Эксклюзив 2 апреля 2015 г. 11:51

Замгубернатора Ростовской области А.Ищенко: "Наш регион полностью перейдет на новую схему формирования органов местного самоуправления в 2019 году"

Замгубернатора Ростовской области А.Ищенко: "Наш регион полностью перейдет на новую схему формирования органов местного самоуправления в 2019 году"

            В мае 2014 года федеральное законодательство предоставило субъектам России полномочия по формированию органов местного самоуправления. В Ростовской области была проведена большая работа по созданию и реализации областных законов, устанавливающих порядок избрания глав местных администраций и районных собраний депутатов. О первых итогах формирования органов местного самоуправления по новой схеме и положительных изменениях, которые принесла реформа, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель губернатора Ростовской области Александр Ищенко.

            - Александр Валентинович, расскажите, как в Ростовской области осуществляется переход на новую систему формирования органов местного самоуправления.

            - Двумя основными законами в июле и ноябре прошлого года был установлен порядок избрания глав городов и районов, а также формирование представительных органов муниципальных образований. В соответствии с этим порядком главы местных администраций назначаются представительными органами: либо городскими думами, либо районными собраниями по результатам конкурсов. Главы муниципальных образований избираются из состава городских дум или районных собраний и исполняют полномочия председателей этих представительных органов. Районные собрания депутатов теперь не избираются напрямую, а формируются из числа депутатов представительных органов и глав поселения, то есть делегируются с поселенческого уровня на районный. Этот порядок широко обсуждался с муниципальным сообществом Ростовской области перед тем, как был рассмотрен и утвержден на заседании Законодательного собрания региона, и концепция этой реформы - переход к новой схеме - была поддержана руководящими органами и советом муниципальных образований Ростовской области и регионального отделения всероссийского совета местного самоуправления. То есть реформа в регионе осуществлялась на основе поддержки муниципалитетами новых подходов к формированию органов местного самоуправления.

            Теперь поговорим о том, как это происходило на практике. Первый глава администрации в Ростовской области был назначен в сентябре 2014 года в Азове. В ноябре прошлого года Ростов-на-Дону также получил нового главу городской администрации. Самая широкая волна кадровых изменений у нас прошла в марте 2015 года - процедура назначения глав администраций состоялась в 29 из 55 городских округов и муниципальных районов.

            Кроме того, несколько районов перейдут на новую систему в сентябре-октябре текущего года. Таким образом, более двух третей муниципальных образований Ростовской области завершат переход на новую систему формирования муниципальной власти в 2015 году. А окончательно этот процесс будет завершен в регионе в 2019году, когда реформа будет проведена в последних двух муниципалитетах.

            - В настоящее время главы администраций назначены более чем в половине городов и районов Ростовской области. Изменились ли качественные параметры состава руководителей?

            - Прежде всего, в 15 из 29 муниципальных образованиях на должности глав администраций назначены бывшие руководители этих муниципалитетов, в 14-ти у руля встали новые управленцы.

            Кроме того, среднестатистический глава администрации "помолодел" на несколько лет - ему теперь 51-52 года. К сожалению, гендерный состав не изменился: в управленцы по-прежнему идут преимущественно мужчины, большинство из которых имеют опыт руководителей. Лишь одна женщина стала главой администрации района.

            По роду деятельности 14 назначенцев - бывшие главы администраций городов и районов, 2 человека - бывшие главы администраций поселений, 7 - экс-работники местных администраций управленческого звена. Есть два представителя бизнес-сообщества: главы Зимовниковского и Пролетарского сельского районов. Кроме того, имеется два представителя органов государственной власти и один представитель казачества - в Константиновском районе. Из 29 назначенцев - 25 человек, постоянно проживающие в районе, и лишь 4 "варяга" - выходцы из других городов и районов области. Это Каменск-Шахтинский, Волгодонск, Веселовский и Пролетарский районы.

            - В настоящее время избранные по новой схеме руководители муниципальных образований имеют должности "глава администрации" и "глава города - председатель думы". Какие должностные обязанности предусмотрены для каждого из них? Рассматривается ли возможность вернуть устоявшиеся названия должностей "мэр" и "председатель думы"?

            - Областным законом в прошлом году были установлены дифференцированные наименования должностей глав муниципальных образований – в зависимости от способа избрания и исполняемых полномочий. Для главы муниципального образования, избранного населением, сохранены наименования – мэр города, глава района или поселения. Такие главы в некоторых муниципалитетах области будут работать до 2019 года.

            Для главы муниципального образования, избранного из состава депутатов и возглавляющего представительный орган, установлено наименование "председатель городской думы или собрания депутатов – глава города, района или поселения".

            Это наименование отражает специфику должностного положения. С одной стороны, основное содержание полномочий такого главы – это руководство представительным органом. С другой стороны, он также осуществляет представительские полномочия главы муниципального образования. Кроме того, председателя представительного органа – главу муниципалитета необходимо отличать от председателя представительного органа, главой муниципального образования не являющегося. Такие должности у нас также пока сохраняются в тех территориях, где сроки полномочий глав еще не истекли.

            Правом устанавливать какое-либо иное наименование должности главы администрации муниципального образования ни органы государственной власти Ростовской области, ни органы местного самоуправления не наделены. Наименование его должности должно отражать, что он является руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципалитета – администрации.

            - Какие положительные изменения ожидаются при переходе на новую систему?

            - Главная задача реформы - деполитизация управления муниципальным образованием и перевод его на профессиональную основу. Новая схема формирования органов местного самоуправления обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее применявшимся в области порядком. Глава администрации должен соответствовать определенным требованиям, которые устанавливаются областным законом и уставом муниципального образования. Так, у него должно быть высшее образование и стаж работы на руководящих должностях. Не секрет, что в настоящее время некоторые главы поселений в Ростовской области не имеют высшего образования. В условиях назначения главы администрации по контракту мы можем гарантировать, как минимум, что во главе муниципалитета не встанет абсолютно безграмотный человек.

            Бывает так, что люди, разочаровавшись в своем выборе, требуют снять главу с должности. В отношении выборного главы исправить ошибку избирателей очень сложно. Для назначенного главы администрации ситуация иная. Теперь, если глава администрации не исполняет контракт, договор с ним может быть расторгнут по инициативе губернатора Ростовской области или представительного органа муниципального образования.

            Кроме того, новая схема формирования органов местного самоуправления в Ростовской области приведет к существенному снижению расходов местных бюджетов.

            Только в 2015 году, по предварительным расчетам, экономия на проведение выборов глав муниципалитетов по области составит не менее 150 млн рублей. С учетом возможного сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления итоговая сумма экономии может превысить 200 млн рублей. А совокупная экономия за весь срок компании составит около 350-500 млн рублей. Причем эти деньги останутся у муниципалитетов! То есть реформа дает возможность местным бюджетам сохранить ресурсы.

            Также переход к формированию районных собраний по принципу делегирования позволит привлекать глав и депутатов поселений к принятию важнейших решений на районном уровне. Они будут утверждать бюджет района, распределяя финансовую помощь поселениям, назначать главу районной администрации и решать другие актуальные проблемы.

            Такой способ формирования представительных органов районов приблизит Ростовскую область к природной сущности местного самоуправления - решению вопросов местного значения непосредственно гражданами, поскольку депутаты поселений являются наиболее близкими к населению представителями власти.

            - Не ослабит ли назначение глав местных администраций по результатам конкурсов интерес избирателей к выборам?

            - В последнее время активность избирателей на муниципальных выборах постоянно снижается. Так, на выборах мэра Батайска в 2013 году явка составила 37%, тогда как в 2008 году она была 65%. В выборах главы Обливского района в 2013 году принял участие 41% избирателей, в 2010 – 60%. Явка на выборах собрания депутатов Целинского района в 2014 году – 32%, в 2009 году – 51%. И таких примеров множество. Имеются примеры явки в 15-16%, а участие в выборах 50% жителей территории считается серьезным достижением.

            Мы надеемся, что сокращение числа выборов поднимет интерес к ним у избирателей. Кроме того, важность каждого голоса, отданного за депутата представительного органа муниципального образования, повышается. Ведь теперь из состава депутатов будет избираться глава муниципального образования, а в поселения – депутат районного собрания, и, возможно, глава муниципального района. Эти же депутаты будут назначать главу местной администрации. Эти обстоятельства также должны положительно сказаться на явке избирателей на выборах муниципальных депутатов.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще