Эксклюзив 27 января 2016 г. 18:18

Гендиректор "Южуголя" Р.Штейнцайг: "Мы готовы купить активы "Гуковпогрузтранса"

Гендиректор "Южуголя" Р.Штейнцайг: "Мы готовы купить активы "Гуковпогрузтранса"

            АО "ЦОФ "Гуковская", входящее в состав "Южной угольной компании" ("Южуголь"), с 14 января остановило работу на неопределенный срок из-за прекращения логистического обеспечения со стороны ЗАО "Гуковпогрузтранс". На очереди - остановка крупнейшей в Ростовской области шахты "Садкинская", поскольку альтернативы обогащения углей в регионе больше нет. Все это в итоге может обернуться прекращением отгрузки топлива на Новочеркасскую ГРЭС. Между тем доля "Садкинской" в общем объеме поставляемого на эту ГРЭС угля составляет более 65%. Подробнее о причинах возникновения ситуации вокруг предприятий "Южугля" и возможных путях выхода из нее в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал генеральный директор ООО "Южная угольная компания" Роман Штейнцайг.

            - Роман Михайлович, скажите, пожалуйста, как возникла подобная ситуация?

            - Ситуация возникла не вдруг. Еще в мае прошлого года Южное управление государственного железнодорожного надзора провело плановую проверку состояния путевого хозяйства "Гуковпогрузтранса", с которым наше дочернее предприятие - ООО "Южтранс" находится в договорных отношениях. Было выявлено более 100 нарушений требований безопасности, требующих прекращения движения подвижного состава. Но 90% этих претензий относились к путям необщего пользования, не задействованных в обслуживании обогатительной фабрики "Гуковская".

            Ссылаясь на отсутствие средств, "Гуковпогрузтранс" в течение полугода ничего не делал для устранения нарушений и даже не составил обоснованного графика выполнения работ. При этом оплату за услуги от нас получал своевременно и в полном объеме.

            К примеру, в сентябре-декабре - речь идет о прошлом годе - ЦОФ "Гуковская" переработала более 500 тыс. тонн угля. За логистическое обеспечение этих работ "Гуковпогрузтрансу" было перечислено почти 33 млн рублей по тарифу, согласованному с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Этот тариф предусматривает, в том числе, текущее обслуживание и поддержание в соответствующем состоянии путевого хозяйства, связывающего станцию Гуково Северо-Кавказской железной дороги и ЦОФ "Гуковская". Есть основания полагать, что денежные средства были расходованы не по назначению.

            В результате ситуация обострилась до критической, были допущены аварии и сходы с рельс подвижного состава. И вот с 14 января этого года "Гуковпогрузтранс" внезапно и необоснованно прекратил подачу и движение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Под "раздачу" попал не только "Южтранс", но и еще несколько предприятий - ООО "ТрансРесурс", ООО "Памир", ООО "СВ-Транзит".

            - А на какой срок прекращена транспортировка груженных и порожних вагонов?

            - Неизвестно. "Гуковпогрузтранс" просто посоветовал нам рассмотреть альтернативные доставки грузов.

            - А это, в принципе, возможно?

            - Категорически нет. Дело в том, что шахта "Садкинская" (ООО "Шахтоуправление "Садкинское" - ИФ) не имеет технологической возможности по обогащению рядовых углей. Этим занимается ЦОФ "Гуковская" на основании соответствующего договора. То есть основная часть угольной продукции шахты отправляется на обогащение на фабрику до станции Гуково с последующей передачей вагонов на пути необщего пользования, владельцем которых является "Гуковпогрузтранс". Эта компания обслуживает железнодорожные пути своим локомотивом, то есть, перевозит уголь с выставочных путей станции Гуково до мест погрузки/выгрузки ЦОФ "Гуковская" и обратно.

            Понимаете, весь технологический комплекс обогатительной фабрики, в том числе и фронт выгрузки/погрузки, расположен на путях необщего пользования, владельцем которых опять-таки является "Гуковпогрузтранс". Эта компания, как владелец железнодорожных путей, по действующему закону должна обеспечивать за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации.

            - А что говорят в самом "Гуковпогрузтрансе". Как-то же руководство компании объясняет свои действия?

            - Все объясняют ухудшением финансового состояния из-за резкого снижения грузооборота в связи с полной остановкой деятельности угольных предприятий группы "Кингкоул" (ранее "Гуковпогрузтрас" входил в ГК "Кингкоул", сейчас его учредителем является московское ООО "Технолизинг" - ИФ).

            По словам генерального директора "Гуковпогрузтранса" Геннадия Галунова, компания вынуждена была оказывать услуги по критично низким тарифам, рассчитанным с учетом прежнего грузооборота, что привело к образованию убытков. Из-за якобы низкой рентабельности и убытков банки отказывают компании в предоставлении кредитов. Получается, что у "Гуковпогрузтранса" в прошлом году не было денег, чтобы проводить ремонтно-восстановительные работы путевого хозяйства, что привело к ухудшению их состояния, угрожающему безопасности движения, жизни и здоровью людей. Поэтому, дескать, и остановлено обслуживание нескольких предприятий.

            Но возникает множество вопросов. А что делало руководство более полугода с момента получения в мае предписания Госжелнадзора? Куда уходили деньги, в том числе и нашей обогатительной фабрики? Почему было допущено такое положение дел, и теперь проблема перекладывается на другие предприятия, у которых своих трудностей предостаточно?

            А теперь вот руководитель "Гуковпогрузтранса" просто попросил у нас финансовой помощи в размере 50 млн рублей. Причем, не в качестве аванса в счет будущих услуг по транспортировке груза, потому что "общество не имеет права оказывать такие услуги сегодня и установить срок их возобновления не предоставляется возможным", как было написано в письмо в наш адрес.

            - А что с вагонами на путях? Их много скопилось?

            - На сегодняшний день возле станции Гуково простаивает более 500 вагонов.

            Кроме того, создалась неблагоприятная ситуация на станции Чапаевка-Ростовская, которая ежесуточно отгружает по 60 вагонов с углем на станции Гуково в адрес "Южтранса".

            - Такая ситуация возникла впервые?

            - Нет. В 2012 году был прецедент. Тогда "Гуковпогрузтрас" запретил транспортировку груженных и порожных вагонов по путям необщего пользования, примыкающих к станции Новомихайловка до промплощадки ООО "Сулинуголь" (входит в состав "Южной угольной компании" - ИФ). Поэтому "Сулинуголь" и "Южтранс" вынуждены были обжаловать действия "Гуковопогрузтраса" в управлении ФАС по Ростовской области. И тогда компания была признана нарушившей закон о защите конкуренции. В этот раз мы снова обратились в УФАС.

            - Роман Михайлович, возникшая ситуация - это, по сути, спор хозяйствующих субъектов и он должен решаться в суде.

            - И будет решаться. Но установленный законодательством регламент разрешения подобных споров предопределяет проведение многомесячных процедур. Такого лимита времени у нас нет. Требуются экстраординарные, чрезвычайные меры административного характера, мы бьем во все колокола. Потому что сегодня сложилась критическая ситуация с подачей и уборкой подвижного состава угледобывающим и перерабатывающим предприятиям всего региона.

            Остановка работы ЦОФ "Гуковская" ставит под угрозу выполнение социально-трудовых и экономических обязательств перед коллективом, в том числе, по выплате зарплаты. Не исключаем и роспуск работников, а это - более 400 человек, в связи с вынужденным простоем из-за действий "Гуковпогрузтранса". Если остановим шахту - это накалит ситуацию в более чем тысячном коллективе.

            По имеющейся у меня информации, профсоюзные организации фабрики и шахты в установленном порядке обратились за разрешением о проведении пикета у здания областной администрации в конце января.

            Необоснованные и противоправные действия региональных монополистов, порой, носящие признаки экономической диверсии и шантажа, способны на весьма длительный срок, требующийся в установленном порядке для разрешения конфликта хозяйствующих субъектов, парализовать работу крупных угольных предприятий. Это влечет за собой срыв поставок угольной продукции в теплоэнергетику, на предприятия социальной сферы, пищевой, металлургической, оборонной промышленности. Создает условия для недобросовестной конкуренции и экспансии сторонних поставщиков-посредников, не обладающих собственными производственными активами.

            Поддерживая позицию вынужденно остановленных угольных предприятий, региональные администрации, силовые структуры, терком Росуглепрофа не имеют возможностей реального и незамедлительного воздействия на коммерческую структуру, провоцирующую возникновение кризисной ситуации. Поэтому очевидна необходимость принятия законодательно обеспеченных мер административного воздействия на недобросовестные компании на период рассмотрения споров в суде.

            - А какой-то еще выход видится из этой ситуации?

            - Да. В некоей перспективе "Южная угольная компания" готова рассмотреть возможность приобретения активов "Гуковпогрузтраса" на основе независимой оценки их стоимости.

            Сейчас для обеспечения бесперебойной работы ЦОФ "Гуковская" мы готовы взять в аренду часть путевого хозяйства "Гуковпогрузтраса" - железнодорожные пути суммарной протяженностью 13 км 382 метра. При реализации такой меры можно воспользоваться опытом, широко практикуемым в Кузбассе и Красноярском крае.

            - Роман Михайлович, шахта "Садкинская" является одним из крупнейших угледобывающих предприятий...

            - ...И не только в Ростовской области, но и в европейской части РФ, входит в 10-ку лучших предприятий отрасли. В прошлом году на шахте добыто более 2 млн тонн угля, в этом году планируется сохранить этот объем.

            - В 2013 году "Южуголь" останавливал строительство шахты "Садкинская-Восточная" из-за ситуации на рынке, когда украинские поставщики угля активно демпинговали.

            - Мы возобновили строительство этой шахты в прошлом году. Занимались, в основном, инфраструктурным обеспечением. В этом году планируем начать горное строительство. Ввод пускового комплекса шахты ожидается через 3-3,5 года. Стоимость проекта строительства шахты не изменилась и составляет на сегодня 5,6 млрд рублей.

            Также в прошлом году мы приступили к еще одному крупному инвестиционному проекту - начали строить групповую обогатительную фабрику на действующей промышленной площадке шахты "Садкинская". Она будет осуществлять обогащение угля, добываемого не только на этой шахте, но и на "Садкинской-Восточной". Проектная мощность фабрики составит 3 млн тонн угля в год.

            Стоимость проекта - около 1 млрд рублей. Источники финансирования - собственные и привлеченные средства. Ввод в строй фабрики планируем в конце 2016 - начале 2017 года.

            Реализация этого проекта позволит создать 350 рабочих мест, а строительство шахты "Садкинская-Восточная" - еще 250. При этом нужно учитывать, что одно рабочее место горняка создает 6-8 рабочих мест у смежников. Для нашего региона решение проблемы занятости очень актуально.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще