Эксклюзив 24 мая 2010 г. 16:22

Министр ЖКХ Ростовской области А.Кобзарь: "Наша задача - завершить капремонт до начала отопительного сезона"

Министр ЖКХ Ростовской области А.Кобзарь: "Наша задача - завершить капремонт до начала отопительного сезона"

            Капремонт многоквартирного жилого фонда, строительство социальных объектов, вопросы, связанные с управлением жильем, закон об энергосбережении…Актуальных проблем в сфере ЖКХ всегда много. О том, как все они решаются в Ростовской области, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Кобзарь.

- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, какими темпами ведется в Ростовской области капитальный ремонт многоквартирного жилого фонда? Сколько средств Фонда содействия реформированию ЖКХ рассчитывает получить регион в текущем году?

             - За счет всех источников финансирования в текущем году на проведение капительного ремонта многоквартирного жилого фонда планируется направить около 3,5 млрд рублей. Из них 3 млрд рублей составляют средства Фонда ЖКХ, которые мы получили еще в конце марта. По сравнению с прошлым годом финансирование капремонта выросло вдвое. Всего в программе капремонта в текущем году участвует 21 муниципальное образование. На сегодня они уже определили банковские структуры, открывают расчетные счета и перечисляют средства ТСЖ и управляющим компаниям, которые, в свою очередь, заключают договоры на проведение капительного ремонта с подрядными организациями. Фактически работы только начались. Наша задача состоит в том, чтобы завершить капитальный ремонт всех многоквартирных жилых домов, а их около 900, в благоприятный период времени, до начала отопительного сезона. У нас есть неудачный опыт прошлого года, когда финансирование мы получили только в конце августа, а ремонтные работы были завершены в декабре. В текущем году мы не повторим эту ошибку.

             - Применяются ли новые технологии при проведении капительного ремонта?

             - Разумеется, мы применяем новые технологии при проведении капремонта многоквартирного жилого фонда. В первую очередь речь идет о разводящих инженерных коммуникациях, трубах из пластика и металлопластика.

            Постепенно мы уходим от шиферных кровель, применяем энергосберегающие технологии, устанавливаем приборы учета энергоресурсов. Следует отметить, что объем работ, которые необходимо выполнить определяют жильцы на общем собрании. И здесь наблюдается следующая тенденция: люди, понимая, что им придется в обязательном порядке заплатить 5% от стоимости ремонта на условиях софинансирования, предпочитают производить не комплексный ремонт, а ограничиваются необходимым минимумом.

             - В начале текущего года полномочия по строительству социально-значимых объектов в регионе были переданы отраслевым министерствам. Считаете ли Вы данное решение правильным? Оказываете ли сопровождение ранее начатым проектам, консультации специалистам?

             - В текущем году с нас сняли полномочия главного заказчика и распорядителя бюджетных средств по строительству и реконструкции объектов социальной сферы.  Данные функции переданы отраслевым министерствам. Это означает, что строительством и реконструкцией объектов образования занимается министерство образования, здравоохранения – Минздрав и так далее.

            Если говорить непосредственно о социальных объектах, то уже в июне текущего года планируется ввести в строй областной перинатальный центр в Ростове-на-Дону стоимостью свыше 2 млрд рублей, из которых 750 млн рублей было выделено из федерального бюджета, оставшаяся часть суммы – из областного. Начато строительство было в 2008 году. В настоящее время здание находится в высокой степени готовности: заканчивается расстановка и монтаж оборудования, пуско-наладочные работы, монтаж систем обеззараживания воздуха.

            Кроме того, с прошлого года ведутся работы по реконструкции областной больницы N 2 в Ростове. Данный объект должен быть завершен к августу. Начаты работы по реконструкции западной трибуны стадиона "Олимп-21 век" с созданием спортивного комплекса площадью 13 тыс. кв. метров. Он включает в себя два больших игровых зала, гимнастический зал – целый набор объектов.

            Завершается строительство второй очереди строительство поликлиники в станице Советская Советского района области. В прошлом году этот комплекс введен в эксплуатацию, сейчас работы связаны с инженерным обустройством и строительством новой котельной. В летний период эти работы должны быть завершены.

            Мы оказываем консультации отраслевым министерствам, сопровождаем проекты.

             - Александр Григорьевич, насколько мне известно, за министерством сохранились функции по строительству объектов инженерной инфраструктуры. Расскажите, пожалуйста, о том, какие работы ведутся в данном направлении.

            - Несмотря на сложные экономические условия, администрация области большое внимание уделяет развитию инженерной инфраструктуры. В первую очередь, речь идет об обеспечении водой населения. Донскому краю удалось защитить на правительственном уровне два крупных инвестиционных проекта - "Вода Ростова" и "Чистый Дон". Первый предназначен для обеспечения водой Ростова-на-Дону и юго-запада области. Стоимость I  этапа этого проекта - свыше 13 млрд рублей. Реализация данного проекта ведется в рамках государственно-частного партнерства. Есть ряд объектов, которые финансирует частный инвестор – ОАО "Евразийский. Уже развернулось строительство новых водозаборных сооружений в поселке Дугино, строительство в западной части города новых очистных сооружений, водоводов.  Ожидается, что реализация данного проекта позволит  улучшить водоснабжение западной части города, сократить протяженность трубопроводов от Александровских очистных сооружений до Левенцовского микрорайона, и тем самым, сэкономить большой объем электроэнергии.

            Кроме того, у нас появляется возможность бесперебойного обеспечения водой поселений Азовского, Неклиновского, Мясниковского и Аксайского районов. Мы получим возможность транспортировать большой объем воды в Батайск и промышленные зоны. Проект планируется завершить в 2012 году. И это, на мой взгляд, вполне реальный срок, учитывая, что работа ведется высокими темпами.

            Второй инвестиционный проект "Чистый Дон" предполагает реконструкцию очистных сооружений Ростова с увеличением их мощности с 315 тыс. кубов до 430 тыс. кубов в сутки. Кроме того, частный инвестор, которым и в этом случае выступает ОАО "Евразийский", за счет собственных средств планирует построить завод по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации города. Программой также предусмотрено строительство большого коллектора для отвода сточных вод, который разгрузит центральную часть города.

            Помимо реализации этих двух крупных проектов выполняются значительные работы по водоснабжению и водоотведению в Азове и Азовском районе, ведется  реконструкция очистных сооружений. Большой объем средств выделяется городу Шахты по приведению с порядок сетей, которые находились в очень изношенном состоянии. Были огромные потери, уже сейчас нам удалось сократить их в два с лишним раза.

            Кроме того, разрабатываются программы по улучшению водоснабжения и водоотведения в шахтерских территориях, а также восточных районах области.

             - Давайте перейдем к еще одному важному направлению деятельности министерства. Какие проблемы и способы их решения Вы видите в сфере управления жильем?

             - В соответствии с жилищным кодексом, определены три формы управления многоквартирным жилым домом: ТСЖ, управляющая компания и непосредственная форма управления. При выборе формы приоритет отдавался ТСЖ и управляющим компаниям, люди должны были сами определить, кто будет управлять их домом, однако были обозначены и сроки выбора. Если жильцы не смогли самостоятельно определиться с выбором способа управления или организацией, муниципальные образования на конкурсной основе сами назначали компанию, которая обслуживала дома. Это была вынужденная мера, но она не является константой. И если собственники видят, что УК не справляется, не выполняет своих договорных обязательств, они имеют право расторгнуть договорные отношения с компанией, выбрать другую или создать ТСЖ.

            Однако с товариществами собственников жилья тоже есть ряд проблем. Во-первых, сложно найти желающих среди жителей, которые будут заниматься управлением. Как показывает практика там, где опытные председатели ТСЖ, там и дела хорошо идут. В связи с этим вырисовывается основной вопрос подготовки кадров. И мы ведем работу в этом направлении работу, организуем различные курсы, семинары. В частности, на базе ассоциации ТСЖ области создан учебный центр, который занимается обучением, в том числе, и по заочной форме, оказывает консультации.

            На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что сознание людей находится на старом уровне: многие ждут, что кто-то придет и все сделает. Но сейчас другие времена, поэтому наша задача – привить жильцам чувства собственников. Например, при капительном ремонте не экономить, а привести все в максимальное соответствие. Ведь помощь, которая оказывается сейчас, носит разовый характер, в дальнейшем люди будут содержать дома за счет собственных средств.

            Следует также понимать, что управляющая компания заключает договор с жильцами на обслуживание дома, в соответствии с которым она выполняет те или иные работы. Все, что выходит за пределы договора, делается за счет средств самих жильцов. Любая работа требует оплаты, никакая УК не будет проводить ремонт за деньги  из своего кармана.

             - Продолжая тему капремонта…. Как Вы оцениваете закон об энергосбережении? Эксперты опасаются, что он ляжет тяжелым бременем на жильцов. В том числе утепление фасадов, использование дорогостоящих энергосберегающих технологий, установка приборов учета окажется не по карману населению. Разделяете ли Вы эту позицию?

             - Данный закон, в первую очередь, стоит на защите людей. Судите сами, приборы учета предназначены для того, чтобы жильцы оплачивали за потребленные энергоресурсы по факту, в то время как сегодня оплата в тех домах, где не установлены приборы учета, производится по нормативу. Что касается применения энергосберегающих технологий, то на примере тех же ламп видно, что лучше один раз потратиться, чем регулярно переплачивать. Это вынужденная экономия и связана она с дефицитом всех энергоресурсов. Касается она не только жилого фонда, но и предприятий, в том числе коммунального комплекса, - заниматься модернизацией, использовать мало затратные энергоэффективные механизмы. Ведь тариф складывается из всех затрат, в том числе и затрат на материалы, оборудование… Жесткий, сложный закон, но он просто жизненно необходим. И если мы сегодня не будем к этим проблемам серьезно подходить, то не скоро придем к нормальному потреблению энергоресурсов. Сегодня требуются затраты, чтобы привести всю систему в соответствие.

            Более того, данный закон поможет дисциплинировать и самих граждан: следить, чтобы краны были закрыты, работали терморегуляторы. Для этого приборами учета необходимо оборудовать не только дома, но и квартиры.

            Сегодня на уровне федерации разрабатывается федеральная целевая долгосрочная программа по реформированию и модернизации объектов ЖКХ, в том числе жилищного фонда, в котором предусматривается обеспечение всех жилых домов приборами учета. Планируется внедрение единой системы сбора информации - с каждого прибора учета данные должны поступать на единый блок, на основании которого будут рассчитываться все затраты и платежи населения. В то же время будет ясно, где и какие существуют потери, чтобы муниципальное образование и область в целом могли регулировать и своевременно принимать меры по ликвидации этих участков. Завязывается целый комплекс мероприятий. И все это делается для того, чтобы люди получали качественную услугу и четко понимали, за что они должны заплатить.

            Но данный закон вовсе не означает, что все выше названные затраты лягут на плечи населения. Во-первых, в настоящее время рассматриваются вопросы об адресной социальной поддержке граждан, которые помогут компенсировать часть затрат на выполнение тех или иных мероприятий и оплату жилищно-коммунальных услуг. Мы сегодня уже используем эту схему в области, и в перспективе она должна получать более широкое развитие.

            Кроме того, прорабатываются вопросы, связанные с возможностью кредитования этих работ, а субъекты и федерация могут взять на себя функции по субсидированию процентной ставки по этим кредитам.

            Третье направление, которое рассматривается, – создание накопительных счетов самими гражданами, т.е. жильцы  ежегодно отчисляют сумму, которая накапливается на расчетном счете. Когда средств станет достаточно, люди принимают решение выполнить те или иные работы.

            Следует понимать, что постоянно государство выделять деньги на капремонт жилья не будет.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще