Перевозчики зерна на Юге России выступают против низких тарифов и коррупции

Локальные акции протестов водителей против низких тарифов на перевозку зерна и против коррупции проходят в Ростовской области, Ставропольском крае и на Кубани, их поддерживают коллеги из Волгоградской, Воронежской, Саратовской, Самарской областей, Белгородской областей.

Координатор проектов ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко сообщил "Интерфаксу", в акции протеста на юге РФ принимают участие до 500 автомобилей перевозчиков зерна.

"По той информации, которая есть у нас, речь может идти о порядке 500 грузовиках, специализирующихся на перевозке зерна. Они стоят перед элеваторами, на площадках, стоянках и просто не грузятся, потому что стоимость перевозки их не устраивает", - пояснил он.

В частности, протестовали водители в Арзгирском и Красногвардейском районах Ставропольского края.

"Мало того, что приходится ездить с перегрузом, еще и тарифы упали. Какая нам прибыль от работы? Да, мы хотим обратить на нашу проблему внимание, хоть и таким образом, нам попросту "руки выкручивают". Что будет дальше, как ситуация будет развиваться, не знаю, но у нас есть хоть такой способ заявить о себе, и мы им пользуемся", - сказал "Интерфаксу" один из перевозчиков, участвовавший в акции.

"Цена на бензин и расходы повысилась, тарифы упали, получается, что нет никакого смысла работать, а работать надо. Поэтому мы говорим, что не согласны с происходящим. Не будем перегружаться - работать в ноль нам получается? Надежда есть только на государство, которое обратит внимание на наши проблемы, может, как-то сдвинется все в мертвой точки, я не знаю, как, на то у нас есть и государство, чтоб решать проблемы граждан", - сказал еще один участник акции.

По словам президента ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимира Матягина, сегодня доля затрат на топливо в расходах перевозчика доходит до 70%.

"При ставке 1,4 рубля за 1 кг зерна при расстоянии 575 км в один конец и столько же обратно люди зарабатывают 35 тыс. рублей, из которых 27 тыс. рублей уходит на топливо, то есть 70%. Какой это рентабельный бизнес? И это мы не считаем "Платон", налоги, зарплату. Еще покушать надо, потому что три дня в дороге человек находится", - сказал В.Матягин.

По данным В.Войтко, стоимость перевозки зерна снизилась на половину в зависимости от региона. "Если раньше это было 1,2-1,4 рубля за тонно-километр, то сейчас это 60-80 копеек за тонно-километр. "Этого не хватает даже на то, чтобы покрыть расходы на топливо, обслуживание автомобилей, зарплату водителей", - сказал он.

По мнению участников акций, так давно сложилось, что тарифы на перевозку зерна установлены не сами водителями, а производителями зерна, трейдерами.

"Мы сами себя ниже плинтуса опустили, соглашаясь на такие условия. Вы же когда садитесь в такси, не говорите, что заплатите 100 рублей и пусть меня везут в аэропорт, который находится на расстоянии 600 км. Вам таксист говорит, сколько его услуга стоит. Также и перевозчик должен говорить, сколько экономически стоит его услуга, а не вестись на ту цену, которую трейдеры, диспетчеры, грузополучатели дают. Они говорят, мол, 1,4 рубля не устраивает, так грузи не 25 тонн, а, допустим, 80 тонн, то есть в 3 раза больше, вот вам уже больше 4 рублей. Извините, а почему вы считаете, что я должен нарушать закон, когда меня с этими 80 тоннами остановят на посту весового контроля, и я получу штраф в 500 тыс. рублей? А я даже столько денег за сезон не заработаю", - говорит В.Матягин.

По словам заместителя гендиректора по производству агрохолдинга ООО "УК АСБ - Агро" (Ставропольский край) Сергея Алтухова, "если везти без перегруза, там заработок получается нулевой или даже в убыток себе".

"Люди хотят заработать, а перевозчики не хотят платить, считают, что дорого. Например, довезти на 400 км груз весом одну тонну стоит 1 тыс. 200 рублей. Чтобы перевозчику заработать, он должен повысить расценки на перевозку, а трейдерам это не выгодно. В прошлом году мы перевезли большое количество груза в порт своим транспортом. И мы потеряли большую прибыль. В этом году мы сами не вывозим, даже своим транспортом, а продаем только с места. Экспортеры сами перевозят", - сказал С.Алтухов.

Представитель министерства транспорта Ростовской области сообщил "Интерфаксу", что в акциях участвуют лишь водители из так называемого нелегального сегмента рынка, незарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

"Водители, которые трудятся у зарегистрированных перевозчиков, к акциям не присоединяются, поскольку грузоотправители и перевозчики работают в рамках заключенных контрактов", - пояснил он, добавив, что со своей стороны Минтранс региона занимает жесткую позицию по отношению к перевозкам с перегрузом, потому что разрушается дорожная инфраструктура и страдают добросовестные участники дорожного движения.

По данным Южного межрегионального управления Госавтодорнадзора, в 2018 году в рамках мероприятий по весовому контролю проверено 4,023 тыс. автомашин, перевозящих зерновые культуры. Больше половины из них – 2,338 тыс. – осуществляли грузоперевозки с нарушениями. Еще 51 нарушение выявлено в уже наступившем году при проверке 654 машин.

Владелец компании "Мирогрупп Ресурсы" (Краснодарский край, один из крупнейших зерновых трейдеров на юге РФ) Андрей Долуда считает, что на рынке грузоперевозок сегодня "большой хаос и бардак".

"Есть много всяких факторов, которые не дают работать по понятным правилам игры, в том числе и сильная коррумпированность в этой истории существует. Мы хотели бы, чтобы у них с властями получился диалог, чтобы наладить работу и прояснить правила игры", - сказал он "Интерфаксу".

Все собеседники видят разные выходы из ситуации.

Так, представитель Минтранса Ростовской области считает, что одним из вариантов решения проблемы является размещение постов автоматического весогабаритного контроля (АСВГК) на автодорогах. В регионе в 2019 году начнется работа по оборудованию 5 пунктов АСВГК из 15 запланированных.

Помимо этого нивелировать ситуацию может введение электронных накладных и организация контроля непосредственно в портах, так как около 63% перевозок зерновых культур осуществляются без оформления соответствующих документов – товарно-транспортных накладных и путевых листов.

С.Алтухов считает, что проблема должна решаться на уровне правительства.

В.Матягин сообщил, что в адрес 15 крупнейших зернотрейдеров ("Гленкор", ТД "Риф", "Зерно-трейд", "Астон", "Степь", НКХП, Новороссийский зерновой терминал) направлены письма с просьбой взять на себя обязательства по изменению тарифов на перевозку.

"Эту проблему государство должно взять под контроль, чтобы у нас все-таки законы работали, и контролирующие органы тоже работали, не создавая нездоровую конкуренцию, не закрывая глаза на правонарушения. Перегруженные машины едут через всю территорию России, и много постов проезжают, и каким-то образом перегруженные приезжают в порты, и там грузополучатели тоже видят, что идет нарушение законодательства, они спокойно принимают грузы, получая суперприбыли", - сказал В.Матягин.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще