Эксклюзив 7 февраля 2018 г. 16:25

Управляющий партнер семейного предприятия "Николаев и сыновья" М.Николаев: "В текущем году мы планируем получить лицензию на производство вин с защищенным наименованием места происхождения"

Управляющий партнер семейного предприятия "Николаев и сыновья" М.Николаев: "В текущем году мы планируем получить лицензию на производство вин с защищенным наименованием места происхождения"

Управляющий партнер семейного предприятия "Николаев и сыновья" (в группу компаний входят винодельческие хозяйства "Лефкадия" и "Саук-Дере") Михаил Николаев рассказал в интервью "Интерфаксу" об итогах работы предприятия в прошлом году, планах на 2018 год, а также развитии экспортного направления и девелоперских проектах.

- Михаил, расскажите, пожалуйста, насколько удачным для "Долины Лефкадия" был 2017 год? Каков валовой сбор винограда?

- В прошлом году в "Долине Лефкадия" было собрано более 1,5 тыс. тонн винограда, это больше чем в предшествующем году, в первую очередь, за счет роста валового сбора винограда белых сортов.

Для красных сортов винограда год выдался более тяжелым из-за жары, особенно в сезон сбора винограда. По этой причине и урожайность ниже, чем в 2016-м.

Вместе с тем, в прошлом году мы смогли реализовать 1,77 млн бутылок вина.

- Какова общая площадь виноградников у компании на сегодняшний день? Планируется ли их увеличивать в дальнейшем?

- На сегодняшний день общая площадь плодоносящих виноградников составляет 210 гектар. В 2018 году мы планируем высадить порядка 18 гектар. Это, конечно, небольшая площадь, но, к сожалению, мы не можем высадить тот объем, который запланировали ранее. Мы закупаем саженцы исключительно во Франции в питомнике "Мерсье", это саженцы высокого качества, их приживаемость в нашем регионе просто идеальна. По этой причине объем посадки в 2018 году будет зависеть от того, сколько саженцев сможем закупить во Франции.

У нас есть много хорошей земли для высадки виноградников – порядка 350 гектар. Мы надеемся в этом году проработать возможность участия в программе льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, и, если нам удастся получить кредит под низкий процент, мы сможем в короткие сроки значительно увеличить темпы посадками виноградников. Будем стараться высаживать ежегодно не менее 50 гектаров, а может быть даже и 100 га.

До сегодняшнего дня мы покупали саженцы за счет собственных средств.

- Вы планируете и в дальнейшем приобретать саженцы во Франции?

- Конечно, какую-то часть виноградников мы продолжим закупать во Франции. Но в ближайшие годы рассчитываем сосредоточиться на приобретении саженцев в России, если, конечно, качество будет соответствовать нашим потребностям.

У нас есть свой собственный небольшой питомник, он в основном используется для замены виноградных лоз и в ближайшие два-три года будет занят именно этим.

- В 2016 году компания получила лицензию на производство, хранение и поставку вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ). Как, по вашему мнению, это повлияет на популяризацию отечественных премиальных вин? Планируете ли вы получать лицензию на производство вина с защищенным наименованием места происхождения (ВЗНМП)?

- Получение лицензии ЗГУ – это, безусловно, снижение издержек в виде акцизов, что экономически выгодно для компании. Да, "Лефкадия" осенью прошлого года одной из первых получила лицензию.

А в январе 2018 года лицензию выдали и агрофирме "Саук-Дере". Мы надеемся, что за счет получения лицензии сможем значительно снизить акциз и за счет этого получим дополнительную возможность для инвестиций на развитие виноградарства и модернизацию производства.

Что касается ВЗНМП, в этом году мы будем подавать документы на получение лицензии. В настоящее время идут дискуссии по определению границ этой зоны. Она будет называться "Долина Лефкадия". Мы рассчитываем, что лицензию получим в этом году.

- Какова инвестиционная программа компании "Николаев и сыновья" на 2018 год?

- Мы планируем в текущем году продолжить реконструкцию винодельни "Саук-Дере". Мы достаточно долгое время занимаемся перепроектированием винодельни. Так как объект очень сложный, он требует внушительных инвестиций. Вместе с тем, наш проектировщик сделал много хороших предложений, которые позволят в дальнейшем значительно оптимизировать затраты.

Мы понимаем, что сама реконструкция все равно обойдется очень дорого, поэтому будем проводить ее поэтапно. Так в рамках проекта в этом году мы планируем полноценно запустить цех приемки и винификации шампанского, белых и красных вин. Для улучшения качества винификации было приобретено оборудование французского производителя Bucher Vaslin. Инвестиции в проект оцениваются порядка 120 млн рублей.

Также мы планируем запустить линию розлива, поставить более качественную фильтрацию.

После ввода в эксплуатацию линии розлива, линии приемки, частичной модернизации виноградников, можно будет говорить о завершении проекта первой фазы реконструкции "Саук-Дере".

В целом сумма инвестиций на текущий год будет составлять около 200 млн рублей. В прошлом году было вложено порядка 100 млн рублей.

Наши дальнейшие инвестиции будут сосредоточены на посадку виноградников.

Полноценный долгосрочный проект развития агрофирмы рассчитан на увеличение производственной мощности предприятия до 20 млн бутылок, из которых 15 млн будет составлять производство тихих вин и 5 млн бутылок игристых вин, произведенных классическим методом. В целом, реконструкция требует вложений порядка 2 млрд рублей. Но для этого, повторюсь, нужны значительные площади плодоносящих виноградников.

На сегодня же "Саук-Дере" может выпускать до 6 млн бутылок в год. Также на заводе есть большие площади хранения, в которых можно хранить до 10 млн бутылок вина.

- Расскажите, пожалуйста, о географии поставок на территории РФ. Развиваете ли экспортное направление?

- Мы развиваем нашу географию по территории России, наиболее широко компания представлена на юге России. Но у нас были поставки и на Дальний Восток, отправляли продукцию в Хабаровск и Владивосток, правда объемы поставок пока небольшие.

Конечно, сейчас мы работаем не со всеми федеральными сетями, это большой минус. Федеральным сетям выгоднее работать с импортными производителями, и они совсем не заинтересованы в продвижении российских вин. О качестве тут вообще никто не говорит. Но вместе с тем, стараемся развиваться.

Мы только начинаем развивать экспортное направление. Лично я вижу перспективным для сбыта рынок Китая. Китай – огромная развивающаяся страна, и несмотря на то, что республика стала крупнейшим мировым производителем вин, высадив за последние годы огромное количество виноградников, здесь есть и свободные ниши и потенциал развития. Поэтому мы сосредоточимся на развитии поставок нашей продукции именно в эту республику.

Конечно, нам интересно заниматься английским, скандинавскими рынками и рынком США. Но в этих странах отношение к российским винам, да и к России в целом немного другое.

- Есть ли планы по открытию сети собственных магазинов в РФ?

- Мы сейчас приступили к реализации проекта по созданию сети гастрономических лавок под брендом "Николаев и сыновья". Гастрономическая лавка очень интересный и необычный формат. Здесь будут представлены вина, а также фермерская продукция топовых российских и зарубежных производителей, которые можно будет не только купить, но и сперва попробовать, продегустировать. Для нас важно сокращать дистанцию между производителем и конечным потребителем, узнавать потребности и предпочтения, чем совсем не занимаются торговые сети.

Первая гастрономическая лавка в тестовом режиме открылась в декабре в Краснодаре. В текущем году мы планируем открыть еще одну в Москве.

Если наши точки будут востребованы и экономически выгодны, то мы продолжим их продвигать и в других регионах России. Но однозначно, их не будет много.

- Ранее сообщалось, что предприятие "Николаев и сыновья" рассматривает возможность создания совместных производств сыра по своей рецептуре и под своим брендом в Московской области и Татарстане. На какой стадии сейчас находится проект?

- В Московской области по инициативе подмосковного правительства разработан масштабный проект создания в Дмитрове сырного кластера. Стратегически интересный шаг реализовывать проект именно там.

Мы определили земельный участок, обсудили условия строительства с областными властями и сейчас перешли от стадии технологического проектирования к стадии финального проектирования сыродельного завода. В настоящее время мы продолжаем искать партнеров для строительства завода. Я думаю, они появятся, когда будет готов итоговый проект и понятны условия инвестиций, окупаемости и т.д. Кроме того, подмосковное правительство помогает подбирать финансовые учреждения для реализации проекта.

У нас уже есть компания - партнер по производству молока, поскольку для производства сыров самое важное – это качество молока.

Нужно понимать, что на сегодняшний день на рынке сыров есть большая проблема - переизбыток молока по сравнению с задачами производителей массового сыра. Суть в том, что предприниматели инвестировали огромные средства в строительство молочных ферм и производят натуральное молоко, но оно дорогое. Конечный потребитель же не хочет покупать сыр из натурального молока, потому что он дорогой и покупает "сыры", которые изготовлены из пальмового масла и порошкового молока.

Поэтому, сейчас мы еще, конечно же, оцениваем ситуацию на рынке, взвешиваем все риски основательно.

В Татарстане же ситуация совсем непонятная, поскольку там нет никаких благоприятствующих условий со стороны правительства как в Московской области.

- "Долина Лефкадия" известна не только как производитель вина, но и как развивающийся центр винного туризма. Расскажите, пожалуйста, о развитии туристического направления.

- Конечно, мы занимаемся развитием туризма. В прошлом году "Долина Лефкадия" приняла более 10 тыс. туристов. В этом году рассчитываем принять еще больше.

На базе хозяйства мы открыли собственную пиццерию при сыроварне и колбасном цеху, это один из самых интересных проектов для юга России с точки зрения качества пиццы, которая будет готовиться из продуктов, произведенных перед вашими глазами.

Кроме того, мы запустили ярмарочную площадь, где будут проходить различные фестивали и праздники. На ярмарочной площади появится и кинозал, и амфитеатр, будет создана детская зона, различные точки общепита, начиная от шампань-бара и заканчивая таверной.

Тем самым мы хотим развивать туры выходного дня для всей семьи, где будет интересно провести время не только взрослым, но и детям.

У нас есть, кстати, проект гостиницы, которой как раз не хватает для создания полноценного туристического комплекса. В настоящее время мы ищем соинвестора в этот проект.

- Насколько нам известно, вы также планируете развивать девелоперский проект по строительству жилья.

- Да, в наших планах создание полноценного коттеджного поселка с возможностью высадки владельцами коттеджей собственных виноградников и производства своего вина.

В целом, это масштабный проект, который подразумевает создание нескольких поселков. Первая очередь, которую мы сейчас реализовываем, предполагает строительство вилл и коттеджей площадью от 150 до 450 квадратных метров, которые будут размещены либо на виноградниках, либо в непосредственной близости. Для тех покупателей, которые захотят посадить собственные виноградники, мы будем предлагать их обслуживание и возможность потом произвести собственное вино на нашем предприятии.

Мы уже инвестировали значительные средства в создание инфраструктуры проекта. В ближайшее время, думаю до майских праздников, мы запустим сайт, где будет наглядно представлена концепция проекта, а также показаны участки, готовые к продаже. Также мы рассчитываем наладить сотрудничество с кредитными организациями для возможности приобретения участков и строительства жилья в ипотеку.

При удачной реализации первой очереди, мы планируем в дальнейшем построить и малоэтажные жилые комплексы.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще