Эксклюзив 24 сентября 2019 г. 13:17

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка: "В ближайшие 5 лет нам необходимо за счёт создания новой товарной массы выйти на объём экспорта в денежном выражении $3,8 млрд"

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка: "В ближайшие 5 лет нам необходимо за счёт создания новой товарной массы выйти на объём экспорта в денежном выражении $3,8 млрд"

                 Краснодарский край в 2019 году в очередной раз побил рекорд по урожаю зерновых и зернобобовых культур, собрав 11,117 млн тонн. Валовой сбор пшеницы превысил 9,7 млн тонн, это на 5% больше, чем в прошлом году. Такие показатели позволяют региону ежегодно наращивать объемы экспорта агрокультур, увеличивать долю российской продукции на зарубежных рынках, что соответствует целям национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

                 Об участии региона в нацпроектах, поддержке экспортно ориентированных предприятий в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка.

                 - Андрей Николаевич, регион принимает участие в реализации целого ряда национальных проектов. Один из них - "Международная кооперация и экспорт" - непосредственно связан с развитием агропрома. Расскажите подробнее - какие задачи ставятся в рамках его реализации?

                 - Нацпроект "Международная кооперация и экспорт" нацелен на существенное увеличение доли наших продуктов на иностранных рынках. В ближайшие 5 лет нам необходимо за счёт создания новой товарной массы выйти на объём экспорта в денежном выражении 3,8 млрд долларов. Эту задачу мы рассматриваем, в первую очередь, как один из этапов развития АПК. Чтобы её выполнить, потребуется существенно модернизировать отрасль, выйти на новые объемы производства сельхозпродукции и довести её качество до мировых стандартов, построить логистические цепи. Безусловно, от этого как производители, так и потребители только выиграют.

                 Товарами с высоким экспортным потенциалом определены: естественно, зерно, а также масложировая, крахмалопаточная и мукомольно-крупяная продукция. По этим позициям мы имеем и резервы для увеличения объёмов производства, и гарантированные рынки сбыта, и растущий спрос.

                 Большую ставку мы делаем и на готовую продукцию - потенциал в этом направлении огромен. Среди кубанских перерабатывающих комбинатов много тех, кто мог бы успешно завоёвывать мировые рынки. Некоторым из них пока что не хватает опыта продвижения, кому-то - финансовых ресурсов для выхода на новые производственные объемы. В этой части край, конечно, будет всячески помогать.

                 Как показывает практика - те предприятия, которые работают изначально с ориентиром на глобальный рынок, достигают высоких результатов. Например, "Кореновский молочный консервный комбинат", выпускающий продукцию под брендом "Коровка из Кореновки", выстраивает именно такую бизнес-модель. Сейчас компания создает цех по производству мороженого конкретно под экспортные нужды.

                 - Кубань закончила уборочную кампанию с рекордными показателями. Учитывая высокое качество зерна-2019, можно ли говорить о том, что план по экспорту на 1,55 млрд долларов США в 2019 году будет выполнен?

                 - Все предпосылки к этому есть. Если она останется на уровне сегодняшнего дня - 190 долларов за тонну, то план в размере $1,6 млрд будет достигнут. Но существуют и некоторые опасения из-за возможного снижения цены на зерно на мировом рынке. На сегодняшний день фактический объем экспорта зерна составляет $657,7 млн, это больше 40% от плана.

                 - Если говорить об экспорте масложировой продукции, какие здесь перспективы?

                 - Хорошие. Уже сейчас экспорт этой категории товаров показывает рост 25%. Чтобы продолжилась эта позитивная динамика в дальнейшем, мы будем увеличивать объемы производства масличных культур для последующей переработки. Поэтому сейчас мы тщательно пересматриваем структуру посевных площадей. Конечно не в сторону подсолнечника, а других перспективных с экономической точки зрения культур - например, озимого рапса. Его средняя рентабельность - 77%, а в некоторых предприятиях - и 100%. Перерабатывающие предприятия, в свою очередь, уже подтвердили готовность брать рапс на переработку с возможностью заключения долгосрочных договоров на поставку. Поэтому под урожай 2020 года мы уже увеличили площадь этой агрокультуры.

                 - Какие региональные продукты могут быть интересны зарубежным потребителям и как сегодня обстоят дела с продвижением на международных рынках наших агропромышленных товаров?

                 - Перечень перспективных в плане экспорта продуктов достаточно широкий: это - крупы, кондитерские изделия, соки, винодельческая продукция, мороженое. Здесь, конечно, сказалась политика импортозамещения, которая подстегнула, во-первых, увеличивать объёмы производства, во-вторых, постоянно работать над качеством. Все перечисленные товары мы в небольших объёмах уже экспортируем. С начала года их продано за рубеж в денежном выражении на сумму около 40 млн долларов США.

                 Кондитерские изделия, на мой взгляд, немного недооценены в плане экспорта. Да, это категория товаров не первой необходимости, но на них всегда был и будет спрос. Сегодня в общей структуре российского экспорта всей продукции АПК кондитерка занимает четвертое место после зерна, растительного масла и рыбы. Думаю, это весомый аргумент в пользу развития этой отрасли. Кубанские кондитеры, кстати, уже нашли своих покупателей за рубежом - "Комбинат "Кубань", "Галан", "Кубанская кормилица", "Метрополис" экспортируют свою продукцию уже не первый год. Их покупают страны Ближнего зарубежья, Средней Азии. Конечно, объёмы экспорта кондитерских изделий значительно малы в сравнении с экспортом зерна или масложировой продукции - с начала 2019 года экспортировано всего около 2 тыс. тонн на сумму 3,5 млн долл. Но нам есть куда расти - фактическая загрузка кондитерских комбинатов сегодня около 65% ввиду дорого сырья.

                 Аналогичная ситуация, кстати, и по некоторым другим отраслям пищевой промышленности. В наших силах это исправить. Поэтому, начиная с этого года, по поручению губернатора Вениамина Кондратьева мы будем выделять краевые средства на поддержку перерабатывающих предприятий.

                 Высокий экспортный потенциал - у виноделов. Участие, победы в престижных международных дегустационных конкурсах делают кубанские вина конкурентоспособными.

                 В плане продвижения кубанских продуктов на зарубежных рынках край плотно работает с "Российским экспортным центром", который регулярно устраивает бизнес-миссии в различные страны, организовывает участие наших предприятий в международных выставках. Там у них есть возможность презентовать свою продукцию, рассказать о её конкурентных преимуществах.

                 - Какие рынки для нас самые перспективные?

                 - Скажу так: конструктивные торговые отношения мы готовы наладить со всеми странами. Мы и сами становимся инициаторами переговоров по этой теме. Но также готовы к встречным предложениям от зарубежных коллег.

                 Если говорить конкретно о странах, то большая заинтересованность к Китаю. Особенность этого рынка в том, что он берет продукцию исключительно без ГМО. Так как Краснодарский край производит именно такие товары, наладить экспортные поставки нам уже удалось. В Китай идут наши кондитерские изделия, мороженое, винодельческая продукция. Мы готовы расширить этот перечень.

                 - Андрей Николаевич, а финансовая поддержка экспортно ориентированным предприятиям предусмотрена?

                 - Безусловно, под нацпроекты предусмотрено финансирование. У нас это - субсидирование мелиоративных мероприятий. На эти цели в 2019 году выделено 340 млн рублей федеральных и краевых средств. Результатом поддержки этого направления должно стать введение в эксплуатацию новых и реконструкция имеющихся мелиоративных систем.

                 Кроме того мы скорректировали финансирование существующих программ поддержки АПК таким образом, чтобы экспортный потенциал реализовывался и по другим направлениям. К примеру, как я уже сказал, приняли решение выделить дополнительные краевые средства на поддержку предприятий кондитерской отрасли.

                 - Есть ещё один национальный проект, касающийся АПК - "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусматривает активное вовлечение населения в фермерскую деятельность, в том числе, путем предоставления господдержки. Есть ли определенные показатели по проекту?

                 - Целевым показателем в этом нацпроекте определено количество вновь созданных субъектов агробизнеса. Краснодарскому краю к 2024 году необходимо вовлечь в малый и средний агробизнес порядка 1,4 тыс. человек.

                 Под реализацию этого нацпроекта на уровне Федерации появилась новая программа грантовой поддержки - "Агростартап". Финансирование для Краснодарского края - около 118 млн рублей. По условиям этой программы начинающие фермеры смогут получать до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства или до 4 млн рублей, если фермерское хозяйство состоит в кооперативе. В Краснодарском крае "Агростартап" должен заработать в октябре, но уже сейчас муниципальные органы управления АПК собирают заявки от тех, кто хочет в ней поучаствовать и получить грант на развитие своего предприятия.

                 Но это - не единственная программа, которая будет содействовать реализации нацпроекта по поддержке предпринимательства. Благодаря уже действующим многие годы мероприятиям по предоставлению грантов также создаются новые рабочие места на селе, а малые формы хозяйствования выводят свои предприятия на новый уровень. Это программы поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельхозкооперативов. К примеру, благодаря программе по поддержке начинающих фермеров с 2012 года на селе появилось около 400 новых рабочих мест. Поэтому мы ежегодно увеличиваем её финансирование.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще