Эксклюзив 9 августа 2018 г. 18:01

Вице-губернатор Краснодарского края И.Галась: "В консолидированный бюджет края мобилизовано уже более 156,4 млрд рублей, или 61,5% к годовому бюджетному назначению"

Вице-губернатор Краснодарского края И.Галась: "В консолидированный бюджет края мобилизовано уже более 156,4 млрд рублей, или 61,5% к годовому бюджетному назначению"

                Кубань остается территорией опережающего развития. По итогам первого полугодия рост валового регионального продукта Кубани оценен в 101,9% на фоне показателя по стране - ВВП России - 101,7%. Ключевые отрасли краевой экономики продолжают демонстрировать нарастание положительной динамики.

                 О ситуации в экономике региона в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась.

                 - Игорь Петрович, расскажите, пожалуйста, о ситуации в экономике Краснодарского края по итогам первого полугодия 2018 года. Какие отрасли показали наибольший рост? Каков текущий прогноз показателя валового регионального продукта?

                 - В целом ситуация стабильная. Практически во всех секторах региональной экономики набраны неплохие темпы роста: там, где они не превышают среднероссийские, находятся на уровне. Мы внимательно следим за ситуацией во всех отраслях и стараемся максимально оперативно реагировать на сигналы о замедлении развития или возникновении каких-либо проблем.

                 Наибольшего роста за полгода удалось добиться в промышленности, несмотря на тяжелые погодные условия - в сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле.

                 Конечно, проведение матчей Чемпионата мира в Сочи и приток иностранных туристов позитивно отразились на работе санаторно-курортного комплекса.

                 Хочу отметить, что результативность этих отраслей ещё раз подтверждает правильность выбора их в качестве приоритетных в Стратегии Кубани-2030.

                 По итогам полугодия ВРП края опередил рост ВВП на 0,2%. Учитывая структуру экономики Кубани, во втором полугодии мы рассчитываем на более интенсивный прирост: как правило, активнее работает сельское хозяйство, курорты. Поэтому по итогам года ожидаемый рост ВРП - не менее 2,5% при общероссийском прогнозе 1,9%. На слух цифры небольшие, но за ними скрывается и серьезный прирост в объеме валового регионального продукта, и дополнительные поступления в бюджет и, соответственно, возможности финансирования социальных программ и реального сектора экономики.

                 - Изменилась ли ситуация в строительстве?

                 - К сожалению, в одной отрасли - строительстве - сохраняется отрицательная динамика. Тенденция спада строительства характерна для всего ЮФО. Например, в Астраханской области падение на 27%, в Волгоградской - почти на 17%, в Ростовской - более 22%.

                 У нас объемы выполненных работ в этом году сокращены на 5,6%. В первую очередь, это обусловлено завершением строительства автомобильной части Крымского моста. Мост для края стал одним из крупнейших инфраструктурных проектов за последние годы, внес колоссальный вклад в объем строительных работ, поэтому по завершении львиной их части показатели в отрасли поползли вниз.

                 Впрочем, нужно отметить, что от моста мы еще получим "дивиденды". Во-первых, по нему через наш регион поедут туристы в Крым. По предварительным подсчетам, турпоток по трассам, проходящим по территории края, возрастет с 6,2 до 8 млн человек в год.

                 Во-вторых, транспортные связи с Крымом должны позитивно повлиять и на бизнес-партнерство. По прогнозам экспертов, край получит рост по внутреннему экспорту, в том числе и на рынке строительных материалов.

                 Помимо Крымского моста, влияние на снижение динамики в строительстве оказало значительное сокращение ввода жилых домов - почти на 28%. С одной стороны, падение в подотрасли - серьезный риск для экономики, с другой, причины его, как ни парадоксально, в заботе о жителях Кубани. Администрация региона ведет бескомпромиссную политику в борьбе с застройщиками, нарушающими градостроительные нормы и законы. Контроль над строительством, действительно, значительно ужесточился, а количество выданных разрешений на возведение многоквартирных домов сократилось на треть. Но в итоге эти меры, уверен, обернутся повышением комфортности и безопасности проживания в крае.

                 Несмотря на отрицательную динамику объемов строительных работ в первом полугодии, итоги года мы оцениваем с небольшим, но ростом относительно 2017 года - 100,9%.

                 - Каковы основные параметры консолидированного бюджета края на сегодняшний день? Как идет исполнение социальных обязательств, реализации программ развития?

                 - Доходы консолидированного бюджета края на 2018 год запланированы в объеме более 288 млрд рублей, из которых налоговых и неналоговых доходов, по поручению губернатора, должно быть не менее 260 млрд рублей.

                 Расходы консолидированного бюджета края на 2018 год запланированы в объеме около 305 млрд рублей, в том числе более 200 млрд - на расходы социальной сферы.

                 По информации на 31 июля в консолидированный бюджет края мобилизовано уже более 156,4 млрд рублей, или 61,5% к годовому бюджетному назначению.

                 Динамика поступления доходов - 108,6%, прирост в абсолютной сумме более 11 млрд рублей. Основной прирост доходов обеспечен топливно-энергетическим комплексом, потребительской сферой, транспортной отраслью и агропромышленным комплексом.

                 Динамика поступления доходов консолидированного бюджета в территориальном разрезе сложилась в диапазоне от 74,5% до 145,2%. Обеспечили темп роста поступления доходов в консолидированный бюджет свыше 110% 27 муниципальных образований. Наиболее высокие показатели в Ленинградском (143%), Кореновском (130,8%), Крыловском (133,4%) районах, г. Горячий Ключ (135,2%).

                 Ещё в 8 муниципальных образованиях динамика поступления сложилась от 100% до 110%.

                 На последнем совещании по экономике под председательством губернатора муниципальным командам мы дали поручение обеспечить темп роста доходов не ниже 107%. Это, на мой взгляд, индикатор эффективности работы.

                 Аутсайдеров среди муниципалитетов сейчас называть не буду, поскольку в каждом конкретном случае есть причины снижения показателей, которые требуют тщательного анализа. Часто причины вполне объективные, на которые муниципалитет влиять не может, например, в одном периоде в бюджет поступили дивиденды, разовые платежи или доходы от сделок по продаже имущественных комплексов, которые обеспечили одномоментный и стремительный рост доходов, на фоне которых в следующем периоде в отсутствие аналогичных платежей случается "провал". Понятно, винить и ругать муниципалитет не за что.

                 В то же время, конечно, муниципальным командам нужно иметь "запас прочности", т.е. вести непрерывную работу над привлечением инвестиций, развитием экономической базы.

                 Да, сейчас достаточно эффективно работает основной администратор доходов - налоговая служба. Совместно с муниципальными властями налоговики слаженно и четко занимаются контролем поступления доходов, взысканием недоимки. За 6 месяцев этого года недоимка сократилась на 2,2 млрд рублей, или 22,3%. В разрезе доходных источников наибольшее снижение отмечается по транспортному налогу с физических лиц на 37% (- 1,6 млрд рублей), по земельному налогу с физических лиц - на 33,8% (- 0,6 млрд рублей), налогу на имущество физических лиц - на 36,7% (- 0,4 млрд рублей).

                 Но основной фактор и источник, обеспечивающий интенсивный прирост доходов в бюджет, - это, конечно, экономическое благополучие: то, насколько муниципальные команды смогли создать условия для развития реального сектора, привлечь инвестиции, способствовали открытию новых производств.

                 Объективную оценку работе органов местного самоуправления мы дадим в конце года.

                 - Удалось ли сократить объем государственного внутреннего долга в первом полугодии? Какие меры предпринимаются для его снижения?

                 - Мы работаем над этим. По состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга края составлял 149,1 млрд рублей. Это на 0,9 млрд рублей меньше долга на начало 2017 года. Хотя, на мой взгляд, важнее другой показатель - снижение долговой нагрузки на краевой бюджет. По итогам 2017 года её уровень составил 77,8% - на 10,4% ниже долговой нагрузки в 2016 году.

                 В этом году в целях снижения объема долга предусматривается привлечение новых заимствований в сумме, не превышающей объем их погашения, уменьшение обязательств по государственной гарантии Краснодарского края, а также направление на погашение долга части средств, полученных в результате мобилизации доходов.

                 Нужно сказать, что в течение года объем государственного долга колеблется по мере осуществления операций с долговыми обязательствами (привлечение, погашение). При этом в целях оптимизации расходов на обслуживание погашение большей части заимствований осуществляется в первом полугодии 2018 года, привлечение - преимущественно во втором полугодии.

                 На конец года объем государственного долга региона прогнозируется на уровне не более 145 млрд рублей.

                 - Краснодарский край активно привлекает банковские кредиты для погашения ранее взятых под более высокие проценты. Планируются ли заимствования во втором полугодии?

                 - В крае, как я сказал, начиная с 2017 года, принимаются активные меры по снижению объема государственного долга и расходов на его обслуживание. В первом полугодии 2018 года с этой целью досрочно погашены кредиты банков, привлеченные в 2013-2017 годах, в объеме 19,9 млрд рублей со сроками уплаты по договорам в 2019-2021 годах. Кроме того, погашены кредиты в объеме 17,9 млрд рублей до наступления сроков их уплаты в 2018 году согласно условиям договоров.

                 Дополнительно в целях снижения расходов на обслуживание долга во втором полугодии 2018 года планируется досрочное погашение кредитов банков (2014 и 2017 года) в объеме 19,3 млрд рублей со сроками возврата в 2019-2021 годах. Всего в 2018 году предусмотрено погашение таких кредитов в объеме 39,2 млрд рублей.

                 По итогам года прогнозируется снижение объема долга по кредитам банков на 8,8 млрд рублей, или 15,4%.

                 Для последующего рефинансирования погашаемых долговых обязательств привлекаются новые заимствования по более низким ставкам. Во втором полугодии планируется привлечение кредитов банков в объеме 39 млрд рублей. Всего в краевом бюджете на 2018 год предусмотрено погашение заимствований в объеме 58,5 млрд рублей и привлечение новых заимствований для их рефинансирования в объеме 58,3 млрд рублей.

                 - Привлекает ли край бюджетные кредиты, в каких объемах?

                 - Нет, в этом году край не привлекает из федерального бюджета бюджетные кредиты.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще