Эксклюзив 21 октября 2011 г. 17:40

Ректор Сибирского федерального университета Е.Ваганов: "Нельзя научиться решать дифференциальные уравнения, не зная азов математики"

Ректор Сибирского федерального университета Е.Ваганов: "Нельзя научиться решать дифференциальные уравнения, не зная азов математики"

Ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о социальной поддержке студентов, решении вопросов с местами в общежитиях, а также о возможностях построения карьеры во время обучения в вузе.

- Евгений Александрович, в начале сентября на высшем государственном уровне прошла серия совещаний по социальной поддержке студентов. В числе других обсуждался вопрос стипендиального обеспечения. Какой размер стипендии в СФУ? И, действительно, есть ли возможность "зарабатывать" на стипендию дополнительно?

- Вот конкретные цифры. Базовый размер стипендии в СФУ на сегодняшний день составляет 1800 рублей. Но базовый размер базовым, а у нас действует и дифференцированный подход. Скажем, кто учится на "4" и "5", получает 50% надбавки, отличники - 100%. Особая статья - льготники и социально-незащищенные студенты, они получают гарантированную стипендию, а если хорошо учатся, то и надбавку. Кроме того, правительство и президент России постоянно увеличивают количество "глобальных" стипендий, размер которых свыше 3 тыс. рублей. Да, таких стипендиатов сегодня не так много, но в целом ситуация со стипендиями гораздо лучше, чем была еще несколько лет назад. Не стоит забывать и о разных видах дополнительной поддержки: на краевом уровне, в рамках всевозможных грантов, стажировок.

Между тем, собственно базовой стипендией не покроешь даже прожиточный минимум. Именно поэтому некоторые студенты вынуждены подрабатывать. Я уже говорил, что подработка по специальности - это не плохо, ведь она дает те самые недостающие средства, плюс какие-либо именные стипендии от корпораций. Но никто не разубедит меня в том, что подработка хороша, прежде всего, для старшекурсников.

Считаю самым узким местом - поддержку студентов первого-второго годов обучения. Если они будут нацелены на подработку, значит, точно будут прорехи в их обучении, а ведь это фундамент, на котором строится дальнейшее образование.

Один из примеров поддержки на Западе - льготные кредиты на оплату обучения. Если бы у нас были подобные инструменты, студент мог бы (хотя бы на первые два года) обеспечить себя за счет заемных средств, которые выплатил бы уже после окончания вуза. И это только один из вариантов. Младшекурсникам, повторюсь, надо уделять повышенное внимание и повышенную поддержку, поскольку упущения в знаниях на этом этапе невосполнимы. Нельзя научиться решать дифференциальные уравнения, не зная азов математики.

- Но ведь банкиры говорят, что, несмотря на сравнительно небольшие проценты, образовательные кредиты не востребованы…

- Это вторая сторона медали. Наши студенты зачастую уверены, что кто-то будет решать все за них. На Западе ребята не боятся брать льготные кредиты, потому что серьезно настроены получить знания, а соответственно и работу. Надо искать пути, именно в этом направлении мы и пытаемся плотнее сотрудничать с нашими партнерами, причем, не только из банковской сферы.

- Сейчас всерьез обсуждается студенческая инициатива по наделению органов студенческого самоуправления функцией самостоятельного распределения стипендии. Как обстоит дело в СФУ?

- К таким инициативам я отношусь спокойно, главное - не доводить дело до крайностей. И студсовет, и профком уже сейчас участвуют в распределении части стипендиального фонда. Но я бы сильно поостерегся полностью передавать какой-либо студенческой структуре право определять, кому платить стипендию, а кому нет. В этом случае возникает опасность волюнтаризма или коррупции.

Правила: кому, сколько и в каком порядке назначать стипендию, должны быть едиными, при этом известными и понятными всем, для этого необходимо составить соглашение, которое после приказа ректора станет университетским законом. Там должно быть четко определено, например, на что можно рассчитывать, учась на одни пятерки или ведя активную деятельность в рамках вуза. В этом случае получится конструктивный диалог между администрацией вуза и студенческим активом.

А ведь у нас сейчас достаточно много студобъединений, не только один профсоюз. Вообще, я считаю, что человек приходит в вуз учиться, добиваться успехов в образовании и науке. И распределение стипендиального фонда должно соответствовать этим успехам.

- Если говорить о дальнейшей карьере выпускника, как вы относитесь к тому, что советская система распределения фактически осталась в прошлом?

- В плане законодательства я встану на сторону нашего министра образования, которому подобные вопросы поступали неоднократно: к распределительной системе мы вернуться не можем. Тем не менее, какой-то суррогат той системы до сих пор остался, ведь у нас есть целевые места.

До нынешнего года целевой прием составлял порядка 20%, сейчас, к слову, его планируется уменьшить. Это та часть, поддержанная старой системой узаконенного распределения. Но целевой прием - это лишь гарантия работодателя, сам студент после окончания университета по сути никакой ответственности не несет. Его никак не заставишь работать в той организации, которая его отправила на учебу.

Мне кажется, этот момент нужно хорошо законодательно отработать. Нужно, чтобы несли ответственность и организация, которая человека направила, и он сам. Простите, он воспользовался льготами - средний балл по целевому набору ниже, чем для остальных абитуриентов.

- В СФУ действует Центр карьеры. Как он работает, как можно через эту структуру найти выпускникам работу?

- Центр карьеры появился в 2008 году, с этого момента стабильно наращивает свою деятельность. Самое главное - есть инициативы, мероприятия. Проводятся ярмарки вакансий, собирающие до 2 тысяч человек. Здесь заключается множество предварительных контрактов. В среднем ежемесячно в Центр карьеры СФУ обращается для размещения вакансий 45 компаний, 52 обращения соискателей (студентов и выпускников). Треть от тех, кто обращается, устраиваются на работу.

Затем - профориентационный курс "Первые шаги к успешной карьере". Он включает в себя лекции о профессиональных и личностных компетенциях и профтестирование. Курс направлен на активизацию профессионального и личностного самоопределения студентов в самом начале их карьерного пути: целевая аудитория - студенты первого курса всех институтов СФУ.

Всего ознакомилось с данным курсом 1500 человек. Есть и дополнительная образовательная программа "Менеджмент малого и среднего бизнеса на современном этапе", направленная на повышение экономической грамотности студентов и выпускников СФУ и активизацию их способностей в области предпринимательства. К проекту привлекаются действующие бизнес-консультанты, в качестве лекторов и экспертов выступают преподаватели СФУ и выпускники университета - представители бизнеса.

В 2011 году программа с утвержденным учебным планом прошла аттестацию в Институте повышения квалификации СФУ, по окончании этой программы обучающиеся получают свидетельства о повышении квалификации государственного образца. Есть курс для молодого предпринимателя (10 часов) - необходимая информация для открытия собственного дела в адаптированном формате.

В центре карьеры СФУ ведется база данных выпускников Сибирского федерального университета, где аккумулируются данные (биографические, контактные, есть возможность хранить резюме и портфолио). Технические возможности базы данных позволяют формировать запрос с конкретными характеристиками для поиска подходящего соискателя для той или иной вакансии. В планах Центра карьеры - создание "бизнес-центра" для выпускников СФУ. Данная площадка задумана с целью мониторинга их предпринимательской карьеры, а также для информационной и консультационной поддержки молодых предпринимателей.

- Как бы вы могли охарактеризовать нынешних студентов в плане инициативности вообще?

- У меня есть прикидочная оценка. 15% студентов - творческая составляющая, они способны не только аккумулировать, но и генерировать новые знания. Требовать, чтобы эта часть увеличивалась, невозможно. Количество лидеров, креативных людей, как сейчас говорят, ограничено во все времена. Большая часть - порядка 50% - люди, которые могут стать очень хорошими профессионалами, отлично работать и самообучаться, но они не будут локомотивами развития, не надо ждать от них прорывов в науке. Наконец, есть люди, которым, быть может, и не нужно было учиться в университете, а лишь пройти укороченные курсы для того, чтобы получить определенные навыки и в дальнейшем нормально организовывать свою жизнь.

Допускаю, что переходы из одной группы в другую возможны, вдруг кто-то после достижения 20 лет зафонтанирует идеями - тоже не исключено. Отсекать людей, которым объективно вроде и не нужно высшее образование, я бы не стал - это их личное желание, они реализуют свое конституционное право на высшее образование в большинстве случаев за счет платного обучения.

- Без общежитий в нашем разговоре о студенчестве не обойтись. В период приемной кампании все вузы, как один, обозначили проблему нехватки мест в общежития. Как обстоит дело в СФУ с общежитиями и вообще социальной инфраструктурой?

- Как раз этот блок вопросов обсуждался на недавней встрече президента Дмитрия Медведева с ректорами. По общежитиям с 2012 года предполагается серьезное увеличение финансирования, как в плане реконструкции, так и в плане строительства. На сегодняшний день в Сибирском федеральном университете функционирует 21 общежитие, в которых проживают в общей сложности более 8,5 тыс. человек. На сегодняшний день мы имеем 48% от объективной потребности в общежитиях. Но строятся новые объекты, подрядчики хорошие, строят быстро, обещают сдать даже раньше намеченного срока.

В таком случае мы закроем порядка 80% от потребности нуждающихся в общежитиях. Первый комплекс общежитий строители обещают сдать к 1 сентября следующего года. У нас с каждым годом увеличивается количество студентов не из Красноярска и даже не из края. Около 70% набора 2011 года - это иногородние. Например, из Иркутской области в этом году поступало около 1000 человек, без малого 500 поступили и учатся. Поступают и из Кемеровской области, Тувы, Хакасии, Якутии, других регионов России.

- Создаются ли условия для занятий спортом, особенно массовым?

- Стараемся внедрять в студенческую жизнь спортивную составляющую максимально, стараемся сделать ее для студентов ежедневной потребностью. У нас достаточно развитая сеть спортивных сооружений. Строятся новые, например, год назад появились два спортзала: для занятия фитнесом и тренажерный зал в здании нового корпуса Института нефти и газа. В ближайшее время будет сдан стадион под открытым небом. Есть спортивные залы в общежитиях. Реконструируются все старые спортсооружения, находящиеся в нашем ведении.

Но, тем не менее, на сегодняшний день мы не имеем 100% спортсооружений от объективной потребности. В связи с этим появилось предложение использовать на льготных условиях спортсооружения, находящиеся поблизости от кампуса. Возможности существенно расширятся после введения в эксплуатацию Академии зимних видов спорта. Она прилегает непосредственно к кампусу, мы ожидаем, что край пойдет нам на встречу, и студенты смогут там заниматься без всяких проблем и дополнительной оплаты.

- Все, что вы сейчас рассказали, это успешная, но все же текущая деятельность университета. Но, "нарастив мускулы", став вполне самодостаточным субъектом в жизни региона, имеете ли вы реформаторские проекты, способные изменять социально-культурную среду в крае? Или быть инициаторами новых законопроектов?

- Мы достаточно продуктивно поработали над десятилетней программой развития вуза, заложили в нее видение роли университета в Сибирском федеральном округе, в российском высшем образовании. Университет по определению федеральный, значит, он должен работать на достаточно обширный регион, в первую очередь с точки зрения подготовки кадров.

Также мы должны заниматься разработкой образовательных программ, причем в сотрудничестве с теми базовыми компаниями, которые работают в регионе, которые понимают, какие специалисты им нужны и поэтому активно участвуют во внутриуниверситетских процессах. Образцом в этом плане является "Роснефть", у компании были и есть четкие требования к подготовке специалистов и видение, кто им конкретно нужен.

Сейчас подтягиваются и другие: "Норникель", "Русал", "Полюс", "Русгидро". Эти стратегические партнеры так или иначе выстраивают схемы взаимодействия с университетом. Это одна сторона, но у университета должны быть и внутренние ресурсы, которые будут поддерживать высокий уровень технических, инженерных решений, фундаментальной науки. Для этого сотрудничаем с СО РАН, зарубежными коллегами. Фундаментальная наука - это фактор, работающий на самовоспроизводство знаний и возможностей.

Как сказал губернатор Лев Кузнецов, "СФУ - катализатор и объединяющее начало всего научно-образовательного сообщества". В этом плане университет становится локомотивом, стягивает на себя вузовское сообщество для формирования общих планов, проектов, программ. Сейчас активно работаем над тем, чтобы перевести в практическое русло планы инновационного развития края.

Управление инноваций краевого министерства инноваций и инвестиций физически располагается в университете. Работаем и с Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности, и с бизнес-инкубатором. Сейчас формируем прообраз своей промзоны. Она необязательно будет находиться в университете, у нас много серьезных производств, где ее можно расположить. Ну, и расширяем и поддерживаем наши малые инновационные предприятия. Надо давать людям возможность заниматься малым и средним бизнесом, это занятость, возможность развития. И ждать серьезных прорывов можно как раз от малых предприятий инновационной направленности.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще