Эксклюзив 11 ноября 2011 г. 15:29

Замгубернатора Ростовской области Л.Федотова: "Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в 2,8 раза меньше, чем в 2011 году"

Замгубернатора Ростовской области Л.Федотова: "Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в 2,8 раза меньше, чем в 2011 году"

Законодательное собрание Ростовской области 10 ноября рассмотрело в первом чтении проект бюджета на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов. Подробнее о данном законопроекте, механизме формирования областного бюджета, прогнозе его исполнения в текущем году в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель губернатора Ростовской области - министр финансов Лилия Федотова.

- Лилия Вадимовна, каким прогнозируется областной бюджет по итогам 2011 года? Как он соотносится с прошлым годом и первоначально утвержденным планом? Какова структура доходов и расходов?

- Исполнение доходной части бюджета в 2011 году ожидается в объеме 95,4 млрд рублей. По сравнению с фактическим исполнением в прошлом году ожидается рост на 3,7 млрд рублей, или 4%. В сравнении с первоначально принятым бюджетом на 2011 год доходы вырастут на 12,3 млрд рублей, или на 14,8%.

Расходную часть областного бюджета ожидается исполнить в объеме 107,2 млрд рублей, что на 14 млрд рублей, или на 15%, превысит фактическое исполнение за 2010 год. Рост расходов к первоначально принятому бюджету 2011 года составит 18,8 млрд рублей, или 21,3%.

Поступление собственных налоговых и неналоговых доходов в 2011 году ожидается в сумме 60,6 млрд рублей против 53 млрд рублей в прошлом году. В этом году поступления прогнозируются с увеличением на 7,6 млрд рублей, темп роста составит 114,3%.

В сравнении с суммой налоговых и неналоговых доходов, первоначально утвержденных в законе "Об областном бюджете на 2011 год" (61,7 млрд рублей) прогнозируется снижение поступлений на 1,1 млрд рублей, или на 1,8%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета главное место отводится налоговым доходам - 98,2% всех поступлений. Одним из весомых показателей в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. На его долю приходится более 34% всех поступлений, в 2011 году ожидается 20,6 млрд рублей.

Оценка ожидаемого исполнения еще одного значимого источника, составляющего около 30% всех налоговых доходов областного бюджета - налога на прибыль организаций, составит 17,7 млрд рублей, что превысит достигнутый уровень 2010 года на 2,8 млрд рублей, или на 18,9%.

На акцизы по подакцизным товарам приходится более 20% налоговых поступлений, оценка ожидаемого исполнения по этому доходному источнику прогнозируется в сумме 12,2 млрд рублей.

Около 10% приходится на налог на имущество организаций. Его поступление, по оценке, составит 5,7 млрд рублей.

Оценка ожидаемого исполнения остальных источников, составляющих около 6% всех налоговых доходов, оценивается в 3,3 млрд рублей. К ним относятся налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения; транспортный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; налог на игорный бизнес; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Неналоговые доходы занимают незначительный удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета - 1,8%, или 1 млрд 76,1 млн рублей. Наибольший удельный вес (около 67%) составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области.

- Каким ожидается размер государственного долга области по итогам 2011 года? Как он изменится по сравнению с 2010 годом?

- По итогам 2011 года государственный долг Ростовской области прогнозируется в сумме 12,7 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом (6,9 млрд рублей) долговые обязательства увеличатся на 5,8 млрд рублей, в основном, за счет привлечения заемных средств из федерального бюджета в сумме 500 млн рублей и в кредитных организациях в размере 5 млрд 337,3 млн рублей. При этом необходимо отметить, что объем государственного долга будет находиться на экономически безопасном уровне. По состоянию на 1 января 2012 года его размер будет почти в 5 раз меньше нормативной величины, определенной бюджетным законодательством.

- Привлекались ли в текущем году кредитные средства в коммерческих банках для покрытия дефицита бюджета? Если да, то в каком объеме и на каких условиях? Если нет, то за счет чего покрывался дефицит в течение года?

- В соответствии с региональным законом "Об областном бюджете на 2011 год" по результатам открытого аукциона в электронной форме министерство финансов в июне заключило государственный контракт по предоставлению кредитной линии для покрытия дефицита областного бюджета на сумму 3,5 млрд рублей с платой за пользование кредитными ресурсами в размере 7,35% и погашением в 2013-2014 годах. На 1 ноября 2011 по данному госконтракту фактически привлечено 50 млн рублей.

- Назовите, пожалуйста, основные статьи расходов областного бюджета в 2011 году?

- Расходы областного бюджета запланированы в объеме 107,8 млрд рублей.

На финансирование отраслей социальной сферы предусмотрены 68,1 млрд рублей, что составляет 63,9% от всех расходов областного бюджета. На финансовое обеспечение государственного задания подведомственным учреждениям запланированы 15,8 млрд рублей.

Отличительной особенностью бюджета Ростовской области является то, что его формирование и исполнение осуществляется в рамках программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Эта программа, реализуемая с конца 2010 года, позволила полномасштабно внедрить программно-целевой метод бюджетного планирования. Так, на реализацию 32 областных программ в областном бюджете запланированы 89 млрд рублей, что составляет 83,5% в общем объеме всех расходов областного бюджета.

Эти средства направляются на выполнение госзадания областными учреждениями по оказанию госуслуг населению, социальную поддержку и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, развитие автомобильных дорог, сельского хозяйства, информационных и телекоммуникационных технологий, на мероприятия в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма, на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Финансовая помощь местным бюджетам в 2011 году составляет половину расходов областного бюджета - 54,9 млрд рублей. Это одно из приоритетных направлений расходов.

Межбюджетные трансферты включают как нецелевые средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечение сбалансированности их бюджетов, стимулирование и поощрение достижения наилучших показателей в деятельности в общей сумме 2,8 млрд рублей, так и значительный объем целевых средств. В их числе - субсидии для осуществления муниципальных инвестиционных и инфраструктурных проектов и модернизации сети бюджетных учреждений (13,6 млрд рублей), субвенции на осуществление переданных государственных полномочий (32,5 млрд рублей), а также иные виды финансовой помощи, в том числе, на развитие шахтерских городов и поселков области, модернизацию здравоохранения, поддержку казачьих обществ, финансирование непредвиденных расходов и ряд других (6 млрд рублей).

За 9 месяцев 2011 года муниципальным образованиям из областного бюджета выделено 35,1 млрд рублей финансовой помощи. В том числе 2,1 млрд рублей дотаций, 5,7 млрд рублей субсидий, 23,6 млрд рублей субвенций и 3,7 млрд рублей иных межбюджетных трансфертов.

- Лилия Вадимовна, расскажите, пожалуйста, каким прогнозируется областной бюджет на 2012 год? Каковы прогнозы по налоговым доходам? За счет чего планируется значительный рост налоговых поступлений?

- Все основные показатели проекта областного бюджета на 2012-2014 годы имеют положительную динамику. Проект бюджета на 2012 год по доходам предлагается в сумме 97,4 млрд рублей, расходам - 99,3 млрд рублей. Прирост к первоначально принятому бюджету на 2011 год по доходам составит 14,2 млрд рублей (17,1%). Весь прирост обеспечивается собственными доходами, их удельный вес в общих доходах составляет 77,9%.

Безвозмездные перечисления (средства из федерального бюджета) запланированы в объеме 21,5 млрд рублей - на уровне первоначально принятого бюджета 2011 года.

Рост расходов к первоначально принятому бюджету 2011 года составит 112,3%.

Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд рублей, что в 2,8 раза ниже первоначально принятого в бюджете 2011 года (5,3 млрд рублей). Собственные доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 75,8 млрд рублей, что на 22,8% выше уровня бюджетных назначений на 2011 год. В структуре налоговых и неналоговых доходов удельный вес налоговых доходов продолжит занимать значительное место в объеме собственных доходов (98,2%). Налоговые доходы возрастут по сравнению с первоначально утвержденными на 2011 год на 14,2 млрд рублей, или на 23,5%.

В общем объеме налоговых доходов лидируют налоги на доходы физических лиц - 30,6% и на прибыль организаций - 27,6%, акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории России, - 22,0%, налоги на имущество - 15,9% и совокупный доход - 3,5%, остальные налоговые доходы - 0,4%.

Рост налоговых поступлений планируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц. Оценка налогового потенциала по налогу на прибыль организаций в бюджет области на 2012 год рассчитана в сумме 20,6 млрд рублей с превышением почти на 2 млрд рублей, или на 10,5% к бюджетным назначениям текущего года.

Увеличению потенциала по налогу на прибыль организаций в 2012-2013 годах будет способствовать снижение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%. По-прежнему существенное влияние на формирование объема платежей по налогу на прибыль окажут иногородние организации, имеющие на территории Ростовской области многочисленные обособленные подразделения. Доля платежей данных организаций в общем объеме платежей по налогу на прибыль выросла с 37% в 2006 году до 51,9% - в 2011 году.

Оценка налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц областного бюджета в 2012 году рассчитана в сумме 22,8 млрд рублей, или 112,1% к плану 2011 года.

Увеличению поступления налога на доходы физических лиц в 2012 году будут способствовать дальнейшее развитие предприятий и, соответственно, намечаемое увеличение заработной платы на многих крупных предприятиях. В их числе - ОАО "ТАНТК им.Г.М.Бериева", ООО "ТагАвтоПром", ЗАО "Алкоа Металлург Рус", ОАО "ОГК-6" Новочеркасская ГРЭС, ОАО "Энергопром-НЭЗ", ООО "Донской антрацит".

Росту поступления налога на прибыль физлиц также будут способствовать увеличение с 1 сентября и 1 октября 2011 года должностных окладов, ставок заработной платы работников областных государственных учреждений, технического и обслуживающего персонала госорганов на 6,5%; заключение трехстороннего соглашения между администрацией, федерацией и союзом работодателей Ростовской области на 2011-2013 годы в части развития малого бизнеса во всех секторах экономики и доведению МРОТ на предприятиях и в организациях области до размера, установленного федеральным законодательством.

- Насколько и за счет чего планируется сократить в 2012 году дотационность областного бюджета?

- Проект областного бюджета на 2012-2014 годы сформирован в условиях дальнейшего снижения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Дотация из федерального бюджета на 2012 год запланирована в объеме 8,5 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей, или на 15,8%, ниже уровня текущего года. В 2013 и 2014 годах она составит 3,6 млрд рублей и 0,9 млрд рублей, соответственно.

Как я уже сказала, собственная доходная база в части налоговых и неналоговых платежей, по нашим прогнозам, в 2012 году вырастет на 25% от ожидаемого исполнения областного бюджета в 2011 году.

- Каковы основные направления расходов в перспективе?

- Главной идеологией проекта бюджета на 2012-2014 годы является улучшение условий жизни населения области, адресное решение социальных проблем, поддержка инновационного развития экономики, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала региона за счет привлечения инвестиций, в том числе, на основе государственно-частного партнерства. Общий объем расходов областного бюджета на 2012 год определен в сумме 99,3 млрд рублей, что на 10,9 млрд рублей, или 12,3%, выше показателей первоначально принятого бюджета 2011 года.

Проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. В 2012 году предусмотрены расходы на реализацию 34 областных программ с объемом финансирования 84,3 млрд рублей, что составляет 85% всех расходов.

Бюджет Ростовской области на 2012-2014 годы, как и в предыдущие годы, сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в общем объеме расходов в 2012 году составит 69,2%, а общий объем расходов 68,7 млрд рублей, что выше 2011 года на 20,6%.

В 2012 году и среднесрочной перспективе приоритетами бюджетной политики области будут являться оказание адресной поддержки наиболее нуждающимся и социально-уязвимым категориям граждан (семьям с детьми, одиноким престарелым, инвалидам), развитие системы социального обслуживания и повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг. Приоритетным направлением социальной политики в области остается поддержка материнства и детства.

С будущего года образуется дорожный фонд Ростовской области. Его доходы сформированы из установленного Бюджетным кодексом перечня налогов и сборов, которые ранее направлялись на общее покрытие расходов и были частью общего расходного механизма бюджета. При этом расходы на дорожную деятельность вырастут по сравнению с 2011 годом на 3,2 млрд рублей, или более чем на половину.

В 2012 году финансовая помощь местным бюджетам останется одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета. На эти цели запланировано 50,9 млрд рублей, что составляет более половины общих расходов областного бюджета. По сравнению с первоначальными расходами на эти цели в 2011 году общий объем финансовой помощи увеличится на 7,9 млрд рублей, или на 18,3%. Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам запланировано по 108 направлениям. По всем основным направлениям, осуществляемым за счет областного бюджета, наблюдается рост объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Общий объем предусматриваемых местным бюджетам дотаций составит 2,9 млрд рублей, субсидий - 9,6 млрд рублей, субвенций - 34,2 млрд рублей, иных межбюджетных трансфертов - 4,1 млрд рублей. Оказание финансовой помощи муниципалитетам в предстоящем трехлетнем периоде, как и в предыдущие годы, будет ориентировано на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инвестиционных, инновационных и инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности органов местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях.

Кроме этого областной бюджет оказывает муниципальным образованиям значительную финансовую поддержку в виде передачи в местные бюджеты нормативов отчислений от пяти налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета. В 2011 году эти доходы оцениваются в сумме 6,4 млрд рублей. Несмотря на проблемы по обеспечению сбалансированности областного бюджета, связанные с перераспределением доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, на предстоящий период передача указанных доходных источников в местные бюджеты будет продолжена.

Дополнительные доходы местных бюджетов в 2011-2012 годах оцениваются в сумме 12,4 млрд рублей. А всего за пять лет с 2008 по 2012 годы в местные бюджеты поступит более 25 млрд рублей дополнительных средств областного бюджета.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще