Эксклюзив 17 июня 2015 г. 10:21

Министр образования и науки Астраханской области В.Гутман: "С 1 сентября мы увязываем премиальную часть зарплаты руководителей с независимой оценкой их деятельности"

Министр образования и науки Астраханской области В.Гутман: "С 1 сентября мы увязываем премиальную часть зарплаты руководителей с независимой оценкой их деятельности"

Начало следующего учебного года принесет перемены астраханским педагогам: министерство образования и науки региона кардинально меняет систему начисления стимулирующей части выплат руководителям подведомственных учреждений. Будет модернизирована и система повышения квалификаций учителей. О планах региона в сфере образования в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман.

- Виталий Александрович, осенью в Астраханской области состоится Прикаспийский образовательный форум. Расскажите об этом мероприятии подробнее.

- Подобный форум организуется в нашем регионе во второй раз. Первый прошел пять лет назад. Тогда мы обсуждали профессиональное образование, отмечали, что образование нужно поворачивать лицом к бизнесу, говорили о кластеризации профобразования и т.п. Сейчас у нас еще одна интересная тема - она мудрено называется "Новая парадигма регионального образования". Мы хотим обсудить ее на разных площадках, в разных форматах, хотим поразмыслить о перспективах развития систем регионального образования. В частности, указ президента (N559 от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации Государственной политики в области образования и науки" - ИФ) мы выполнили. Что дальше? Мы поговорим о качестве дошкольного образования, о внедрении ФГОСов (Федеральных государственных образовательных стандартов - ИФ), о том, что дошкольное образование стало частью общего.

- Вы упомянули указ, обязывающий достигнуть к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. То есть, в Астраханской области очередей в детские сады больше нет?

- Нам в этом году нужно создать 2,5 тыс. мест для детей от трех до семи лет. Летом часть детей из садиков уйдут, на их место придут другие малыши. В очереди к 31 декабря 2015 года ни один ребенок возрастом от 3 до 7 лет стоять не будет. Более того, у нас к этому сроку будет избыток на 2,5 тыс. мест. Будем брать детей от 1,5-2 лет. В то же время я не понимаю некоторую категорию родителей. Ко мне на прием приходят очень многие, мы получаем много писем. К примеру, нередко случается такая ситуация: мама-одиночка, ребенку исполнилось 1,5 года, если она работу не выйдет, кушать будет нечего. Предлагаем место - но не по месту жительства, надо возить, но, условно говоря, не с Советского поселка на Свободный, но ближайшее свободное. Получаем ответ: "Нет, нам такой сад не нужен!" И такие родители будут. Но мы в данном случае считаем, что Конституционное право на дошкольное образование реализовано. По сельским районам у нас только в трех из десяти еще не закрыта очередь. По остальным - либо закрыта, либо несколько человек в очереди остаются.

- Ранее вы рассказывали о планах создать в регионе образовательные кластеры. Реализовано ли это начинание?

- Есть очень интересный опыт в судостроении. Благодаря заводу "Красные баррикады" мы открыли совместные площадки для практических занятий с политехническим колледжем, колледжем профессиональных технологий, где большую часть времени студенты проводят не за партами, а на производстве. Сейчас подобное затеваем с судостроительным заводом "Лотос", налаживаем сотрудничество с астраханской особой экономической зоной "Лотос". Пытаемся понять, какие кадры будут востребованы. Понятно, что мы не подготовим инженеров высочайшей квалификации, но рабочие профессии - вполне.

Однако в этом деле мы сталкиваемся с большими юридическими и организационными проблемами, потому что по закону гражданину РФ не положено получать образование более высокого уровня, не имея документа о предыдущем образовании. То есть ученик 8-9 класса не может параллельно получать профессиональное образование, пусть даже начальное.

И все же мы находим, как обойти эти положения, не нарушая при этом закон. Так, на новом витке развития образования возрождаем те советские производственные комбинаты, которые у нас были. Мы пытаемся уйти в село, пытаемся открывать подразделения колледжей в сельских школах, чтобы ребенок параллельно со средним образованием получал профессию. Естественно, мы ищем востребованные в том или ином населенном пункте специальности. Допустим, если это село Мумра, то там есть небольшой судоремонтный завод, куда кадры из других регионов не поедут. Значит, мы должны готовить специалистов прямо там, на месте. То же самое по сельскому хозяйству. Это и есть кластеризация в чистом виде. Или, скажем, договорились с местными властями, например, что в Приволжском районе практически все старшеклассницы параллельно получат профессию парикмахера, повара, мастера по шитью одежды. Возможно, некоторым это пригодится в будущем, и они смогут зарабатывать таким образом деньги.

- Астраханская область активно применяет в образовании интерактивные методики обучения, базирующиеся на применении IT-технологий. В частности, регион внедряет в школах систему дистанционного обучения с применением видеоконференцсвязи. Расскажите подробнее о методике обучения.

- Развивая систему дистанционного образования, нам приходится решать немало проблем, отвечая, например, на такие вопросы: "Может ли ребенок учиться в одной школе дистанционно, фактически числясь в другой? Может ли он отдельные курсы прослушивать дистанционно?" Самое простое - это трансляция уроков. Это уже отлажено: из крупной сельской школы уроки транслируются в отдаленные, небольшие. С сентября будут организованы трансляции отдельных уроков из школ областного подчинения. Причем это не просто пассивная трансляция, не кино, как в советские годы, а работа с обратной связью. Это онлайн-режим в чистом виде: ребенок задает вопросы, учитель отвечает. Причем вторая половина дня посвящается проектной деятельности - дети вовлечены в образовательные проекты. Например, детям поручили выяснить, какой населенный пункт в Астраханской области наиболее загрязненный. Аппаратуру для всевозможных анализов мы предоставили. Я считаю, когда дети из Ахтубинского района изучают засоренность Байкала - это профанация, потому что они туда не доедут, не смогут изучить материал на месте, самостоятельно сделать выводы. А вот когда они изучают проблемы своей улицы, своего озера Баскунчак, - мы это финансируем.

- Открывшийся в 2013 году в Астрахани школьный технопарк на тот момент был первым в России. Как развивается этот проект?

- В работе технопарка делается акцент на удаленной работе: 20% проектов этого года дети из отдаленных районов подготовили с преподавателями технопарка, общаясь дистанционно, по интернету. А городских мальчишек оттуда не выгнать. Считаю этот опыт очень удачным - он много дает детям. Расскажу о своем опыте: я во втором классе вошел в театральную студию дворца пионеров, так в 10-м меня оттуда с трудом выпроводили. Это были 8 счастливых лет жизни. И не меньше мне дал дворец пионеров, чем общеобразовательная школа. Поэтому у нас есть новая задача - попробовать открыть гуманитарный парк: может, у нас будущий Пушкин живет! У детей должна быть возможность реализоваться не только в точных науках. Сейчас мы ищем помещение, продумываем программу. Нам нужно не просто открыть кружок "юный философ", детей нужно увлечь. Это сложно и дорого, поэтому в 2015 году мы вряд ли сможем это сделать.

- Министерство готово модернизировать систему повышения квалификаций учителей. В чем конкретно новаторство изменений?

- Я десять лет к этому шел. Мы готовы начать использовать индивидуальные именные финансовые обязательства – условно, "ваучеры". Государство тратит некие деньги на повышение квалификации учителей, содержит институт повышения квалификации. Это деньги, которые всегда заложены в областном бюджете. В то же время по закону мы должны каждому педагогу обеспечить возможность пройти повышение квалификации раз в три года. Условно говоря, у нас 12 тыс. работников. На деньги, предназначенные на их обучение, можно просто профинансировать учреждение, а уж оно там разберется, дошел до него педагог или нет, если появился на занятиях - чему его обучить, полезно это ему или нет. А можно отдать деньги педагогам. То есть мы педагогу, которому в этом году положено пройти переподготовку, говорим: "Вот тебе деньги, которые для тебя предусмотрены в областном бюджете, а вот перечень учреждений, в которых ты можешь пройти переподготовку и повышение квалификации". Деньги даются на руки в виде ваучеров - с ними и приходит педагог на обучение. Потом учреждения, организующие переподготовку, собирают эти ваучеры, предъявляют нам, и мы оплачиваем.

Мне все равно, будут образовательные учреждения, в которые обратятся педагоги, частными, муниципальными или государственными, лишь бы они имели соответствующую лицензию. Конечно, тут же возникает вопрос: "А что делать с областным институтом повышения квалификации? У него же специальное здание, есть работники и некий позитивный опыт в данном направлении". Мы решили так: в программе повышения квалификации есть инвариантная часть - то, что должен знать любой педагог, вне зависимости от того, работает он воспитателем детского сада или директором колледжа. Это основы психологии и педагогики, основы законодательства, государственные стандарты. Этот инвариант мы отдаем институту, все остальное - другим учреждениям. Ответственность педагога растет - он выбирает, где будет учиться, исходя из суммы ваучера и своих предпочтений и возможностей - вдруг кто-то готов вложить собственные средства на обучение. Так что это его право - хоть в Париж пусть едет.

- Когда планируется начать эксперимент по вручению "ваучеров"?

- Документы практически готовы. В идеале - с сентября. Но реально, наверное, запустить систему с ноября. Оператором проекта назначен Центр мониторинга в образовании, который сам никакого отношения к повышению квалификаций педагогов не имеет. В других регионах (их, кстати, совсем немного по стране), где имеется подобная практика, оператор всегда сам институт повышения квалификаций, и, конечно, по счастливой случайности, все деньги остаются у него.

- Виталий Александрович, в некоторых социальных сферах пересматривается система оплаты работников, снижается зависимость величины надбавок от воли, благорасположения руководства учреждения. Планируется ли это сделать в системе образования нашего региона?

- Это предмет нашей дискуссии с профсоюзами. Профсоюзы хотят стимулирующую часть свести на нет, чтобы все получали примерно одинаково - по количеству отработанных часов. Действительно, у профсоюза есть примеры того, как нынешняя система стимулирования педагогов плохо организована: нередки случаи, когда стимулирующую часть зарплаты директор делит без участия профсоюза и общественности, когда он выделяет ее только своим друзьям и подругам. Однако это все же вопрос не плохой системы, а плохого управления. Сейчас мы находимся в дискуссиях. Пока мы договорились, что 60% - это базовая часть (оклад и все обязательные выплаты) и 40% - стимулирующая. И все равно меня никто не переубедит, что этот вопрос должно решать каждое конкретное учреждение с привлечением профсоюза и родительской общественности. Кроме того, с 1 сентября мы увязываем зарплату руководителей - ее стимулирующую, премиальную часть - с независимой оценкой их деятельности.

- А кто будет оценивать?

- Система сложная. Мы два года обсуждали с профсоюзами, с директорами, с общественностью ряд критериев эффективности менеджера в подведомственных нам учреждениях. Там много показателей в зависимости от вида учреждений. И мы не ожидаем, что все покажут 100-процентный результат. Мы понимаем, что для сельской школы это невозможно. Но в целом система будет давать оценку тому, как человек выстраивает работу, принимает управленческие решения, как умеет тратить деньги и привлекать дополнительные ресурсы законным путем, какова эффективность его деятельности в качестве образования, в развитии самого учреждения. Раз в год все эти критерии будут анализироваться, а по итогам будет приниматься решение о том, сколько можно тому или иному руководителю заплатить.

- Это будет рейтинг директоров школ?

- В итоге да. За то, что ты ходишь на работу и выполняешь свои обязательства, ты получаешь оклад. Это не надо стимулировать. А вот если в учреждении произошли изменения к лучшему, перемены, необходимые государству и, в первую очередь, детям, это мы будем поощрять. Применять эту систему мы начнем уже с сентября.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще