Эксклюзив 19 апреля 2019 г. 14:45

Глава Минздрава Дагестана Д.Гаджиибрагимов: "Объединение медучреждений в республике не приведет к сокращению медработников и снижению их зарплат"

Глава Минздрава Дагестана Д.Гаджиибрагимов: "Объединение медучреждений в республике не приведет к сокращению медработников и снижению их зарплат"

Менее чем за год в системе здравоохранения Дагестана произошел ряд серьезных изменений. Запущено строительство нескольких медицинских объектов, которые долгие годы считались недостроями: часть из них будет введена уже в 2019 году, еще шесть – в течение 2020-2021 годов. Из регионального бюджета выделены средства для закупки нового транспорта и оборудования, что позволит уже в нынешнем году приобрести республике 70 карет "скорой помощи" и 50 флюорографических установок. Качество медицинского обслуживания переходит на новый уровень, но, при этом, остается масса нерешенных вопросов. О строительстве новых больниц, реструктуризации медучреждений и техническом переоснащении больниц и поликлиник в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр здравоохранения республики Джамалудин Гаджиибрагимов.

- Джамалудин Алиевич, Вы относительно недавно приступили к своим обязанностям. Какое "наследство" вам досталось, как Вы оценивали уровень дагестанской медицины?

- Сразу обратили на себя внимание организационные промахи, дефицит зданий, проблема недостаточной оснащенности современным оборудованием медицинских учреждений.

В городских поликлиниках катастрофически не хватает площадей не только для развертывания необходимых подразделений, но и приема больных врачами. Во многих поликлиниках порой в одном кабинете ведут прием одновременно по 2 врача разного профиля. Без строительства новых поликлиник в городе решить данную проблему почти невозможно. Безусловно, нехватка площадей, специалистов приводит к очередям в поликлиниках, вызывает недовольство больных. При этом более 20 объектов здравоохранения в республике находились в списке долгостроев.

Только в прошлом году, благодаря поддержке руководства республики, дело сдвинулось с мертвой точки. После обращения главы Дагестана Владимира Васильева федеральный центр выделил 350 млн рублей на завершение строительства стационара на 40 коек и поликлиники на 200 посещений в смену при онкологическом диспансере в Дагестане. В настоящее время стационар почти готов к вводу в эксплуатацию. Открытие объекта позволит значительно улучшить оказание специализированной помощи онкологическим больным республики. Также будет укреплена диагностическая база Республиканского онкологического диспансера.

Из-за отсутствия финансирования более 30 лет было заморожено строительство дополнительного корпуса при Детской республиканской клинической больнице. В этом году строительные работы будут возобновлены. Средства на эти цели в рамках республиканской инвестиционной программы изыскали в региональном бюджете. Также продолжится строительство противотуберкулезного диспансера со стационаром на 320 коек в Махачкале. Дополнительно в эту программу планируется включить завершение строительства участковой больницы в с. Доргели (Карабудахкентский район) и, что очень важно, возобновить строительство шести объектов здравоохранения с высокой степенью готовности, которые при надлежащем финансировании мы можем ввести в эксплуатацию в 2020 и 2021 годах.

Также в прошлом году возобновили строительные работы Республиканского противотуберкулезного диспансера со стационаром на 320 коек в Махачкале, возводить который начали еще в 2008 году. Сдать объект планируется к 2022 году.

Обеспокоенность вызывает обеспечение лекарственными препаратами наших пациентов из льготной категории граждан. Благодаря поддержке руководства республики средства, выделяемые на требующиеся им медикаменты, в этом году также выросли, но пока составляют 52% от общей потребности. Работа в этом направлении также продолжается.

– Можете ли вы назвать основные достижения ведомства за последнее время, помимо работы с недостроями?

– Безусловно, одним из главных показателей, который позволяет оценить предпринятые нами меры, является увеличение продолжительности жизни. Это главная цель, которая стоит перед системой здравоохранения. В Дагестане продолжительность жизни одна из самых высоких по стране – в 2018 году этот показатель достиг почти 78 лет. Вырос объем, а также спектр высокотехнологичной медицинской помощи. Стала постоянной и тенденция снижения младенческой и материнской смертности. Развиваются информационные технологии. Еще несколько лет назад представить дистанционное обследование – и даже целые консилиумы – было невозможно. Однако уровень медицины должен повышаться везде – и в городах, и в отдаленных районах.

В повседневную практику внедряются принципы "бережливой" организации труда в медицинских учреждениях. В конце 2018 года мы приступили к реализации проекта "Бережливая поликлиника". Это совместный проект Министерства здравоохранения и госкорпорации "Росатом". Он призван сделать систему оказания первичной помощи пациентам быстрой и доступной. В рамках эксперимента уже налажена работа во взрослой и двух детских поликлиниках. Разработана новая логика приема и распределения пациентов и работы врачей, что позволило сократить очереди и увеличить время работы врача с пациентом. На такую модель работы в этом году перейдут и другие поликлиники, а также в республике стартует проект "бережливый стационар", который позволит увеличить доступность круглосуточной помощи населению, уменьшить сроки пребывания пациентов в стационаре, оперативно провести диагностические процедуры, снизить нагрузки на круглосуточный стационар.

Очень многое еще предстоит сделать. Планируется ввести в работу новые типовые медицинские учреждения, новые диагностические технологии современного уровня, развивать качественную медицинскую помощь на местах, в первичном звене здравоохранения, в задачу которого входит своевременное выявление патологии и недопущение тяжелого исхода заболеваний.

– Джамалудин Алиевич, а какие главные задачи перед Вами поставил глава Дагестана Владимир Васильев?

– Задача сохранения здоровья населения, увеличение эффективного долголетия президентом страны и руководством нашей республики поставлена как приоритетная. Масштабная работа в рамках нацпроекта "Здравоохранение", начатая нами, помогает реализовать стратегические цели повышения продолжительности жизни, снижения показателей смертности населения, обеспечения доступности нашим людям медицинской помощи, в том числе, самых сложных и высокотехнологичных ее видов. Определенные результаты уже достигнуты, как я уже говорил: в Дагестане неуклонно увеличивается количество и спектр различных высокотехнологичных вмешательств.

Кроме того, выделяются деньги из регионального бюджета на закупку медицинского оборудования, санитарного транспорта, в этом году за счет средств республиканского бюджета мы приобретем 70 карет "скорой помощи" и 50 флюорографических установок. Более того, глава Дагестана и председатель правительства республики уже одобрили выделение более 300 млн рублей на закупку новой медицинской техники. Также планируется направить порядка 200 млн рублей на проведение капитального ремонта в лечебных учреждениях. Такого никогда не было. Перед нами ставятся глобальные задачи по улучшению всей системы здравоохранения региона, и эти задачи выполнимы, однако не стоит забывать, что общий успех складывается, когда каждый на своем месте работает добросовестно!

– Недавно Вы озвучили планы объединения 37 медучреждений. Не повлияет ли это на доступность медицинской помощи, особенно в сельских районах?

– Главная цель проводимой реструктуризации – повышение качества медицинской помощи. Прежде всего она направлена на увеличение эффективности использования того технического, кадрового и финансового потенциала, который сейчас имеется в здравоохранении региона. Сегодня далеко не все городские и районные медучреждения располагают современным оборудованием и квалифицированными специалистами узкого профиля. Объединение медучреждений позволит решить эти трудности: легче будет перераспределять кадровый и технический ресурсы, а медицинская помощь на местах станет более качественной и доступной. Этот путь уже прошли многие регионы страны, в том числе и столица России.

– А не приведет ли реструктуризация к массовому сокращению медицинских работников?

– Проводимая реструктуризация не отразится на заработной плате сотрудников. Сокращать медицинских работников тоже никто не будет. Сокращение произойдет только за счет дублирующих друг друга сотрудников юридических служб, бухгалтерии и отделов кадров. Для сохранения лучших кадров будет проведена аттестация, как руководителей учреждений, так и работников на соответствие занимаемой должности.

Для оптимального решения вопроса трудоустройства работников, освобожденных от занимаемых должностей, к данному процессу будут привлечены центры занятости населения соответствующих районов и городов республики.

Несмотря на все трудности, мы понимаем, что надо работать, преодолевать невозможное, стремиться к прогрессу. Главное при этом – всегда помнить, ради чего все это – ради пациентов и медицинских работников.

– Что делается для искоренения коррупции в медучреждениях?

– В любой сфере деятельности имеется множество проблем и недостатков, в том числе проявление коррупционных правонарушений, и здравоохранение республики – не исключение. Взяточничество, коррупция – это вопрос порядочности человека, и он не зависит от того, в какой сфере он работает.

Особо остро стоит вопрос "бытовой коррупции", с этим нужно бороться. Например, это когда жители республики идут и платят за те медицинские услуги, которые они имеют право получить бесплатно. А это дополнительно способствует коррупции. Для решения этой проблемы министерством организовано сотрудничество с правоохранительными органами, нами оказывается содействие при проведении ими проверок.

В октябре прошлого года мной утвержден план по противодействию коррупции в министерстве и подведомственных организациях на 2018-2020 годы, согласно которому будет осуществлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками здравоохранения ограничений и запретов, а также по исполнению ими своих обязанностей. Запланировано внедрить: антикоррупционную политику, положение о конфликте интересов, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы и поведения работников. Кроме того, министерством разработана типовая форма договора на предоставление платных медицинских услуг, в соответствии с которой внедрена система "эквайринга" – безналичного расчета с использованием банковских карт через платежный терминал. Данная система позволит обеспечить прозрачность при предоставлении платных медицинских услуг и ликвидировать коррупционные проявления.

– Многие тяжело заболевшие люди предпочитают выезжать для лечения в другие регионы. Когда дагестанская медицина поднимется до уровня более "продвинутых" регионов ЮФО и СКФО? Вы довольны состоянием высокотехнологичной медицины в Дагестане?

– Запретить лечиться в других регионах мы не можем – это было бы неправильно. А вот побудить человека, чтобы появилось желание поправить здоровье у себя в республике, в дагестанских клиниках, у дагестанских врачей, конечно, можно. И мы сейчас работаем в этом направлении. В 2018 году в регионе высокотехнологичную медицинскую помощь получили порядка 5 тыс. человек. Это те 5 тыс. пациентов, которые выбрали дагестанские клиники, а не федеральные центры. Сегодня лицензии на высокотехнологическую медицинскую помощь (ВМП) у нас имеют 14 государственных больниц. По количеству сложных, высокотехнологичных вмешательств Дагестан занимает второе место среди республик СКФО. И это не предел, мы и дальше будем наращивать объемы и внедрять ВМП не только в республиканских клиниках, но и в районных.

– В последние годы в Дагестан стали часто приезжать врачи из других регионов и стран, которые принимают пациентов несколько дней за высокую плату. Полезны ли такие "десанты" дагестанским больным?

– Повторюсь – это выбор самих пациентов. В некоторых случаях такие десанты, безусловно, полезны, потому что позволяют нашим хирургам, не выезжая за пределы республики, набираться опыта у ведущих специалистов страны, осваивать более современные методы диагностики и лечения, совершенствовать уровень практических навыков и умений. Общение с более опытными коллегами – это не только интересно, но и всегда полезно и необходимо.

– С Вашим приходом сменились главные врачи ряда медучреждений. За что были уволены, и чем вы руководствуетесь при принятии таких решений?

– Мое требование одно – работать по закону. Это требование распространяется на всех, независимо от наград и заслуг. Работа руководителя медицинской организации должна строиться в соответствии с целями и задачами государственной политики без личной заинтересованности, во благо граждан нашей республики.

Решение об увольнении принимаю обдуманно, всесторонне изучив деятельность руководителя медицинской организации. Информация ко мне поступает из различных источников: от правоохранительных органов, проведенных ведомственных служебных проверок, жалоб граждан.

Особо обращаю внимание, на вопиющие нарушения в работе учреждения либо систематическое неисполнение поставленных мною задач, и принимаю соответствующие решения, учитывая тяжесть совершенного проступка, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

– Дала ли ожидаемый результат программа "Земский доктор"?

– Положительный эффект безусловно чувствуется. О результативности программы "Земский доктор" можно судить по цифрам: с 2012 года в сельские больницы Дагестана трудоустроились 1 тыс. 80 специалистов. Только в прошедшем году работать "на село" отправились более 200 медицинских работников. Реализация данной федеральной программы позволила укомплектовать необходимыми медицинскими кадрами амбулатории и поликлиники, снизить дефицит "узких" специалистов. А уже с этого года в регионе стартует еще одна федеральная программа "Земский фельдшер". Участниками двух программ в этом году могут стать 224 врача и 10 фельдшеров. Размер единовременной выплаты для докторов не изменится и составит 1 млн рублей. Размер "подъемных" для фельдшеров будет меньше, чем для врачей, – они получат 500 тыс. рублей. Главные условия для участников – быть дипломированными специалистами и отработать на полную ставку в течение 5 лет. Вместе с тем, практика показывает, что большинство специалистов по истечению 5-летнего срока хотят уехать из села. Причин можно привести много, основными я вижу слаборазвитую инфраструктуру и проблемы с жильем, что делает работу в отдаленных и сельских районах малопривлекательной для медицинских работников.

Необходимо дополнительно создать условия для успешной социализации и самореализации медицинских работников на протяжении всей трудовой деятельности. С этой целью планируется усилить взаимодействие с главами муниципальных районов в части оказания содействия в решение данного вопроса.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще