Эксклюзив 14 февраля 2019 г. 19:45

Губернатор Ростовской области В.Голубев: "Мы делаем акцент на экспортный потенциал региона"

Губернатор Ростовской области В.Голубев: "Мы делаем акцент на экспортный потенциал региона"

Ростовская область представляет в ходе Российского инвестиционного форума "Сочи-2019" более 75 инвестиционных проектов и программ на общую сумму порядка 490 млрд рублей. Основной акцент сделан на увеличение мощностей и развитии инфраструктуры морских портов Ростовской области. Также на экспозиции региона представлены территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Гуково", "Донецк" и "Зверево", проекты в сфере ветроэнергетики, транспорта, судостроения, аквакультуры и проекты из "губернаторской сотни" приоритетных инвестиционных проектов. О том, каких результатов ожидают власти региона от участия в форуме и перспективах развития инвестиционного климата в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

- Василий Юрьевич, сколько в целом Ростовская область планирует подписать соглашений на Российском инвестиционном форуме, который в эти дни проходит в Сочи? И какие приоритеты Вы ставите при отборе проектов?

- К этому форуму, да и к Питерскому (ПМЭФ – ИФ), мы относимся очень внимательно, потому что хотим показать те приоритетные направления, которые для нас важны на период с 2019 по 2021 годы. Сейчас мы делаем акцент на экспортный потенциал региона – и по итогам прошлого года, и по итогам 2017 года у нас неплохая динамика по экспорту. Несколько лет назад мы с Российским экспортным центром подписали соглашение, а сегодня подписали еще одно с учетом скорректированных нынешних реалий. Мы хотим создать условия для динамичного развития экспортных возможностей нашего региона. Это касается не только традиционных поставщиков продукции за пределы страны, но и тех, кто хотел бы таковыми стать. Я бы здесь выделил отдельно возможности нашего малого и среднего бизнеса. Среди соглашений, которые мы подписываем в эти дни, два контракта как раз по развитию экспортных возможностей Ростовской области. Я говорю о логистических центрах, о расширении портового хозяйства в Таганроге и Азове.

По итогам форума мы планируем привлечь свыше 40 млрд рублей инвестиций. А всего на стенде Ростовской области представлено 75 проектов с объемом инвестиций порядка 490 млрд рублей, которые уже реализуются на территории области. Например, в прошлом году мы подписали соглашение с компанией ООО "Лемакс" (производство радиаторов), а в этом году подписываем с ними же новый документ с объемом инвестиций 6 млрд рублей, который предполагает развитие данного производства. Это хорошее производство, продукция поставляется в Европу и в Россию.

Кроме этого, у нас реализуются проекты по развитию ветроэнергетики в Ростовской области. В конце прошлого года мы открыли первый завод по производству ветробашен на заводе "Красный котельщик" в Таганроге. И в четверг на форуме было подписано соглашение с АО "НоваВинд" (консолидирует ветроэнергетические активы "Росатома" – ИФ) о создании в Ростовской области сборочного производства комплектующих для ветроэнергетических установок. Стоимость инвестпроекта 995 млн рублей. Данный специнвестконтракт подписали министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор компании "НоваВинд" Александр Корчагин и представитель Red Wind B.V. Антон Ковалевский. В настоящее время проект уже реализуется, он позволит создать в регионе 240 новых рабочих мест.

- Вы в начале нашего разговора рассказывали про экспортную составляющую. Как Вы в целом сейчас оцениваете экспортную активность региона и какие перспективы у этого направления?

- Надо понимать, что у Ростовской области основная доля экспорта – это сельхозтовары, зерно. Товары из Ростовской области в 2018 году поставляли в 135 стран. При этом мы наблюдаем значительный рост экспорта: доля импорта в 2018 году в сравнении с 2017 годом, по сути, не изменялась, а экспорт вырос на 20%. Мы - среди 10 лидеров по динамике экспорта в России, а по итогам 2018 года Ростовская область занимает первое место. Точно могу сказать, что в данном направлении потенциал региона не исчерпан. И соглашения, про которые я говорил, как раз позволят развивать это направление дальше.

Иногда нас критикуют: надо строить заводы, а не логистические комплексы. Но Ростовская область – регион, находящийся на пересечении многих магистралей: дороги, водные пути, авиационные, железнодорожные. И с учетом специфики производства логистические комплексы здесь необходимы. Ну и наши крупные игроки, такие как "Ростсельмаш", "Новочеркасский электровозостроительный завод", "Трубная металлургическая компания", сегодня очень широко представлены в любой точке мира от Европы до Америки.

- В Ростовской области проходил не такой масштабный, но не менее важный Всероссийский форум продовольственной безопасности. Планируется ли его проводить в дальнейшем? Эта площадка как-то будет трансформироваться?

– Форум продолжит работу, но мы должны быть в тренде повестки сегодняшнего дня. И если мы остановимся только на продовольственной безопасности, мне кажется, что в тренд можем не попасть.

В целом, по оценке Минсельхоза, эта задача в Ростовской области решается, именно поэтому мы и говорим сейчас об экспортном потенциале региона. Сейчас на стадии обсуждения вопрос – проводить форум в 2019 или в 2020 году. Первый форум был посвящен исключительно продовольственной безопасности, второй – экологически чистой продукции. Сейчас мы думаем над тем, чему будет посвящен третий форум. Идеи и предложения есть, но главное угадать повестку дня.

- Возвращаясь непосредственно к Российскому инвестиционному форуму "Сочи" и участию Ростовской области в нем. Какова по Вашей оценке доля заключенных здесь соглашений, которые доведены до конца – то есть до запуска проекта?

- Если бы меня спросили об этом года три назад, я бы сказал, что около 70%. Сейчас я знаю, что этот показатель намного больше. Потому что мы действительно переформатировали подход к проработке таких соглашений и подписываем только те из них, которые прошли определенные подготовительный период. Таким образом, подавляющее большинство соглашений, подписанных в последние два-три года, гарантированно реализуются.

Пример – подписанное в этот четверг соглашение с АО "НоваВинд", а уже в июле будет запущен завод. Или проект по строительству обхода Аксая: его предварительная стоимость – более 70 млрд рублей, проект еще не вышел из экспертизы, но уже до конца мая первый этап подготовительных работ будет закончен. Его стоимость – 4,2 млрд рублей. И этот тот проект, который "видно".

Среди проектов, которые мы реализовали, подписанный на Сочинском форуме проект по производству полипропиленовой пленки в Шахтах, проект по утилизации медицинских отходов, который уже работает: между прочим, проект не самый большой по объему инвестиций, но с точки зрения решения экологических проблем он имеет принципиальное значение.

- Каков общий объем привлеченных инвестиций в Ростовскую область по итогам 2018 года?

- Окончательные итоги пока не подведены, они появятся после августа 2019 года, когда мы получим все уточнения, связанные с малым и средним бизнесом. А, зачастую, здесь происходят серьезные изменения именно благодаря инвестициям малого и среднего бизнеса.

Если брать предварительные итоги, то в общей сложности это около 300 млрд рублей за 2018 год. Однако есть указ президента, в котором определены показатели оценки деятельности органов исполнительной власти и, прежде всего, губернаторов. В этом указе говорится о том, что к инвестициям нельзя причислять государственные деньги и деньги государственных монополий. Если исходить из этого, то в 2018 году инвестиции составили около 224 млрд рублей, потому что около 77 млрд рублей пришлось на проект РЖД по строительству 148-километрового участка дороги в Воронежской и Ростовской областях. Да, в этом, конечно, участвовал регион, но можно согласиться, что данная сумма – чистые инвестиции Российских железных дорог и федерального бюджета.

Мы сейчас осторожны с прогнозами на 2019 года, потому что прошлый год в целом был непоказательным благодаря Чемпионату мира по футболу. Это событие стало существенным толчком для реализации проектов и инвестиций в дорожную, транспортную, спортивную инфраструктуру.

Между прочим, не нужно забывать про аэропорт "Платов". Это единственный аэропорт в России, который получил пять звезд по оценке международной рейтинговой организации. Ростовская область – единственный регион в России и десятый в мире, где есть пятизвездочный аэропорт.

- Василий Юрьевич, если немного помечтать и порассуждать о том, каких проектов не хватает региону, то какие бы назвали Вы?

- Я бы хотел, чтобы активнее развивалась переработка сельскохозяйственной продукции. От пшеницы и всего того, что выращивают растениеводы, до того, что делают животноводы. Этот рынок не занят в Ростовской области и, главное, он востребован везде – не только в России.

Если говорить о проектах, о которых можно помечтать (с другой стороны, это вполне реально), я бы назвал проект реновации старого аэропорта, создания здесь комплексного района застройки – то есть современного района, в котором можно жить, работать и отдыхать. Такая идея существует, но здесь нужно пройти большой подготовительный процесс. Еще один проект из такого списка – это развитие территории вокруг нового аэропортового комплекса "Платов". Есть локализованные проекты, есть уже начатые, но в целом это перспективы на ближайшие пару десятков лет как минимум. Тогда эта территория станет мощной новой точкой роста Ростовской области.

Можно говорить о Левом береге, развитии созданного спортивного кластера – тут тоже потенциал, очевидно, не исчерпан. Это и жилье, и спортивная инфраструктура, и инфраструктура отдыха, туризма. Даже в этом году будут начаты некоторые локальные проекты.

Следующая тема – строительство метро в Ростове-на-Дону с учетом опыта Москвы и других городов. В 1970-х годах планировалось метро глубокого залегания, но геология в Ростове и рядом с ним такая, что это очень сложный процесс. Ну и финансовая нагрузка очень серьезная. Кроме того, мы можем пойти разными путями: остановиться на проекте метро глубокого залегания, или перенять опыт использования скоростных трамваев. Им достаточно небольшого углубления и они могут проходить по эстакадам и существующим магистралям. В данном проекте заинтересованы, как мне кажется, ростовчане, жители городов, которые находятся рядом с Ростовом: Аксайский район, Батайск.

- В Ростовской области создан винный кластер "Долина Дона". С одной стороны, он развивается не так быстро, как хотелось бы. С другой – по соседству с Ростовской областью есть Краснодарский край, где объемы производства существенно выше. Как вы оцениваете перспективы развития этого направления?

- Во-первых, если мы сравниваем виноделие Краснодарского края и Ростовской области, я бы по объему отдал первенство Кубани, а по качеству вина - можно поспорить. У нас производители, которые делают действительно хорошее вино. Например, "Ведерников".

Как вы знаете, у нас самый северный регион, выращивающий виноград и производящий его в промышленных объемах. Мы сегодня имеем порядка 7 тыс. га виноградников, а в свое время было почти 16 га. Тем не менее, виноделье развивается, в том числе, благодаря государственной поддержке. В некоторые шато, расположенные в Ростовской области, уже сейчас приятно заехать: здесь производят вино, выращивают виноград, создана инфраструктура для полноценного отдыха и туризма. То есть человек может приехать и отдохнуть здесь несколько дней.

- То есть получается, что у Ростовской области есть шанс создать свою, неповторимую "винную историю"? Если в Краснодарском крае или Крыму виноделие – в большей степени советское наследие, то на Дону отрасль создают малые предприятия?

- Конечно, это небольшие, средние компании. Но каждая со своей изюминкой, со своим привкусом, как говорят.

- Не окажет ли на развитие кластера негативное влияние ситуация с заводом "Цимлянские вина", который находится в процедуре банкротства?

- Как раз ОАО "Цимлянские вина" в этот кластер не входило. Вступление в кластер "Долина Дона" - дело добровольное, виноделы сами определяют, нужно им это или нет. Но могу сказать, что у завода "Цимлянские вина" появился инвестор, который уже сейчас выкупил долги и ведет переговоры с акционерами. И я думаю, что мы движемся в сторону возобновления работы завода. У инвестора намерения очень серьезные: шаги, которые сделаны им за короткий промежуток времени, убеждают нас в том, что это действительно так.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще