Эксклюзив 10 июля 2017 г. 17:21

Заместитель начальника ГУ МЧС России по КБР М.Хажикаров: "Количество плановых проверок в Кабардино-Балкарии снижено на 33% за шесть месяцев 2017 года"

Заместитель начальника ГУ МЧС России по КБР М.Хажикаров: "Количество плановых проверок в Кабардино-Балкарии снижено на 33% за шесть месяцев 2017 года"

            Реформа контрольной и надзорной деятельности существенно изменяет работу государственного надзора МЧС России. О сути происходящих перемен и их первых результатах в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике Мухамед Хажикаров.

            - Мухамед Хасанович, каковы цели реформы контрольной и надзорной деятельности в приложении к работе МЧС?

            - В рамках реализации реформы в министерстве разработан и утвержден паспорт приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России". Цель его - снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций. Но, в первую очередь, безусловным приоритетом остается уменьшение количества смертельных случаев и пострадавших.

            За многовековую историю существования пожарного надзора менялось многое, но эта цель всегда оставалась главной. Противопожарная защита населенных пунктов и объектов народного хозяйства была одной из важнейших государственных задач. Первые противопожарные правила появились еще в XI веке. Они законодательно определили ответственность за поджоги и несоблюдение мер безопасности при пользовании огнем. В 1918 году издан Декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем", а в 1927 создан государственный пожарный надзор. В 1966 году пожарные подразделения подчинены министерству внутренних дел.

            В 1993 году пожарный надзор определен как специальный вид государственной надзорной деятельности, а в 2001 году Государственная противопожарная служба была переведена в МЧС России. В основе всех проводимых реформ лежит одна цель - создание эффективного государственного регулирования пожарной безопасности. Система регулирования включает организационные, нормативные и экономические меры, адекватные угрозе возникновения пожаров. Обеспечивает защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

            - Расскажите, пожалуйста, подробнее о предполагаемых изменениях в надзорной практике и ожидаемых результатах.

            - Административные издержки от государственного контроля (надзора) для организаций и граждан, в том числе для предпринимателей, должны снизиться весьма существенно - по сравнению с 2016 годом не менее чем на 20% к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

            Доля профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МЧС России вырастет до 35% к концу 2018 года и до 70% к концу 2025 года.

            При этом возрастет и индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций. Будет оптимизировано использование при госконтроле трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

            Предполагается, что количество смертельных случаев и травмированных по контролируемым видам рисков - не только на пожарах, но и при происшествиях на водных объектах, чрезвычайных ситуациях - снизится не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года, а к концу 2025 года - не менее чем на 30%. Снижение уровня материального ущерба планируется в пределах тех же относительных значений, на 10% за три года и на 30% за десять лет.

            - Федеральный государственный пожарный надзор России 18 июля отмечает свое 90-летие. Как организована работа надзорного ведомства МЧС в Кабардино-Балкарии и с какими достижениями встречаете юбилей?

            - Сегодня на территории республики работают 48 инспекторов. Они ежедневно проверяют соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности, отслеживают, какие меры приняты по результатам их проверок. Особенно пристальное внимание уделяется объектам с массовым пребыванием людей, объектам здравоохранения и образования. Инспекторы работают в школах, беседуют с детьми, проводят тематические конкурсы детского творчества.

            Инспекторы трудятся, можно сказать, круглосуточно. Выезд по тревоге на пожары - неотъемлемая часть их деятельности. Они опрашивают очевидцев, осматривают место пожара. Дознаватели по крупицам восстанавливают предшествовавшие пожару события, порой, в прямом смысле слова, разгребая пепел. Нужно не просто установить виновника пожара, но и доказать его вину.

            Большое значение в пожарном надзоре придается работе с населением. Опираясь на органы местного самоуправления, тесно взаимодействуя с органами государственной власти, с социальными работниками, а также с различными коммунальными службами, пожарные инспекторы постоянно проводят рейды в многоквартирные жилые дома. В пожароопасные периоды - в начале отопительного сезона, в межсезонье, во время весенней засухи с ветрами - они проводят сходы граждан.

            Принимаемые меры позволили за 10 лет добиться 30% снижения количества пожаров на территории республики.

            - Заметны ли уже результаты проводимой реформы?

            - Количество плановых проверок в январе-июне 2017 года снизилось по сравнению с тем же периодом 2016 года на 33%. В отношении малого и среднего бизнеса проверки вообще не планировались.

            В рамках внедрения риск-ориентированного подхода органы надзорной деятельности Главного управления определили перечни объектов защиты по категориям. К категории высокого риска в Кабардино-Балкарии отнесено 596 объектов, значительного риска - 616 объектов, среднего риска - 234 объекта, умеренного - 2569, низкого - 1699.

            В группу объектов высокого риска входят детсады и школы, детские оздоровительные лагеря, социальные и медицинские стационары. Категория значительного риска присвоена особо опасным, технически сложным и особо важным объектам.

            Не приняты решения о категории риска по 4499 состоящим на учете объектам защиты в связи с отсутствием по ним сведений.

            Внедрение новых методов и подходов к осуществлению надзорных мероприятий позволило освободить от надзора малый и средний бизнес, при этом сосредоточив внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность, и реализацию профилактических мероприятий.

            Для снижения административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, совершенствуются процедуры и процессуальные формы надзора - развиваются институты независимой оценки пожарного риска и декларирования вопросов обеспечения безопасности. В Главном управлении создана комиссия по добровольной аккредитации экспертных организаций, оценивающих соответствие объектов требованиям пожарной безопасности. Проводящих независимую оценку пожарного риска.

            С 2014 года заключение о независимой оценке пожарного риска получили 317 объектов, или 40% от планового значения.

            - Уменьшение надзорной нагрузки на бизнес, безусловно, важно, но как отразились нововведения на количестве пожаров?

            - По итогам первого полугодия органы надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарии достигли неплохих показателей. Количество пожаров снижено на 6,6% (за 6 месяцев 2017 года произошло 241 пожар, в 2016 году с января по июнь - 258 пожаров). Количество погибших при пожарах уменьшилось на 33% (в 2017 году -погибли двое, в 2016 - трое). Травмировано при пожарах осталось на уровне аналогичного периода прошлого года (в 2017 году - 27 человек, в 2016 - 27 человек).

            Существенно - на 97% - снижен прямой материальный ущерб от пожаров (с 368 млн 750 тыс. рублей в 2016 году до 887 тыс. рублей в 2017).

            - Какие еще аспекты реформы, по вашему мнению, значимы и играют заметную роль?

            - Наиважнейший круг вопросов связан с административной практикой органов надзорной деятельности Главного управления. Одно из ключевых направлений - уход от тотального назначения штрафных санкций, как основной меры пресечения нарушений.

            В первом полугодии количество оштрафованных должностных лиц сокращено на 64%. Индивидуальные предприниматели к административной ответственности в виде штрафов не привлекались.

            Кроме того, с учетом изменений в Кодексе РФ об административных правонарушениях, штраф за впервые совершенные правонарушения заменяется предупреждением. Доля предупреждений от общего числа вынесенных постановлений за полугодие составила 57% от общего количества рассмотренных дел о правонарушениях. В 2015 году лишь 16% постановлений содержали предупреждения.

            В завершение отмечу, что одно из ключевых направлений в работе органов надзорной деятельности Главного управления - проведение профилактических мероприятий разъясняющего, консультативного, обучающего характера, и в сравнении с аналогичным период прошлого года их количество увеличилось на 60%. Результаты профилактической работы, как правило, не видны на первый взгляд, но ее важность отражена в первом слове девиза МЧС России: "Предупреждение, спасение, помощь". Предотвратил беду - значит спас чье-то имущество, здоровье, жизнь. Эта нелегкая задача лежит на плечах сотрудников государственного пожарного надзора.

            Работа по достижению ключевых целей проекта МЧС России продолжается.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще