Точка зрения 6 июня 2011 г. 17:15

"Аист", приносящий бензин

Interfax-Russia.ru - Томские ученые разработали уникальную установку, перерабатывающую мусор в бензин.

Экспериментально-производственную установку, превращающую мусор в бензин, удалось создать резидентам томского областного конструкторско-технологического бизнес-инкубатора, организованного администрацией Томской области совместно с Минэкономразвития РФ и Томским политехническим университетом.

Специалисты научно-экспериментального конструкторского бюро "Базальт", авторы уникальной разработки, утверждают, что она может перерабатывать любые виды углеродосодержащих отходов – пластик, органику, древесину, угли, отходы сельского хозяйства – и получать из них синтетическое топливо. Ей "по зубам" также нефтешламы и сточные воды.

"В установке "Аист-200" происходит разрушение углеродосодержащих веществ под воздействием высоких температур, а потом в реакторе синтеза из углерода и водорода мы получаем молекулы бензина", - рассказал журналистам главный конструктор проекта Сергей Зотов.

Разработчики подчеркивают: решить задачу им удалось, переложив физические процессы, протекающие в газах, на химию процесса.

Сама установка очень компактна, мобильна и полностью автоматизирована: специалисты только задают параметры перед запуском и выполняют потом "контрольные функции". Работает она следующим образом: сначала отходы закладывают в блок подготовки сырья, где они дробятся и измельчаются, и уже оттуда попадают печь скоростного пиролиза. Там под воздействием температур органические вещества разрушаются. Путем окисления из "мусорного" сырья получают синтезгаз – смесь окиси углерода и водорода. Синтезгаз в свою очередь подается в биреактор, где из него получаются молекулы бензина. Причем электроэнергия нужна только при запуске установки, потом она сама обеспечивает себя питанием – для этого в ее структуру включен также блок получения электроэнергии. А отходы, которые должны в итоге стать топливом, не требуется даже сортировать перед тем, как загрузить в установку.

Важно и то, что установка работает по замкнутому циклу, что делает ее на 100% экологически безопасной – никаких выбросов в атмосферу "Аист-200" не производит. Кроме того, в процессе переработки отходов установка вырабатывает тепло, которое разработчики предлагают использовать для отопления жилых домов или спортивных объектов и тепличных хозяйств.

"За счет того, что процессы открытого горения в установке не происходят – они замены на процесс окисления – отдача тепла перерабатываемым сырьем повышается в 2,5-3 раза", - рассказал Interfax-Russia.ru руководитель проекта Сергей Жерняк.

Если, например, установить "Аист-200" в жилом доме, то можно будет создать в его пределах замкнутый цикл переработки мусора и сточных вод в тепловую и электрическую энергию. Весь мусор, который копится у жильцов, и все канализационные стоки на месте будут обращаться в энергию.

Получается, что уникальная установка может и топливо производить, и быть при этом источником энергии. Причем топливо на "Аист-200" получается нескольких видов.

"Синтезирование топлива качества Евро-4, состоящего из двух компонентов, позволяет получать как высокооктановое топливо, то есть бензин, так и дизельное топливо и авиационный керосин", - сообщил Сергей Жерняк. Тот или иной вид получается в зависимости от того, какой именно катализатор применяется в реакторе.

Главный конструктор проекта Сергей Зотов в беседе с Interfax-Russia.ru отметил, что топливо, в которое установка перерабатывает отходы, пока не попадает под российские стандарты.

"В зарубежных странах аналоги такого топлива относятся к стандарту экстралюкс или суперлюкс, но в России они пока не приняты. Потому мы вынуждены ждать, когда этот вопрос будет решен, и намерены выходить с ним на уровень правительства РФ", - пояснил он.

По словам разработчиков "Аист-200", заграничные аналоги топлива, производимого такой установкой, стоят невероятно дорого, поэтому широко не распространены. Томичи в свою очередь, наоборот, могут "похвастаться" чрезвычайно низкой себестоимостью топлива. Она составляет всего 0,4 копейки за литр.

"Такая низкая себестоимость качественного синтетического моторного топлива обусловлена побочными продуктами "Аист-200" – утилизацией отходов, получаемым теплом, электроэнергией, дистиллированной водой. Фактически, себестоимость топлива составляет примерно 4 рубля, но если вычесть из этой суммы доходы, которые принесет переработка мусора, стоимость полученной энергии, тепла, то получается практически "нулевая цифра", - пояснил Сергей Зотов.

Он также добавил, что низкая стоимость – не единственное преимущество топлива, которое они могут получать благодаря своему изобретению. По такой характеристике, как выброс отравляющих веществ, оно в 20-30 раз менее токсично, чем традиционные виды топлива, и выделяет при сгорании в 10-15 раз больше энергии.

Между тем, заведующий кафедрой химической технологии топлива Томского политехнического университета (ТПУ) Анатолий Кравцов пояснил агентству "Интерфакс-Сибирь", что работы по созданию подобной установки велись в Японии в конце XX века. "Они (японцы – ИФ) столкнулись с проблемой – примеси в полученном бензине загрязняли цилиндры двигателя автомобиля", - сказал Анатолий Кравцов.

Главный конструктор проекта Сергей Зотов в свою очередь заявил, что томские специалисты эту проблему решили за счет создания "более глубокого вакуума" в механизмах установки и повышения температуры химической реакции.

"Тем не менее, двигатель и топливную систему автомобиля, на котором мы тестируем полученное топливо, пришлось доработать. Изменения обошлись в 60 тыс. рублей, с учетом того, что двигатель мы переделывали несколько раз", - подчеркнул Сергей Зотов.

Установка, разработанная резидентами томского технологического бизнес-инкубатора, способна производить до 200 литров топлива в час. Из 1 кг измельченных пластиковых бутылок, например, получается около 900 граммов топлива. Сферу применения своего проекта они очерчивают очень широко.

"Аист" может решить проблему утилизации отходов сельскохозяйственных предприятий, лесопромышленного комплекса, предприятий угольной сферы и т.д. Кроме того, многие регионы и муниципалитеты могут, размещая у себя установки, одновременно решить и экологические проблемы, и приобрести энергетическую независимость. У них появится сразу и предприятие по переработке отходов, и альтернативный источник энергии ", - считает Сергей Зотов.

Отметим, что для многих территорий Сибири, да и всей России, вопрос утилизации мусора и отходов действительно стоит очень остро. И если бы томским ученым удалось дать своему детищу реальную жизнь, то это было бы настоящим прорывом.

Изготовить первый промышленный образец конструкторы "Аист-200" планируют в 2012 году, его расчетная стоимость составляет от 12 до 17 млн рублей в зависимости от комплектации.

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще