Эксклюзив 1 сентября 2014 г. 13:10

Начальник Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ по Ростовской области А.Савченко: "Профилактическая работа в части контроля за оборотом гражданского оружия проводится системно"

Начальник Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ по Ростовской области А.Савченко: "Профилактическая работа в части контроля за оборотом гражданского оружия проводится системно"

            Ежегодно в Ростовской области юридическим лицам и гражданам выдаются сотни лицензий и разрешений на оружие различных видов. Подразделения лицензионно-разрешительной работы выполняют задачи по исполнению законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности, соблюдению порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования оружия, предметов и веществ с особым режимом пользования, предотвращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду. О деятельности по контролю за обращением служебного и гражданского оружия, частной детективной и охранной деятельностью рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" начальник Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ по Ростовской области полковник полиции Андрей Савченко.

            - Андрей Аркадьевич, в Ростовской области постоянно проходят мероприятия, в рамках которых населению предлагается сдать оружие и боеприпасы, находящиеся в незаконном обороте, как реагируют на обращения полиции граждане?

            - В целях активизации противодействия незаконному обороту оружия ГУ МВД России по Ростовской области совместно с правительством Ростовской области в регионе ежегодно проводятся мероприятия по приему от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение.

            Приведу такие цифры. В нынешнем году в рамках постановления правительства Ростовской области по организации добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение было выделено 750 тысяч рублей. Главным управлением МВД России по Ростовской области был предпринят целый комплекс мер по реализации данного постановления. Они способствовали тому, что в текущем году жителями Ростовской области сдано оружия и взрывчатых веществ, находившихся в незаконном обороте на общую сумму 748,969 рублей, в том числе три пистолета, одна винтовка, 21 гладкоствольное ружье, три газовых пистолета, одно самодельное стреляющее устройство, 13 гранат, более 100 килограмм взрывчатых веществ и 4502 патрона к различному стрелковому оружию.

            Хотел бы отметить, что складывающаяся ситуация подтверждает необходимость продолжения реализации нормативных правовых актов правительства Ростовской области, направленных на обеспечение общественного порядка и противодействие вооруженной преступности.

            Более того, по инициативе главка, данные мероприятия включены в государственную программу Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности" на 2014-2020 годы.

            - Оказывает ли свое положительное влияние выплата денежных вознаграждения тем, кто добровольно сдает незаконно хранящееся у него оружие и боеприпасы?

            - Безусловно, данные выплаты являются дополнительным стимулом. Вместе с тем, количество оружия, принятого от граждан за вознаграждение, составляет лишь третью часть от общего числа оружия, принятого органами внутренних дел. Однако в период проведения мероприятий, кратно увеличивается активность населения в данном вопросе. Так, в текущем году, предусмотренные областным бюджетом средства на данные мероприятия были израсходованы менее чем за два месяца. То есть, на сегодняшний день мероприятия завершены, в связи с израсходованием денежных средств, и соответствующая заявка о выделении дополнительного финансирования направлена в правительство области.

            - Какое оружие чаще всего сдают граждане и чем мотивируют наличие у них незаконно хранящихся стволов, а также боеприпасов и взрывчатки?

            - Как показывают результаты нашей практической деятельности, на протяжении последних нескольких лет, основной массив сданного оружия приходится на гладкоствольные охотничьи ружья. Обусловлено это в первую очередь тем, что фактически учет гражданского оружия на территории СССР начал осуществляться с 12 февраля 1969 года, т.е. с даты образования нашей службы лицензионно-разрешительной работы. Огромное количество охотничьего оружия до этого момента реализовывалось в обычных, "хозяйственных" магазинах, в связи с чем, никаких разрешительных документов граждане на него не имели. Именно по этой причине, в большинстве случаев сдают оружие за вознаграждение люди старшего возраста. При этом выясняется, что его либо находят на чердаках, в подвалах. Или же оно достается по наследству от умерших родственников.

            - Андрей Аркадьевич, скажите, пожалуйста, такие меры помогают в расследовании преступлений, связанных с незаконным использованием оружия, боеприпасов. Можно ли привести примеры раскрытия такого рода преступной деятельности?

            - На данный вопрос Вам более полно смогут ответить сотрудники органов дознания и предварительного следствия, а также уголовного розыска, так как данное направление деятельности не относится к компетенции лицензионно-разрешительной службы. Однако, о фактах способствующих раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия которые были выявлены в ходе работы по добровольной выдачи, нам известно.

            - На территории Ростовской области зарегистрировано большое количество частных охранных предприятий, именуемых ЧОПами, деятельность которых связана с наличием у них служебного оружия. Как осуществляется контроль за использованием частными охранниками такого оружия?

            - В настоящее время, на территории области состоит более 480 предприятий, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, из них 64 ЧОО, имеющих служебное и гражданское оружие.

            Контроль за оборотом оружия в данных организациях осуществляется как во время его ежегодных инвентаризаций, так и в результате обязательных ежеквартальных проверок условий сохранности и учета оружия и боеприпасов, проводимых сотрудниками лицензионно-разрешительной работы.

            - В российское законодательство был внесен целый ряд изменений, связанных с деятельностью охранных предприятий и фирм, насколько они повлияли на упорядочение работы ЧОПов, эффективность их работы?

            - Основным изменением в законодательство, связанным с упорядочением контроля в данной области, является реализация мероприятий, предусмотренных 16 разделом постановления правительства РФ от 21.07.1998 N814, а именно введение механизма получения частными охранными организациями служебного оружия во временное пользование. Безусловно, данная мера эффективно повлияла на качество проводимых сотрудниками органов проверочных мероприятий. В первую очередь введение данного механизма четко разделило понятие проверки предприятия (в рамках 294-ФЗ) и проверку условий сохранности оружия (в рамках ФЗ "Об оружии"). По сути, в настоящее время, сотрудники лицензионно-разрешительной деятельности, при осуществлении контроля за оборотом оружия в частных охранных организациях, проверяют оружие принадлежащее органам внутренних дел, что в свою очередь никак не может быть отнесено к проведению мероприятий в рамках лицензионного контроля.

            - Какие меры предпринимаются к тем охранными структурами, которые по тем или иным причинам, нарушают порядок лицензирования своей деятельности, в каких ситуациях их лишают права пользования оружием?

            - За все выявленные нарушения охранные предприятия и их руководители несут административную ответственность. Только в первом полугодии сотрудниками центра выявлено более 20 административных правонарушении, рассмотрение которых относится к компетенции Арбитражного суда Ростовской области. Лишение права на пользование оружием применяется в исключительных случаях и только в отношении предприятий, игнорирующих неоднократные требования о соблюдении действующего законодательства в области оборота оружия, то есть к тем, кто не способен обеспечить его сохранность и учет.

            - В каких случаях гражданин может приобрести оружие, газовое, травматическое для самообороны, какие меры предпринимаются в Ростовской области, чтобы упорядочить его приобретение, а также осуществлять контроль за владельцами такого оружия?

            - Ничего сложного в получении лицензии нет. Необходимо перед посещением подразделений Центра лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) подготовить комплект документов. Кстати сказать, список документов, которые нужно предоставить, представлен на информационном стенде в ЛРР, либо на сайте 61.mvd.ru. Затем необходимо представить эти документы в наши подразделения. Требуется только обязательно узнать часы работы - прием документов осуществляется не каждый день, и в определенное время. Данная информация также размещена на сайте главного управления. Срок получения лицензии по закону - 30 дней, но обычно все делаем гораздо быстрее, за 5-7-10 дней уже реально получить лицензию, зависит это от количества желающих и загрузки инспекторов. Существенно ускорит процесс подача заявления в электронном виде посредством портала ГОСУСЛУГИ.

            - С какой регулярностью проводятся проверки владельцев охотничьего, травматического, газового оружия, сколько нарушителей его хранения и использования выявлено в нынешнем году?

            - В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по осуществлению контроля за оборотом гражданского оружия, соблюдением гражданами законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Проверки условий обеспечения сохранности оружия гражданами по месту их жительства проводятся не реже одного раза в год.

            Профилактическая работа в части контроля за оборотом гражданского оружия проводится системно всеми подразделениями органов внутренних дел. Действующим законодательством установлены достаточно жесткие требования к соблюдению правил оборота оружия.

            Хотел бы акцентировать внимание на том, что оружие является предметом повышенной опасности и ограниченного оборота. Поэтому гражданин, принимая решение о приобретении оружия, берёт на себя предусмотренные законом обязательства перед обществом. Гражданин должен быть готовым к тому, что в случае допущения им нарушений данных обязательств ему придется нести ответственность, предусмотренную законом. За нарушения установленных правил оборота оружия в текущем году к административной ответственности привлечено около 8300 правонарушителей, аннулировано более 800 лицензий и разрешений, предоставляющих право на хранение и ношение оружия.

            - Как осуществляется контроль за использованием охотничьего оружия его владельцами, каковы меры профилактического воздействия на них в интересах соблюдения правил хранения и применения данного вида оружия?

            - Основной профилактической мерой является ежегодная проверка владельцев оружия по месту жительства. Помимо этого, к еще одной действенной мере, направленной на профилактику различных правонарушений в области оборота оружия, является практика ежеквартальных проведений на территории Ростовской области оперативно-профилактического мероприятия "Гражданское оружие". В текущем году, на территории области проведено четыре таких операции.

            Кроме того, необходимо отметить, что 2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия". Соответственно внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 13 декабря 1996 N150-ФЗ "Об оружии". Изменения, содержащиеся в данном документе, позволят действенно осуществлять профилактические мероприятия, чтобы предупредить возможные нарушения в сфере оборота оружия.

            Так, усилена уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с небрежным хранением огнестрельного оружия (ст. 224 УК), а также за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (посредством введения квалифицирующих признаков в статьи 111, 112 и 115 УК).

            Во-вторых, установлен запрет и введена административная ответственность за ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения и невыполнение лицом, осуществляющим его ношение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Предусмотрен штраф - до 5 тыс. рублей, изъятие оружия и лишение права на его владение на срок до двух лет.

            Еще одним немаловажным изменением является введение запрета на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных учреждений и во время нахождения в организациях предназначенных для развлечения и досуга осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию. Здесь также предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

            Также данным федеральным законом установлено, что осмотр врачом психиатром и врачом психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием, осуществляется только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства. Дополнительно предусматривается, что срок действия медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. Кроме того, увеличен с 18 до 21 года возраст, с которого гражданам представлено право приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще