Пресс-релизы 20 февраля 2017 г. 12:24

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"
Фото предоставлены ПАО "Роствертол"

На этой неделе, 22 февраля, исполняется 105 лет со дня рождения Дмитрия Чумаченко, который руководил заводом "Роствертол" с 1955 по 1980 годы. Именно под его руководством на вертолетном заводе был дан старт серийному выпуску вертолетов марки "Ми" - Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К, Ми-24.

В память о выдающемся руководителе на территории компании, входящей в холдинг "Вертолеты России" будет установлен бюст одному из директоров завода.

Дмитрий Чумаченко родился 22 февраля 1912 года в городе Баку в семье рабочего-кораблестроителя, после окончания Гражданской войны его семья решила обосноваться в городе Николаеве. Свою трудовую деятельность Дмитрий Михайлович начал в качестве ученика слесаря на знаменитом судостроительном заводе им. Андре Марти. Практические навыки начинающий рабочий подкреплял учебой в фабрично-заводском училище, где получал необходимые для работы и жизни знания.

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

В 1931 году Д.Чумаченко поступил на рабфак Харьковского авиационного института только что открытого в городе Николаеве. В сентябре того же года он продолжил свое обучение уже в Харькове. Получив диплом инженера в 1936 году, молодой специалист был направлен на только что построенный Иркутский авиационный завод № 125. В Иркутске Дмитрий Михайлович познакомился с будущей женой Маргаритой Матвеевной, и вскоре в молодой семье родилась дочь Нина.

Карьера будущего вертолетостроителя на Иркутском авиационном заводе развивалась стремительно. Приступив к работе в должности мастера, уже в 1940 году Дмитрий Михайлович стал начальником цеха, что потребовало от него не только глубоких знаний технологических процессов производства, но и умения ладить с подчиненными, вникать в их нужды и стремления. Исключительно ответственные должности начальника слесарно-сборочного, аэродромного, клепального, инструментального и, наконец, самого главного – цеха окончательной сборки, позволили Д.Чумаченко не только освоить все сферы производства, но и стали его "школой жизни".

Его не отпустили на фронт, так как он был нужен на заводе. Однако военные годы на производстве под лозунгом "Все силы — на помощь фронту!" были не менее трудными, чем защита Родины на фронтовой территории. Это были тяжелые времена суровых репрессий, военной неразберихи, приема заводского оборудования, эвакуированного из западных районов страны, авральной смены изделий.

Д.Чумаченко приходилось решать огромное количество различных задач. В его личном деле многочисленные выговоры закономерно перерастали в высокие правительственные награды, такие как орден Отечественной войны и "Знак почета", медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и т.д.

В 1947 году в жизни Д.Чумаченко происходит важное событие – его избирают председателем заводского комитета профсоюзов. В те времена на такие должности выбирали не просто высококлассных специалистов, а людей, уважаемых коллективом — честных и принципиальных.

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

В 1949 году Дмитрий Михайлович продолжил свое образование в Москве в Академии авиационной промышленности, где готовили руководителей высшего звена. Он был направлен туда за особые заслуги в производственной и общественной деятельности.

Закончив в 1951 году Академию с отличием, Д.Чумаченко получил направление в город Ростов-на-Дону на Ростовский авиационный завод. С тех пор жизнь Дмитрия Михайловича была связана с ним навсегда. Первые два года он занимал должность главного контролера качества выпускаемой продукции, затем в течение двух лет – секретаря парткома предприятия. Это было тяжелейшее для завода время.

Директора менялись каждый год, предприятие постоянно находилось в условиях недозагруженности. Ростовский авиационный завод был близок к расформированию и остро испытывал потребность в энергичном и смелом руководителе. Таким руководителем в январе 1955 года стал Дмитрий Чумаченко.

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

Новый директор всеми силами искал выход из сложившегося положения. Встретившись в Москве с выдающимся конструктором вертолетов Михаилом Милем, Дмитрий Михайлович проникся его идеями. В те времена мало кто знал, что представляет из себя вертолет, но Чумаченко, будучи новатором не побоялся риска так как предчувствовал, что именно за винтокрылыми машинами - будущее. Результатом сотрудничества гениального конструктора и коллектива предприятия стал серийный выпуск вертолетов марки "Ми" - Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К, Ми-24, произведен запуск вертолета Ми-26 в 1978-79 гг.

Для серийного выпуска вертолетов Ростовский вертолетный завод нуждался в производственных площадях. При Д.М. Чумаченко были отстроены новые корпуса цехов, а также множество других зданий. Помимо повышения производственных показателей, Дмитрий Михайлович постоянно заботился об улучшении быта заводчан. При этом директоре появились столовые, медсанчасть и оздоровительный комплекс "Зорька" на черноморском побережье, по всей территории завода были посажены голубые ели из Архыза, начато строительство жилья для работников и детских садов для их детей. В 1976 году был открыт Дворец культуры вертолетостроителей.

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

Благодаря смелым действиям Д.М. Чумаченко предприятие успешно перешло на производство винтокрылых машин и превратилось в крупнейший вертолетостроительный завод России.

За годы работы на Ростовском вертолетном заводе Дмитрий Михайлович приобрел репутацию человека твердой воли и чрезвычайной смелости, умелого организатора и управленца, внимательного к нуждам и запросам людей. Его ответственность и гибкость в вопросах управления производством способствовали успешному достижению поставленных перед предприятием целей.

В течение 25 лет Дмитрий Михайлович Чумаченко руководил Ростовским вертолетным заводом. В 1968 году Д.М. Чумаченко стал лауреатом Государственной премии за освоение серийного выпуска самого грузоподъемного в мире на тот момент вертолета Ми-6. Также он был удостоен высоких званий – "Герой Социалистического Труда" и "Почетный авиастроитель", а также правительственных наград - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.

"Роствертол" отмечает 105-летие со дня рождения руководителя предприятия, запустившего в серийный выпуск вертолеты марки "Ми"

В январе 1980 года Дмитрий Михайлович ушел на заслуженный отдых, однако и на пенсии он продолжал заниматься винтокрылой техникой, работая заместителем начальника филиала "Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля". 7 ноября 1989 года Дмитрий Михайлович Чумаченко ушел из жизни.

Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс-Юг" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.

Фото предоставлены ПАО "Роствертол"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще