Эксклюзив 11 апреля 2014 г. 11:31

Глава Северной Осетии Т.Мамсуров: "Для нас очень важно найти источники стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики"

Глава Северной Осетии Т.Мамсуров: "Для нас очень важно найти источники стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики"

Минувший год ознаменовался для Северной Осетии стабильным поступательным развитием. Высокие результаты были достигнуты в части роста объемов производства в промышленности, АПК, жилищном строительстве. Кроме того с каждым годом расширяется и ассортимент выпускаемой предприятиями продукции, внедряются новые технологии, ведутся научные разработки. Подробнее о реализации программ социально-экономического развития региона, планах на будущее рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров.

- Таймураз Дзамбекович, какие аспекты социально-экономического развития республики подчеркивают возросший уровень качества жизни населения Северной Осетии?

- Все, что мы делаем в экономике, социальной жизни, здравоохранении и образовании, в культуре и спорте, мы делаем для жителей нашей республики и - что самое главное - для ее подрастающего поколения, наших детей и внуков. Северная Осетия занимает 10 место среди российских регионов по индексу качества жизни, который учитывает уровень безопасности, жилищные условия населения, социальную сферу, здоровье и экологию.

В рейтинге Всемирного банка, озвученном в Давосе на международном экономическом форуме, Северная Осетия вошла в тройку лидеров по легкости ведения бизнеса в России. Должен заметить, что такие результаты достигаются не сразу, не за год или два. Это итог многолетней, целенаправленной социально-экономической политики всех ветвей власти.

Хотел бы назвать несколько наиболее значимых показателей, которые, на мой взгляд, подтверждают поступательное развитие нашего региона. Только в минувшем году в рамках реализации федеральных целевых программ на объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры было выделено 15,7 млрд рублей, что в 1,8 раза выше уровня 2012 года.

Меры государственной поддержки, которую на протяжении 10 лет мы последовательно оказывали бизнесу, позволили привлечь в реальный сектор экономики более 1 млрд 528 млн рублей инвестиций. За счет данных средств было реализовано 30 проектов, создано более 1 тыс. рабочих мест.

Сегодня в республике успешно реализуются целевые программы по содействию занятости населения, что позволило трудоустроить в 2013 году более 13,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,6%.

При этом свыше 1,7 тыс. человек прошли обучение на курсах повышения квалификации, осуществили переподготовку, что позволило создать 729 рабочих мест, в том числе более 100 для инвалидов. Кстати сказать, в настоящее время в Северной Осетии на предприятиях трудится 1100 инвалидов.

- Как решаются в республике вопросы обеспечения жильем социальных категорий населения, таких, как дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны?

- Отмечу, что республика выполняет обязательства по обеспечению жильем детей-сирот. В 2013 году для них было выделено 76 квартир. Также, в рамках федеральной целевой программы, с республиканским участием в софинансировании, 53 молодые семьи получили жилье. При этом на обустройство ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей, инвалидов и участников войны, было выделено более 330 млн рублей, что позволило обеспечить жильем 339 фронтовиков. Забота о ветеранах Великой Отечественной войны, вдовах фронтовиков - наш священный долг.

- Какими темпами ведется строительство жилья? Какова обеспеченность населения квадратными метрами?

- В прошлом году было введено в эксплуатацию 210 тыс. кв. метров жилья. На 1 человека в республике приходится 26,5 кв. метра - это 13-е место среди субъектов РФ и 1 место - в Северо-Кавказском федеральном округе. Мы первыми в Российской Федерации выполнили поручение главы государства и в конце прошлого года ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс жилищно-строительного кооператива "Стимул" для работников бюджетной сферы и многодетных семей. В ближайших планах - вручение ключей еще 90 бюджетникам.

Кроме того совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ в 2011-2013 годах был проведен капитальных ремонт 175 многоквартирных домов общей площадью 492 тыс. кв. метров. Это позволило улучшить условия проживания свыше 16 тыс. человек. В рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда квартиры получили 356 семей.

Еще один важный аспект - газификация республики. В текущем году я поручил правительству Северной Осетии продолжить совместную работу с районами по переходящим проектам, чтобы они были завершены согласно графику, а не превращались в долгострой. В этом году надо заканчивать работы по строительству газопроводов Бурон-Цей и Кобан-Даргавс, автодороги Комарт - туркомплекс Дигория. В Ирафском районе готов проект газопровода Калух-Дзинага, на этот год запланировано его строительство. В Моздоке в прошлом году мы дали газ в пять сел для двух тысяч человек. Помимо частных домовладений, газ получили фельдшерско-акушерские пункты, школа и детский сад. После этого можем говорить о почти 100%-ой газификации доступной территории республики.

Я вижу в планах на этот год - почти в каждом районе оснащение энергоэкономичными осветительными приборами. Это правильный шаг, надо учиться экономить, особенно в условиях дефицита муниципальных бюджетов.

- Как известно, для бюджета Северной Осетии на протяжении целого ряда лет приоритетной являлась его социальная направленность?

- Каких-либо кардинальных изменений не произошло и в минувшем году. Большая часть расходов консолидированного бюджета республики по-прежнему носит социальный характер - в общей сложности более 65% расходов. Больше всего средств - 31% - направлено на образование, 16% - на здравоохранение и 13% - на социальную политику.

При этом в республике выплачивается 23 вида пособий и компенсаций ветеранам и инвалидам, семьям с детьми. На эти цели ежемесячно направляется 110 млн рублей. Около 200 тысяч жителей Северной Осетии - это почти треть населения республики - в той или иной форме получают социальную поддержку.

- Таймураз Дзамбекович, насколько в Северной Осетии реализованы майские указы президента РФ?

- Мы выполнили положения майских указов президента России по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. На эти цели были направлены 1 миллиард 860 млн рублей. Это позволило довести среднюю заработную плату до уровня индикативных значений, установленных "дорожными картами".

Хотел бы обратиться к цифрам. Так, в системе здравоохранения рост заработной платы медицинских работников по отношению к 2012 году составил в среднем 180%. Темпы роста зарплат учителей составили 142%, воспитателей детских садов - более 200%, дополнительного образования - 174%, начального и среднего профессионального образования - 130%, высшего - 191%. В 1,5 раза выросли зарплаты социальных работников, в 2,5 раза - научных сотрудников. На 126% увеличились доходы работников учреждений культуры.

К достижению таких результатов пришлось приложить, что называется, максимум усилий. В то же время мы сохранили преимущественно те расходы, которые необходимы для получения софинансирования из федерального бюджета по различным программам.

- Как отразится, повышение заработной платы на качественных показателях эффективности труда?

- Уже в этом году во всех бюджетных учреждениях планируется ввести показатели эффективности труда, критерии оценки деятельности по конечному результату. В итоге, на мой взгляд, мы должны получить другое качество услуг - в образовании, здравоохранении, социальной сфере и так далее. Жители республики должны убедиться, что называется, на личном примере в том, что это качество возросло. За внедрение эффективного контракта с работниками подведомственных учреждений будут отвечать непосредственно министры республиканского правительства.

- Таймураз Дзамбекович, какое внимание уделяют республиканские власти развитию таких жизненно необходимых социальных сфер, как медицина, образование, повышение продолжительности жизни населения Северной Осетии?

- В системе здравоохранения республики расширяется перечень высокотехнологичных медицинских услуг. Если для получения такого вида помощи наши жители были вынуждены выезжать в другие регионы России, то теперь они могут все эти услуги получить внутри Осетии. Это очень большой шаг вперед. По тем квотам, которые у республики есть, в федеральные специализированные медицинские учреждения было направлено в прошлом году 5 122 человека, из них 778 детей.

Необходимо отметить, что в 2011-2013 годах был проведен капитальный ремонт в амбулаториях с.Змейской и Ольгинского, в Моздокской и Ардонской поликлиниках, в Дигорской, Алагирской, Правобережной, Кировской и Моздокской районных больницах. Во Владикавказе отремонтированы кардиологическое и родильное отделения РКБ, хирургический корпус КБСП, неонатологический и хирургический корпусы детской больницы. Недавно мы открыли Клинику глазных болезней, Клинику матери и ребенка в Беслане.

Целенаправленно работаем мы и в сфере образования, развития физической культуры и спорта. Подтверждением тому является, открытие в 2013-м году новой современной школы на 500 мест в Ардоне, а также детского сада на 340 мест во Владикавказе и уже в наступившем году еще одного детского сада в поселке Южный. В рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг." у нас завершено строительство спортивного комплекса в селении Карджин, футбольных полей с искусственным покрытием в Моздоке и Беслане площадью 7 000 кв.м.

Наравне со всеми российскими регионами наша республика внесла свой вклад в подготовку и реализацию зимних Олимпийских игр в Сочи - этого невероятного по своим масштабам и красоте праздника спорта. Наши стройотряды возводили олимпийские объекты. Волонтеры из Северной Осетии вместе со своими коллегами из России и зарубежных государств работали с участниками и гостями Олимпиады. Творческие коллективы Северной Осетии приняли самое активное участие в культурной программе Олимпийских игр, а работы наших мастеров украсили экспозицию регионов России.

Более того, Олимпиада дала огромный толчок развитию массового спорта в республике. За прошлый год на 26 тысяч человек больше стало заниматься спортом, всего это более 130 тысяч человек. Мы отправили на олимпийские трибуны наших юных фигуристов и хоккеистов, пока в качестве зрителей. Я уверен, из наших талантливых и упорных ребят вырастут чемпионы и победители будущих Олимпиад.

- 2013 год охарактеризовался не только ростом вводом жилья и повышением уровня жизни населения, но и возросшими показателями в части экономического развития республики. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- У нас был спад по макроэкономическим показателям в 2010-12 годах. В 2013 году ситуация изменилась, и сводный индекс социально-экономического развития республики вновь начал расти. В консолидированный бюджет поступило более 10,6 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 1,4 млрд больше, чем в 2012 году. Мы наращиваем собственные доходы и опережаем среднероссийский и окружной показатель по темпу роста собственных доходов - более 116% к уровню прошлого года.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2013 году составил свыше 13,6 млрд рублей. При этом дотационность республики снизилась.

К важным достижениям следует отнести рост ВРП в расчете на душу населения на 4,6% по сравнению с 2012 годом - до 152,1 тыс. рублей. Индекс промышленного производства в 2013 году превысил 124%. Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году составило 24,6 млрд рублей, общий объем инвестиций в основной капитал - 28,8 млрд рублей.

В текущем году состоялось важное для экономического развития республики событие - открытие бизнес-инкубатора "IТ-парк "Алания". К 2016 году инновационно-коммуникационный кластер должен включать не менее 300 высокооплачиваемых рабочих мест для специалистов в области информационных технологий. Новая структура может работать в связке с существующими предприятиями ВПК. Только в таком тандеме технологий и возможностей реального сектора экономики возможен настоящий успех. Сегодня возросшие издержки производства - цены на энергоносители, транспортные расходы, зарплата, процентные ставки, - делают невыгодным производство на значительной части старых мощностей предприятий ВПК. Выход один - техническое перевооружение. На "Биноме", "Радуге", "Янтаре" реализуются проекты реконструкции производства. Мир ушел вперед, новые методы и технологии должны использовать и мы.

- Северная Осетия - аграрный регион. Как развивается сельское хозяйство? Какие меры господдержки оказываются сельхозтоваропроизводителям?

- Развитию сельского хозяйства мы уделяем особое внимание. Так, в прошлом году правительством республики была принята программа, направленная на развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2021 года. В ней четко прописаны механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села. Основной упор сделан на переработку, хранение сельскохозяйственной продукции, расширение рынков сбыта.

Гранты на развитие получил 41 начинающий фермер, было создано 9 новых семейных молочных ферм, 7 проектов агропромышленного комплекса вошли в число получателей государственной поддержки.

В республике продолжилась реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе строительство зернохранилища мощностью 102 тысяч тонн с общим объемом инвестиций более 440 млн рублей. Было приобретено оборудование для модернизации и расширения племенного птицеводческого производства на сумму 110 млн рублей. Общий объем инвестиций в рамках реализации проекта "Машинно-технологическая станция "Северо-Осетинская" составил 185 млн рублей. Средства были направлены на приобретение 15 новых зерноуборочных комбайнов.

На 2014 год запланировано строительство еще одного зернохранилищного комплекса и фруктохранилища.

Важный аспект - реализация программы мелиорации сельскохозяйственных земель. Проблема очень острая. Северная Осетия - малоземельная республика, у нас каждый клочок пашни на счету и должен активно использоваться. Если арендатор землю годами не обрабатывает, ее необходимо возвращать и передавать тем, кто вложит в нее свои силы и труд. Но у нас практически все договора аренды заключены на предельные сроки - на 49 лет - и не содержат никакой ответственности сторон. Расторгнуть их можно только через суд. В итоге республика теряет инвестиции, и проект, в который Внешэкономбанк готов вложить более 1,5 млрд рублей, не может развиваться, потому что в Алагирском и Ардонском районах невозможно найти 400 гектаров свободной земли под пастбища и почти столько же - под пашню. Вся районная земля находится в аренде, которая, по сути, превратилась в чью-то собственность. Арендаторы за землю не платят, районные власти не очень озабочены этими неплатежами при всей скудности местных бюджетов, республика ежегодно недополучает десятки миллионов рублей. В связи с этим я требую от глав районов очень серьезно, со всей ответственностью подходить к инвентаризации имеющихся земель.

Кроме того я обратился к республиканскому парламенту с предложением по тщательной доработке республиканского закона "Об особенностях регулирования земельных отношений". В нынешней его редакции нет ясных различий между землями сельхозназначения и пастбищами. И эта лазейка дала возможность некоторым особо ретивым главам администраций сдать в аренду пастбища наряду с пахотными землями. Это не просто бесхозяйственность, это попирательство традиций, уклада и основных принципов организации жизни нашего народа в сельской местности.

Общинными пастбищами на равных правах всегда пользовались все жители. И это было гарантией выживания, потому что у каждой семьи была возможность держать скотину. У нас и сегодня более 60% сельскохозяйственного производства составляет продукция животноводства, мы наращиваем поголовье, поддерживаем фермеров. И если наши предки в 19 веке положили в основу земельной реформы принцип общинного пользования пастбищами, то и нам в 21 веке надо сохранить эту традицию. Никакой даже призрачной возможности сдавать пастбища в аренду в законодательстве Северной Осетии не должно быть.

То же касается земель, имеющих лечебно-оздоровительное, природоохранное, рекреационное, историко-культурное значение. Мы уже сталкиваемся с попытками "оформить" их или самовольно распоряжаться без всяких прав и документов. Уверен, все эти земли должны принадлежать народу республики, они не могут быть проданы, сданы в аренду, взяты в оборот. Для них должен быть установлен особый правовой режим. Для этого правительству, парламенту, местному самоуправлению необходимо установить надлежащий порядок в отношении земель особо охраняемых территорий республиканского и местного значения.

- Вы неоднократно подчеркивали, что республиканские власти уделяют большое внимание строительству и реконструкции дорог. Какая работа проводится в данном направлении?

- Это действительно так. В прошлом году было построено и реконструировано более 50 км автомобильных дорог, в том числе обход Беслана на автомагистрали "Кавказ".

В декабре прошлого года была открыта объездная автодорога вокруг Моздока и села Веселое. Главным источником финансирования этого проекта стал республиканский бюджет. Участок новой 15 - километровой дороги, как и объезд вокруг Беслана, решает проблему транзитного транспорта, который идет из других регионов по югу России в сторону Чечни и Дагестана, в Закавказье. Что касается участка автодороги в Моздок, которая проходит по территории соседней республики, то я обратился к своему коллеге, руководителю Кабардино-Балкарии, с тем, чтобы совместно привести ее в нормальное состояние.

В 2012 году был создан дорожный фонд республики, чтобы содержать в надлежащем виде автомобильные дороги общего пользования регионального и муниципального значения. За год за счет средств фонда было выполнено работ более чем на 980 млн рублей. В основном, эти деньги были направлены на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, соединяющих населенные пункты практически всех районов республики. Кроме того в районы были направлены средства на содержание дорог местного значения - более четверти дорожного фонда - 281 млн рублей. И хотя Осетия - одна из самых обеспеченных твердым покрытием дорог в Российской Федерации территория, люди, по-прежнему, считают низкое качество дорог - одной из главных проблем своих населенных пунктов. А это - прямая ответственность муниципальной власти.

- Таймураз Дзамбекович, какие задачи стоят перед руководством республики в части социально-экономического развития на ближайшие годы? Какие направления, по Вашему мнению, являются наиболее приоритетными?

- Впервые республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов сформирован на основе государственных программ, что позволяет нам иметь сбалансированную стратегию действий на несколько лет вперед. Бюджет сохраняет свою социальную направленность.

Экономическими и финансовыми факторами, обеспечивающими процесс развития, становятся рост инвестиций в регион, подъем промышленного и агропромышленного производства, повышение налогового потенциала, культуры производства и бизнеса.

На данный момент увеличение производства в основном поддерживается за счет реализации инвестиционных проектов с участием государства, субсидирования сельского хозяйства, повышения зарплат работников бюджетной сферы. Поэтому для нас очень важно найти источники стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики. У инвесторов еще сохраняются страхи перед работой на не очень понятном и не очень спокойном Кавказе. Страхи эти, как все мы знаем, часто надуманны и преднамеренно нагнетаются.

За последние годы мы приложили немало усилий для поддержки предпринимательства - приоритетной для Осетии сферы деятельности. В республике действует полтора десятка форм господдержки малого и среднего бизнеса. Мы облегчили инвесторам вход в экономику республики, упростили многие процедуры, снизили налоги. И все же явного результата пока не достигли. Образно говоря, мы открыли двери, постелили дорожку, а инвестор все не заходит. Просто так он и не зайдет. Его надо активно искать, убеждать поверить в нас. За инвестором надо ухаживать, как за девушкой, чтобы убедить войти, интегрироваться в экономику именно нашего региона.

Необходимо ввести персональную ответственность за конкретный результат работы госслужащих, занимающихся этим важнейшим сегментом экономики, глав местного самоуправления. В экономике в целом, на мой взгляд, должен быть тщательный анализ, не прекращающийся мозговой штурм, моделирование ситуации при разных вариантах ее развития. У нас есть общая стратегия, определены индикаторы.

Сегодня необходимо понимать, что темпы развития регионов зависят уже не от запасов природных ископаемых, а от способности управленцев на местах продвигать идеи и инициативы - как в сообществе предпринимателей, так и во власти. Нам необходимы новые технологии, обеспечивающие эффективные рабочие места. При этом основной акцент должен быть сделан именно на поддержку малого и среднего бизнеса.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще