Точка зрения 28 мая 2014 г. 01:30

Счастье от ума

Interfax-Russia.ru - Новосибирск претендует на то, чтобы стать одним из первых в России "умных городов" (smart city). В этом ему должны помочь IT-технологии и повсеместная "интеллектуализация".

Новосибирск является одним из российских городов, в котором весомо представлена IT-сфера. Так, по данным Новосибирскстата, количество IT-компаний в Новосибирской области составляет около 2,2 тыс., среднесписочная численность персонала в них – 10,5 тыс. человек. Уже сейчас можно говорить о существовании IT-кластера, который ставит перед собой задачу сделать Новосибирск центром мировых компетенций в этой сфере.

По словам руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий региона Анатолия Дюбанова, в Новосибирске, например, реализуются IT-проекты в сфере безопасности дорожного движения и систем трехмерного сканирования.

Чиновник напомнил, что регион имеет самую широкую в России сеть постоянно действующих наземных базовых станций ГЛОНАСС. Это позволяет реализовать, например, проекты по созданию систем контроля за соблюдением правил дорожного движения, 3D-лазерного сканирования дорог, зданий и инфраструктурных объектов.

В частности, с помощью трехмерного сканирования легко решается задача по съемке сложных, опасных и удаленных объектов без риска для персонала (высоковольтные ЛЭП, электрические подстанции, плотины ГЭС, шлюзы, реки, озера, объекты ландшафта, высотные дымовые трубы ТЭЦ, предприятий и др.). Достаточно объехать подстанцию по периметру 2-4 раза на специальной мобильной лаборатории для получения высокоточной модели. Также система позволяет обследовать весной дорожное полотно.

Кроме того, как добавил специалист, в Новосибирской области создан реально работающий единый сервер сбора навигационной информации, который принимает ее от более чем 11,5 тыс. единиц транспорта: школьных автобусов, машин "Скорой помощи", санитарного транспорта и т.д. По мнению Дюбанова, к системе необходимо подключать транспорт, перевозящий опасные и негабаритные грузы, а также имеющий грузоподъемность свыше 12 тонн.

В целом же перспективной для Новосибирска является система гибкого управления транспортными потоками подобная той, что реализована в ряде зарубежных городов.

О необходимости создания такой системы говорят достаточно давно. Например, руководитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Валерий Жарков рассказал журналистам, что подобная система разрабатывается совместно с Сибирским государственным университетом путей сообщения. Если ничего не решать, то по мнению Жаркова, город наглухо встанет в пробках. "У нас будет ситуация ухудшаться, потому что каждый год количество легкового транспорта (в Новосибирске - ИФ) увеличивается на 50 - 40 тысяч", - сказал он.

Упомянутая система, по его мнению, позволит создать в городе удобную систему общественного транспорта, сопоставимую по комфортности с метрополитеном, в котором еще в 2012 году была установлена система автоматизированного управления поездами, разработанная и установленная институтом автоматики и электрометрии СО РАН. Система позволяет управлять движением состава с помощью компьютерного интерфейса, а также подсказывает дежурному, как поступить в случае нештатной ситуации или ошибки. Помимо этого, она способна обучаться на основе загруженных данных и выдавать рекомендации.

Интеллектуализация затронула также социальную сферу города. По словам Дюбанова, в определенном смысле эту функцию выполняет специальный интернет-сервис, который позволяет направить сообщение в мэрию. С его помощью жители также могут получить информацию о городских социальных учреждениях и объектах (школах, детских садах, больницах), узнать о запланированных и аварийных отключениях воды, электроэнергии, газа и отопления.

Сервис высоко оценил еще будучи полпредом президента РФ в СФО Виктор Толоконский.

"Все обращения от граждан сразу попадают в публичное пространство и под контроль общества, что не дает права чиновникам сказать: "Это не такая глобальная проблема" - и отложить ее в долгий ящик. Такие технологии меняют образ нашей жизни, взаимодействие общества с властью, повышают уровень доверия граждан к власти. Мы видим, как простое техническое решение изменяет очень много социополитических процессов", - цитирует Толоконского пресс-служба технопарка новосибирского Академгородка.

На состоявшемся недавно в Новосибирске форуме "Сибирская индустрия информационных систем" обсуждались также вопросы информатизации и жилищно-коммунального комплекса города.

"За последние 4 года повышенное внимание государственной власти к проблемам отрасли ЖКХ вылилось в десятки нормативных актов, мощную PR кампанию в СМИ и декларированное увеличение финансирования на решение этих задач. На практике мы имеем слабое влияние власти на ситуацию, недовольство населения и ухудшение условий работы для коммерческих компаний", - признает директор ООО "Прогматик", специализирующегося на разработке, создании, внедрении и сопровождении программных продуктов автоматизации в области ЖКХ Александр Грязнов.

В итоге участники форума разработали рекомендации по созданию общегородского ресурса для приема и логистики заявок от собственников напрямую в управляющие компании. Эксперты форума пришли также к выводу, что организации ЖКХ должны открыть данные друг для друга.

Развитие всех указанных направлений, а также IT-проекты в сфере образования, здравоохранения и безопасности (не только дорожного движения, но и противодействия уличной преступности), ведет Новосибирск в число городов с "умной" средой обитания.

Обозреватель Евгений Жиличев

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще