Точка зрения 1 апреля 2014 г. 12:28

Сам себе капитан

Interfax-Russia.ru – Томские ученые создают лодку, которая сможет самостоятельно перемещаться по водоему и исследовать рельеф дна.

Небольшую автоматическую лодку, способную самостоятельно исследовать глубину и рельеф дна, создают студенты Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

"Мы работаем как над созданием компактной лодки, так и платы для ее управления. С помощью этого комплекса судно сможет самостоятельно перемещаться по водоему и выполнять поставленные перед ним задачи, при необходимости корректируя маршрут", - сообщил Interfax-Russia.ru один из разработчиков, член вузовского клуба подводного плавания "Наяда" Иван Журавлев.

Также новое оборудование позволит лодке постоянно поддерживать связь с гидролокатором, с которого ей будет поступать информация о глубине водоема и рельефе дна. После чего данные с измерительных приборов будут передаваться по радиоканалу на находящийся на берегу компьютер.

"Информация будет обрабатываться с помощью оригинального программного обеспечения, что позволит в режиме реального времени сформировать карту рельефа дна, достоверно определить глубины выбранных для промеров участков, а также определить положение предметов под водой", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

В дальнейшем студенты ТУСУРа планируют "научить" автоматическую лодку распознавать не только глубину и рельеф дна, но и химический состав воды и ее температуру. Сроки реализации проекта будут зависеть от того, насколько быстро ребятам удастся найти потенциальных инвесторов.

"Данным проектом мы занимаемся уже на протяжении 9 месяцев. Если он получит финансирование, сделаем первую такую лодку за 2 года", - сказал Журавлев.

По его словам, пока что все необходимые приборы и элементы разработчики закупают на собственные средства. Между тем, как отметил студент, проект уже прошел внутривузовский отборочный этап программы "Умник" и теперь может претендовать на грант на региональном этапе конкурса, который пройдет в рамках форума U-NOVUS.

"Мы очень надеемся на финансовую поддержку: собственных средств уже не хватает, потому что, помимо покупки оборудования, необходимо создать фактически бортовой компьютер: написать четыре оригинальные программы, позволяющие самостоятельно управлять лодкой, снимать данные, передавать и расшифровывать их", - поделился Иван Журавлев.

Что касается применения данной разработки, то, по словам разработчика, такая автоматическая лодка может быть полезна экологам, работникам водохранилищ, портовым организациям, строителям, которые прокладывают трубы под водой, а также сотрудникам МЧС.

"К нам достаточно часто обращаются спасатели, когда им нужно обследовать дно озера: например, найти судно или утопленника или просто составить карту дна. Сейчас все измерения производятся вручную: в лодке находятся два человека, один из которых управляет лодкой, а второй нажимает кнопку на приборе и, допустим, через каждые два метра, снимает данные. Естественно, такие измерения отнимают много сил и времени, а иногда осложняются плохой погодой или сильным течением. Наша же лодка присутствия человека в ней не требует: и ее перемещение, и все измерения будут осуществляться автоматически", - пояснил разработчик.

Еще более серьезные разработки ведут ученые Научно-исследовательского института автоматики и электромеханики (НИИ АЭМ) Томского университета систем управления и радиоэлектроники. В частности, его сотрудники уже на протяжении многих лет занимается созданием систем электропитания и управления автономными и буксируемыми подводными аппаратами – так называемыми, морскими роботами. В настоящее время по заказам нескольких ведущих предприятий в НИИ АЭМ разрабатываются системы энергообеспечения бортовой аппаратуры ряда новых необитаемых подводных аппаратов различного назначения.

"Так сложилось, что НИИ АЭМ, находясь в центре материка и не имея выходов к морю, достаточно давно занимается морской тематикой и является одним из ведущих разработчиков в своей сфере. Коллектив разработчиков под руководством Вадима Николаевича Мишина решает сложную задачу – обеспечить передачу мощного электропитания и телеметрических сигналов по одному кабелю, длина которого может достигать 5 - 6 километров, в зависимости от глубины погружения аппарата. Управление роботом, передача собранных им данных, обеспечение бесперебойной работы аппарата зависит от нашей разработки", - сообщил ректор ТУСУР, научный руководитель НИИ АЭМ Юрий Шурыгин.

По его словам, рост объемов поставленных и выполняемых задач с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов на больших глубинах и особенно в условиях арктических морей, где по известным причинам ограничена возможность использования обитаемых подводных аппаратов и водолазов, ведет к значительному усложнению, а, следовательно, к увеличению требуемой полезной мощности систем электропитания, которую необходимо передавать на борт аппарата. Между тем, волноваться за успешность выполнения поставленной перед учеными задачи волноваться не стоит – как отмечают в вузе, коллектив института имеет большой опыт по разработке систем питания и управления гироскопическими приборами для навигационных комплексов.

"Еще в советские времена, когда работы по освоению Мирового океана велись в нашей стране широким фронтом, в НИИ АЭМ были разработаны, изготовлены и после проведения соответствующих испытаний переданы для эксплуатации ряд систем электропитания подводных аппаратов на постоянном и переменном токе мощностью от 0,5 кВт до 30 кВт", - сообщила пресс-служба томского университета.

В данном случае речь идет о комплексе "Галс", предназначенном для геологоразведочных работ в водах мирового океана, а также системе электропитания и управления движителями подводного телеуправляемого аппарата "Визит", необходимой для работы буровых работ на морском шельфе, а также ряде приборов для подводных аппаратов специального назначения.

Накопленные учеными знания, в частности, пригодятся во время реализации масштабного проекта по освоению месторождений Арктики с помощью морских роботов.

"Основные направления этого прорыва уже определены. Это целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности", - написал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в авторской статье, опубликованной в "Российской газете".

По его словам, промышленное освоение арктического шельфа, по оценкам специалистов, может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9-10 млрд тонн условного топлива. Согласно оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире.

По мнению Рогозина, освоение Арктики - не только жизненно важный приоритет для нашего государства, но и серьезный технологический вызов. Разработку нового проекта с июня 2013 года ведут Фонд перспективных исследований, центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть" и Дальневосточное отделение РАН.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще