Интерфакс-Россия
  Опубликовано 21 июля 2009 года в 10:54 версия для печати  

Дрейф в сторону Малой Земли

Interfax-Russia.ru – Черноморский флот не намерен держать в одной базе все корабли, и часть из них он переправит из Севастополя в Новороссийск.

Об этом заявил первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев, выступая в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Он пояснил, что речь идет о создании нового пункта базирования Черноморского флота РФ в Новороссийске.

Некоторые эксперты считают, что это заявление продиктовано необходимостью подготовки плацдарма для вывода флота из Севастополя в 2017 году, как то оговорено в Большим договоре, заключенном между Украиной и Россией в 1997 году. В принципе, договор этот можно продлить, если на это согласится украинская сторона. Однако она, судя по всему, не горит желанием пролонгировать нынешний или заключать новый договор о пребывании российских военных кораблей в Крыму.

Более того, вокруг Черноморского флота России на Крымском полуострове постоянно нагнетается напряженность. Некоторые претензии украинской стороны выглядит, мягко скажем, весьма странно: например, попытка запрета вывешивать российский флаг на арендуемых Россией объектах. А 7 июля украинские судебные приставы в очередной раз пытались принудительно изъять объекты навигационно-гидрографической структуры Черноморского флота РФ, мотивируя свои действия решениями местных судов. Хотя судьба этих объектов решается не в судах, а на основе межправительственных соглашений и договоров.

8 июля местные украинские СМИ разразились очередной сенсацией – военнослужащие Черноморского флота перевозили в Севастополе, якобы без разрешения, крылатые ракеты из одной воинской части в другую. Что там на самом деле было, сказать сложно, так официального ответа с российской стороны с разъяснениями не последовало. Так что не понятно, перевозили военнослужащие ракеты и другое вооружение или не перевозили вообще ничего. Между тем, украинские СМИ раскрутили это якобы имевшее место нарушение межгосударственных договоренностей, МИД Украины выразил решительный протест России в связи с этим инцидентом, а местные националисты в очередной раз потребовали вывода Черноморского флота из Севастополя.

В общем, политика нынешнего украинского руководства является "понуждением России к мирному бегству из Крыма". Подготовкой к которому якобы можно считать оборудование в Новороссийске нового пункта базирования Черноморского флота РФ.

Однако вице-адмирал Олег Бурцев формулирует стратегию России несколько иначе. Он заявил, что наша страна создаст пункт базирования Черноморского флота в Новороссийске вне зависимости от ситуации с Севастополем. "В любом случае мы будем развивать инфраструктуру пункта базирования в Новороссийске. Нельзя яйца хранить в одной корзине, какой бы красивой она ни была. Нельзя, чтобы флот имел только одну базу", - подчеркнул Бурцев.

Впрочем, при всем желании нынешние откровения представителя Главного штаба ВМФ РФ вряд ли можно назвать сенсационными. Еще в начале августа 2007 года главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин сообщил, что правительство России выделяет на строительство новой базы Черноморского флота в Новороссийске, согласно федеральной целевой программе, более 40 млрд рублей. Он же заявил о том, что 12-15 дизельных подводных лодок, которые будут переведены в состав Черноморского флота, Россия разместит не в Севастополе, а в будущем пункте дислокации под Новороссийском, строительство которого завершится к 2012 году. Это дало основание экс-командующему ВМС Украины Владимиру Бескаравайному сделать вывод о том, что Кремль смирился с перспективой вывода Черноморского флота из Крыма.

Но так ли это на самом деле? По этому поводу существуют самые разные точки зрения. И вряд ли "смирение" России является доминирующим. Тот же Бурцев, говоря о возможности России остаться на Крымском полуострове, дипломатически обтекаемо заметил: "все будет зависеть от воли правительств наших государств". Менее деликатен был во время недавнего визита президента России на Кубань начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров. "Мы не ставим такую цель перед собой - покинуть Севастополь. Мы хотим, в первую очередь, обустроить все соединения и части Новороссийской военной базы", - заявил он. А уж если говорить о главнокомандующем ВМФ РФ Владимире Высоцком, тот и вовсе не раз подчеркивал: Черноморский флот будет базироваться в Севастополе и после 2017 года.

Правда, еще 14 июля пресс-служба Кремля объявила, что Россия планирует полностью завершить строительство новой военной базы для Черноморского флота в Новороссийске к 2016 году – за год до того, как истечет срок аренды базы в Севастополе. Дмитрий Медведев тогда же посетил базирующийся в Новороссийске флагман флота ракетный крейсер "Москва", потопивший во время прошлогодней миротворческой операции российских войск грузинский катер в Абхазии. О ходе выполнения федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005–2020 годах" президенту России рассказал директор федерального агентства специального строительства Николай Аброськин.

Все это так. Однако в передислокацию Черноморского флота на Кубань многие не очень верят. И дело не только в нежелании России расставаться с частью своей великой истории – городом русской славы Севастополем. Более серьезная причина кроется в другом: как считает ряд экспертов, Новороссийск в принципе не годится для замены Севастополя в военном отношении. Прежде всего, здесь отсутствуют бухты, удобные для защиты больших кораблей от штормов. По мнению экс-командующего Черноморским флотом адмирала Владимира Комоедова, в Новороссийске свирепствует бора – резкий северо-восточный ветер с гор, вызывающий быстрое обледенение кораблей. Причалы на краю Цемесской бухты в зоне будущей базы не защищены ограждающими молами. Поэтому стоять пришвартованным судам здесь небезопасно, морякам приходится бороться с постоянным обледенением или пережидать шторм в море. Есть и масса других "прелестей". "Я исследовал все наше побережье и выяснил, что уходить некуда, - говорит адмирал. - Мы не должны уходить из Севастополя".

Правда, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов убежден: проблемы, связанные с направлением ветров под Новороссийском, вполне решаемы: достаточно построить соответствующий причальный фронт.

Однако с Комоедовым полностью согласен его украинский коллега - советник министра обороны Украины контр-адмирал Сергей Близнюков. Прежде всего, он обращает внимание на то, что Новороссийск по сути своей – прекрасный торговый порт, самый крупный на российском кавказском побережье. Но никак не военный. Через него проходит треть всей экспортной нефти нашей страны. Перепрофилирование его в военную базу – сокрушительный удар по российскому бизнесу. А совместить военные и штатские яйца в новороссийской корзине невозможно. "Сейчас в Севастополе ЧФ использует до 250 стояночных мест, а во всем Новороссийске этих мест намного меньше, - указывает Близнюков. - Крейсер "Москва" в случае вывода с Украины займет в Новороссийске половину всего причального фронта". Как ни крути, а кроме Севастополя на Черном море нет больше ни одной столь же удобной базы.

Но и теснотой проблемы кубанского порта не ограничиваются. Оказывается, Цемесская бухта в Новороссийске требует долгого и тщательного разминирования, и сколько времени оно займет – Бог весть. Дно бухты - слой ила толщиной восемь метров, в котором осталось множество боеприпасов со времен Великой Отечественной войны. "Безусловно, флот будет базироваться только тогда, когда дно освободится. Это довольно длительный процесс. Мы в Балтийском море годами не можем очистить дно", - поясняет начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Между тем, финансирование этих работ пока вообще не осуществляется. Тральщики работают по плану боевой учебы.

Вообще график строительства военно-морской базы с начала 2009 года был сорван из-за экономического кризиса, о чем в апреле 2009 года заявил начальник 414-го управления спецработ Спецстроя России полковник Александр Кравченко, который руководит строительством базы уже третий год. Первые три месяца года Москва не перечислили ни копейки для проведения работ в Новороссийске. А что значит принять тысячи военных из Севастополя? Как признал помощник мэра Сергей Санников, город к этому совершенно не готов: до сих пор не обеспечены жильем офицеры военно-морской базы, которые уже несут службу в Новороссийске, не хватает квартир для местных пограничников и десантников. Конечно, до 2020 года время еще есть – но хватит ли сил и средств для решения всего комплекса этих проблем?

И все же российские власти обозначили свою решимость: в 2010 году планируется направить 4 млрд рублей на возведение гидротехнических сооружений Новороссийской военно-морской базы, построить глубоководный участок мола-причала, затем обустроить пункты базирования кораблей, создать инфраструктуру для постоянной дислокации морской пехоты в Темрюке, построить объекты береговых войск в районе поселка Уташ, учебного центра ВВС в Ейске и т.д. Весь комплекс строительных работ планируется завершить к 2016 году. А с 2017 по 2020 годы будут отстроены основной пункт базирования кораблей и судов ЧФ, объединенный склад хранения вооружения, военной техники в станице Натухаевская и спецбазы в станице Семигорье. Причем после завершения строительства олимпийских объектов в Сочи все строительные ресурсы и специалистов перекинут на обустройство береговой инфраструктуры в Новороссийск. Кроме того, рассматриваются также варианты размещения Черноморского флота в Тартусе (Сирия) и в абхазской Очамчире. Причем в Абхазии, как объявлено, уже приступили к созданию базы для российских ВМФ. Однако очевидно: ни Средиземноморье, ни Абхазия не могут стать заменой Севастополю.

Так, Сирия (а заодно Ливия и Йемен) вряд ли даст согласие предоставить базу российскому флоту даже в обмен на льготные поставки современных вооружений. После прихода в США к власти администрации более лояльного к арабскому миру Барака Хусейна Обамы правительства Сирии и Ливии вряд ли захотят раздражать Белый дом, расширяя военно-морское присутствие России в Средиземноморском регионе. К тому же в период кризиса у Москвы есть большие проблемы с финансированием столь масштабных военных проектов на Средиземном море.

Что касается Абхазии, Очамчира в самом идеальном случае способна будет вместить не более 10-20 судов малого либо среднего размера. В то время как в Новороссийске планируется обеспечить стоянку для 80 кораблей, включая новые субмарины. То есть здешнюю потенциальную базу можно рассматривать лишь как подсобную.

И все же самое страшное не в том, где флоту базироваться, а в том, что он будет базировать. В настоящее время в составе Черноморского флота насчитывается около 50 боевых кораблей. Ряд аналитиков предрекает, что к 2017 году из них останется на плаву два-три десятка сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, ракетных и артиллерийских катеров, а также тральщиков, причем большинство - чуть ли не антикварного состояния. Корабельный состав здесь в последние годы практически не обновлялся. Есть, правда, приятное исключение: новый морской тральщик "Вице-адмирал Захарьин", полученный в январе этого года. До этого новый корабль подобного класса ЧФ принял в 2002 году. Так что пока это исключение, увы, служит лишь подтверждением правила. В таких условиях Севастополь как военно-морская база становится попросту не нужным. Когда НАТО в августе 2008 года ввело свои корабли в Черное море для "гуманитарной помощи Грузии", ЧФ противопоставил НАТО не более 25 боеспособных кораблей. При этом большую часть военных судов, стоящих на приколе, нецелесообразно возвращать в строй. Их надо заменять новыми: ремонтировать дорого и бесполезно. Между тем, общее количество кораблей, запланированное к строительству согласно Государственной программе вооружений на 2007-2015 годы, не позволяет рассчитывать на равноценную замену выбывающего корабельного состава.

Правда, главком ВМФ Владимир Высоцкий клятвенно заверяет, что все заявленные планы по обновлению флота будут выполнены. А вот бывший генеральный инспектор министерства обороны РФ адмирал флота Иван Капитанец заявил: "С 1986 у России нет программы кораблестроения для ВМФ. Если здесь ничего не изменится, то к 2016 году, когда планируется достроить базу в Новороссийске, на Черноморском флоте не останется боевых кораблей". Он напомнил, что с 1946 по 1986 год в СССР были выполнены четыре десятилетних кораблестроительных программы: "В результате был создан океанский ракетно-ядерный флот. Но вот уже больше 20 лет происходит только массовое списание старых кораблей".

Вывод российских кораблей из Крыма, кроме всего прочего, может взорвать всю геополитическую обстановку на Черном море. Хотя президент Украины Виктор Ющенко публично заявил: "Мы не хотим, чтобы на нашей территории были чьи-либо солдаты, кроме украинских", в то же самое время первый командующий Военно-морских сил Украины адмирал Борис Кожин открыто пропагандирует совершенно другие взгляды: Украина вместо России должна открыть Крым для США: "Смысл в размещении американского флота есть, имеется и место – Донузлав. Там можно разместить половину американского флота прямо сейчас. На данный момент мы можем разместить в Донузлаве 2-3 бригады различных кораблей либо расположить две эскадры".

По мнению адмирала, вся инфраструктура для прихода американцев в Крым готова: "Мы могли бы построить городки где-то на 10-12 тысяч человек. Развивалась бы промышленность. Это ведь в 30 км от Евпатории. Там земля пустует, одни тушканчики бегают. Причалы готовы, есть вода, электричество, горючее – все это было построено еще в советские времена под руководством адмирала Горшкова".

Оказывается, украинские тушканчики стосковались по штатовским "морским волкам"… Тут есть над чем задуматься. В подобной ситуации уходить из Крыма можно сказать, смерти подобно. Именно поэтому значительная часть экспертов советует: России необходимо в любом случае договариваться с Украиной о продлении своего присутствия в Севастополе.

Благо время пока есть. Остается надеяться на перемену политического климата в самой Украине. Как говорится в старой восточной сказке: за это время, возможно, кто-то да умрет – либо шах, либо осел…

Обозреватель Александр Сидоров


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.