Интерфакс-Россия
  Опубликовано 04 декабря 2012 года в 11:32 версия для печати  

Гаджет на колесах

Interfax-Russia.ru - Новые библиобусы, разъезжавшие в некоторых регионах России, теперь появились в Ростовской области. Это не просто фургон с книгами, а многофункциональный "гаджет на колесах".

Библиотеки на колесах вновь возобновили свое существование в современной России в начале двухтысячных. Активно разъезжаться по удаленным уголкам регионов страны они начали с 2010 года, и сегодня библиобусы есть уже более чем в двадцати субъектах федерации.

Новинку опробуют жители Октябрьского и Сальского районов Ростовской области. Два комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) власти Дона приобрели для своих отдаленных районов. На покупку двух автобусов региональный бюджет потратил 11 млн рублей. Но не исключено, что позднее парк библиобусов в области расширится.

КИБО начали свой просветительский маршрут по Дону с 1 декабря. "Покупка мобильных комплексов - идея Донской государственной публичной библиотеки. Часть населенных пунктов в нашем регионе, к сожалению, не имеют стационарных библиотек. Именно поэтому идея приобретения комплексов была поддержана губернатором", - сказал заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов.

Современный библиобус представляет собой передвижной центр, в котором постоянно обновляется книжный фонд, есть доступ к интернету, библиотечным, правовым и различным специализированным базам данных.

Комплекс оснащен современным аудио- и видеооборудованием. Власти также могут использовать библиобус в других целях - например, для связи с населением, развития государственных услуг, организации мобильных общественных приемных, проведения различных консультаций, ярких презентаций, телеконференций, массовых мероприятий.

В КИБО есть два рабочих места с компьютером, а также проектор и звукоусилитель, которые могут быстро разворачиваться в рабочее положение как внутри комплекса, так и за его пределами. То есть библиобус, теоретически, может создать в селе небольшой концерт, open-air и любое другое выступление.

Внутри автобуса спокойно вмещается 8-10 человек, а обслуживают его трое: водитель, библиотекарь и IT-специалист. Пользоваться библиобусом, само собой, можно бесплатно, поскольку проект социальный.

На книжных стеллажах стоят примерно тысяча книг разных тематик и 200 мультимедийных изданий. А через электронные каталоги читатели смогут заказывать книги из фондов центральных библиотек.

"Новые библиобусы позволят жителям удаленных сельских районов пользоваться информационными, сервисными, образовательными услугами, доставят в каждый дом книжные новинки и тем самым помогут преодолеть различия культурного статуса города и деревни", - считает замгубернатора Дона.

"Если эксперимент удастся, региональное правительство продолжит закупку подобных спецавтомобилей", - заявил Игорь Гуськов.

Первый современный российский библиобус был разработан на базе автомобиля отечественного производства, и его презентация состоялась в Москве еще в 2003 году. Чудо техники активно продвигал российский некоммерческий фонд "Пушкинская библиотека", а консультировали его создание британцы и американцы.

Первым поддержала фонд администрация Волгоградской области. Вот почему первый опытный образец был создан на базе автобуса "Волжанин" с учетом зарубежного опыта. Планировалось, что "отечественность" марки позволит удешевить траты на его производство и сделать его серийным. Однако впоследствии библиомобили начали делать на базе более надежных японских грузовиков Isuzu.

Но к сельским жителям библиобусы добирались долго. В 2009 году по заказу министерства культуры РФ фонд "Пушкинская библиотека" разработал концепцию организации мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, и создал первый опытный образец мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания.

В конце 2009 года фонд "Пушкинская библиотека" сделала первый заказ Минкультуры - партию из шести КИБО для Архангельской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Челябинской областях и Республике Коми. С 2010 года в этих регионах появились свои библиомобили.

С 2011 года к ним присоединились Брянская, Белгородская, Ивановская, Курская, Саратовская области, Республика Карелия и Кондинский район ХМАО.

А в этом году КИБО разъехались еще по 9 регионам: Псковской, Ульяновской, Новосибирской, Пермской, Калужской, Липецкой областям, в Северной Осетии, Москве, Нижневартовском районе ХМАО, а также в Сальском и Октябрьском районах Дона.

Кроме того, в этом году КИБО появились в детском и городском формате.

Как объясняется на сайте проекта, "КИБО должен курсировать ежедневно по четкому графику и заранее разработанному маршруту с учетом состава населения в районе обслуживания и его потребностей".

Количество и время стоянок расписывается по дням, часам и даже минутам, четко описывается набор предоставляемых услуг. Жителям сел заранее сообщают о расписании и месте стоянки КИБО через газеты, радио или другими способами.

Возможно, что книги - даже не главное в библиобусе, считает главный редактор журнала "Современная библиотека" Любовь Казаченкова.

"Самое ценное, что привозит на село передвижной библиотечный центр, - это отличный спутниковый интернет. Мощная тарелка позволяет обеспечить связь даже в глухой тайге. А людям на селе требуются самые разные услуги, связанные с интернетом. Например, бабушке нужно найти какой-нибудь бланк, необходимый для повышения пенсии, заполнить и распечатать его. Здесь ей помогут это сделать. Фермер может заполнить и отправить декларацию о доходах. И так далее", - сообщила она "Подмосковью".

Прототипом нынешних суперсовременных библиотек стали первые "книжные фургоны", ездившие в США более ста лет назад. Затем они стали популярны в Европе, Азии и Латинской Америке и даже в Африке.

В качестве транспортного средства порой используются не только фургоны, но и автобусы, трамваи и даже животные. Например, на северо-востоке Кении существует верблюжья библиотека, а в Южной Америке курсирует "библиоослик".

В "стране фьордов" Норвегии мобильные библиотеки размещают на катерах. Так удобнее добираться до наиболее отдаленных поселений, разбросанных по многочисленным островам в Норвежском море.

Но и для России библиобусы сегодня - далеко не новинка. Первые передвижные библиотеки появились также около ста лет назад, еще в дореволюционной России. И на всем протяжении развития государства в ХХ веке им уделялось большое внимание, учитывая территориальную и социальную специфику страны.

О развитии передвижных библиотек гласили многие постановления, распоряжения, циркуляры и прочие документы партийных и советских органов, решения библиотечных съездов и прочие.

В послевоенный период, когда в стране поставили задачу довести библиотечную книгу до каждого населенного пункта, потребовалось существенно увеличить количество не только сельских библиотек, но и число передвижек.

В Советском Союзе около 1400 централизованных библиотечных систем имели библиобусы. Конечно, общим с современными КИБО у них было только то, что в них были книги и они ездили по районам. Внутри они выглядели вот так.

Даже 40-50 лет назад передвижные библиотеки ценили высоко - их считали удобной и перспективной формой обслуживания населения. И сегодня, пожалуй, ничего не изменилось - один такой автобус может обслуживать сразу несколько сел в районе, в которых нет стационарных библиотек. Вопрос лишь в их количестве - один-два библиобуса на регион, очевидно, маловато.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.