивались не так часто. Во-вторых, действовал селективный отбор, направленный против гибридизации", - приводятся в сообщении слова ученого.

Со своей стороны, научный руководитель Института археологии и этнографии (Новосибирск) академик Анатолий Деревянко отмечает, что коль скоро неандертальцы и денисовцы скрещивались неоднократно, то из этого следует их принадлежность к одному биологическому виду при всех уже установленных культурных и генетических различиях.

"Это чрезвычайно важное фундаментальное открытие. Денисовцы и неандертальцы скрещивались и с ранними людьми современного вида, сформировавшимися в Африке 200-150 тысяч лет назад. Всё это свидетельствует о единстве биологического вида, расселявшегося в Африке и Евразии", - считает академик.

По данным палеогенетических исследований, первые денисовцы поселились в Денисовой пещере около 300 тыс. лет назад. Найдено также несколько костей и зубов, относящихся ко времени 100 и 200 тыс. лет назад.

По археологическим данным, денисовский человек появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока. Неандертальцы обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены не только в Денисовой, но и, главным образом, в соседних пещерах - Чагырской и Окладникова.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.