Точка зрения 28 января 2010 г. 19:10

Лимонадный дядюшка Джо

Interfax-Russia.ru – Волгоградский пивовар к юбилею Сталинградской битвы выпустил "газировку" с портретом Сталина.

Обычный лимонад стал поводом для громкого скандала, инициаторами которого выступили волгоградские коммунисты.

А началось все с благородного, казалось бы, начинания. Директор волгоградского завода "Пивовар" Борис Изгаршев решил порадовать земляков и выпустить к 67-й годовщине Сталинградской битвы, которая отмечается 2 февраля, традиционные напитки "Саяны", "Тархун" и "Байкал" в новом оформлении.

Причем руководитель предприятия подошел к делу креативно – то есть творчески, оригинально и где-то даже неожиданно. Этикетки "прозрачного сильногазированного безалкогольного напитка" украсили портреты генералиссимуса Иосифа Сталина, а также маршалов Георгия Жукова и Константина Рокоссовского. Над каждым портретом – надпись "1943 – Сталинград - Победа", под портретами – "Наше дело правое – мы победили!". Правда, дизайнеры слегка недоработали: слоганы оттиснуты довольно мелким шрифтом, поэтому их затмевают огромные названия напитков: под Сталиным – "САЯНЫ", под Жуковым – "ТАРХУН" и под Рокоссовским – "БАЙКАЛ". Создается впечатление, что эти слова являются не то партийными кличками указанных товарищей, не то, как сейчас принято выражаться, их ник-неймами.

Как бы то ни было, но столь смелый маркетинговый ход волгоградских пивоваров возмутил местных коммунистов. Первый секретарь Волгоградского обкома КПРФ и депутат Госдумы Алевтина Апарина обратилась с открытым письмом к коллективу завода "Пивовар" и его руководителю Борису Изгаршеву, в котором сказано:

"Ко мне обратились участники Великой Отечественной войны – защитники Сталинграда, которые высказали свое крайнее возмущение подобной рекламной акцией принадлежащего Вам завода.

На мой взгляд, использование портретов великих людей в подобных акциях недопустимо и противоречит любым моральным нормам и принципам. Хотелось бы напомнить Вам, что и президент, и председатель правительства России много раз заявляли о том, что нам необходимо воспитывать у молодежи патриотические чувства, любовь к Родине. Я сомневаюсь, что они имели в виду размещение фотоизображений великих полководцев на бутылках пивоваренной компании.

Это кощунственно и по отношению к ветеранам, защитникам нашей с вами Родины. С именами людей, чье изображение вы использовали в очередном рекламном ходе, наши солдаты поднимались на смертные бои, защищали нас и наше будущее".

Апарина призвала "прекратить бессовестную и кощунственную акцию попрания чести и памяти маршалов Победы и рядовых защитников страны".

Также лидер коммунистов направила запрос прокурору Волгоградской области с просьбой проверить законность действий пивоваренной компании.

Регионального лидера поддержали и старшие товарищи. Так, член фракции КПРФ в Госдуме Виктор Илюхин заявил, что новые этикетки лимонада - это "кощунство по отношению к ветеранам".

Директор "Пивовара" был неприятно удивлен такой реакцией на его патриотический шаг. Изгаршев заявил, что он своей продукцией прославляет подвиг советского народа и его великих полководцев.

"Нравится кому-то или нет, но это наша история, и выиграл войну именно Сталин. Поэтому он и появился на наших бутылках", - заявил Изгаршев.

Что касается Жукова и Рокоссовского, они тоже, как считает директор завода, имели прямое отношение к победе в Сталинградской битве. А напитки, на этикетках которых появились изображения победителей, были очень популярны в советское время, объяснил предприниматель.

По словам руководства предприятия, новый лимонад – подарок ветеранам. Кстати, продаваться напиток будет вдвое дешевле, чем обычный. Надо же людям праздник устроить… А личности, изображенные на этикетках, олицетворяют для ветеранов Великую Победу. Дескать, участники войны сами попросили.

Многие, однако, с таким утверждением категорически не согласны. По словам помощника Алевтины Апариной Сергея Мазанова, акция "Пивовара" вызвала протест коммунистов, ветеранов войны и участников Сталинградской битвы.

Против нестандартной пиар-акции выступил и председатель Волгоградского городского Совета ветеранов войны и вооруженных сил Станислав Горохов. Правда, у него, в отличие от коммунистов, несколько иные аргументы. Горохов не стал причислять Сталина к когорте великих людей, как это сделала региональный лидер КПРФ.

"Ладно, Жуков и Рокоссовский, но вот Сталин - это перебор, - заявил ветеран. - Да, он главнокомандующий, под его руководством страна победила немцев. Но какое чувство будет у тех ветеранов, которые несправедливо пострадали от сталинских репрессий, годами сидели в лагерях! А семьи, которые лишились по его милости родных и близких людей?"

То же говорят и сами ветераны. Георгий Захаров в 1943-м сопровождал суда через горящую Волгу, переправил в Сталинград 12 тысяч бойцов. Он считает, что "лимонадные" портреты могут восприниматься как издевательство над памятью выдающихся военачальников. Он лично знал маршала Рокоссовского, дошел с его армией до Берлина. Был знаком ветеран и с Георгием Жуковым.

"Если отдавать дань этим людям, надо было делать это как-то по-другому", - с горечью заметил ветеран.

Другой ветеран, Федор Некрасов, оказался в числе тех, кто одним из первых приобрел заветный "Сталинградский" лимонад по 11 рублей за бутылку. И чуть не поперхнулся, когда с наклейки на него глянул грозный лик вождя, из-за которого Некрасову пришлось отмотать немалый срок в лагерях. Он категорически против таких "брендов".

"На самом деле речь идет всего лишь о рекламном ходе с использованием известных имен, - прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru волгоградский политолог, руководитель информационно-аналитического портала Politrus.ru Виталий Арьков. – Если и может возникнуть какая-то юридическая коллизия, то, прежде всего, по поводу использования изображений полководцев. Но в данном случае если кто-то и может предъявлять претензии, то речь идет о ближайших родственниках Сталина, Жукова и Рокоссовского. На мой взгляд, несколько неэтично пользоваться их образами в коммерческих целях, не договорившись предварительно с наследниками. Но закон может посмотреть на это иначе. А что до лимонадных этикеток, вряд ли сам факт размещения на них чьего-то портрета может быть оскорбительным. Другое дело, если бы изображения разместили на туалетной бумаге, презервативах или каких-то других неподобающих случаю товарах".

Политолог напомнил, что использование "сталинского бренда" - не первый и не единственный случай в отечественном и даже зарубежном бизнесе. Особенно "повезло" в этом смысле водочным изделиям. Золотой профиль Сталина украсил горькую настойку "Сталинградская", в Красноярске выпущена партия водки "Фронтовая – Сталинский сокол". К 9 мая 2005 года появилась водка под названием "Ни шагу назад!" с портретом вождя в парадной форме - так называли знаменитый приказ № 227 народного комиссариата обороны от 28 июля 1942 года, согласно которому в войсках Красной Армии создавались штрафные подразделения.

Не отстают и иностранцы. В Чехии выпускают водку Stalinovy Slzy (Слезы Сталина), в Сан-Марино – пиво "Сталин".

Канадские власти в феврале 2005 года распорядились об изъятии из продажи вина с фотографией Сталина на этикетке. Экзотический для Северной Америки крымский портвейн исчез с прилавков канадской провинции Манитоба, едва на них появившись. Портвейн был выпущен к 60-летию Ялтинской конференции союзников по антигитлеровской коалиции. На бутылке помещена фотография, где Сталин снят вместе с Черчиллем и Рузвельтом. С протестом выступили представители конгресса украинских канадцев, который насчитывает несколько миллионов человек. Они заявили: Сталин у них ассоциируется с диктатурой и деспотией, уничтожившей миллионы украинцев. Власти штата Манитоба постановили убрать "ялтинский" портвейн с прилавков.

Среди напитков, использующих образ великого вождя, фигурирует и черный байховый чай, фасуемый на Украине. Что касается отечественных продуктов, то объединение "Айсберг" из поселка Ужовка Нижегородской области прославилось пельменями "Сталинские нежные". Рекламный слоган продукта гласит: "Жить стало лучше, жить стало веселее". Интересно, что один из девизов предприятия - "Верность лучшим традициям".

Нельзя не упомянуть и о не столь давнем скандале, когда в 2008 году сеть мобильной электроники "Ион" в Москве стала распространять сотовые телефоны Nokia с изображением Сталина. В компании Nokia заявили, что не имеют к этому никакого отношения и назвали событие "большим ударом по бренду". "Даже если бы Nokia стояла на грани разорения и выпуск телефонов или панелей с портретом Сталина был бы единственным шансом спасти наш бизнес, Nokia никогда бы этого не сделала, поскольку мы производим технологии для человека, а между Сталиным и человеком нет ничего общего как для финнов, так и для русских", - заявила официальная представительница компании.

"Вообще-то Сталин и советские полководцы не являются в этом смысле какими-то особенными фигурами, - сказал политолог Виталий Арьков. - В качестве "рекламных брендов" чаще всего используется Эрнесто Че Геварра, не щадят торговцы и Ленина, Мао Цзэдуна, даже Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера. Нынешний случай с волгоградским лимонадом лишь иллюстрирует то, что в российском обществе укрепляется позитивное отношение к Сталину как создателю и руководителю огромной и мощной империи. Тоска по прошлому (даже среди молодежи, которая об этом прошлом не имеет понятия) умело используется опытными маркетологами, которые вовремя улавливают такие настроения. Дело не ограничивается Сталиным. Есть ижевская водка "Калашников" с портретом изобретателя знаменитого автомата, водка "Нарком" с изображением Климента Ворошилова, водки "СССР", "Ленин", "Аврора", "Союз", "Партия", "Партком", "Политбюро", "Товарищ"… Можно сказать, в названиях водки отражаются настроения общества".

С политологом согласны и сами пивовары, которые на достигнутом останавливаться не собираются. В их планах – выпуск к 65-летию Великой победы "сталинского" пива и сбитня.

Единственное, что им может помешать – недавний болезненный удар по предприятию. Дело в том, что в конце декабря директора завода "Пивовар" Бориса Изгаршева Центральный районный суд Волгограда приговорим к трем годам лишения свободы за мошенничество, совершенное в особо крупных размерах (ч. 4 ст. 159 УК РФ), самоуправство (ст. 330 УК РФ), неисполнение решения суда (ст. 315 УК РФ) и легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления (ст. 174.1 УК РФ).

Изгаршев опротестовал решение суда и пока находится на свободе. Он уверяет: в отношении него имеет место откровенная расправа. Крупные конкуренты еще с 2000 года пытаются убрать успешное предприятие с рынка. В 2001 году Изгаршева, по его словам, даже пытались убить, напав на него в центре города и проломив голову в нескольких местах. Тогда по факту нападения возбудили дело о хулиганстве. Угрожали и его семье, а когда не смогли запугать, сфабриковали уголовное дело.

Сам предприниматель искренне считает себя "православным коммунистом" и горько сетует на то, что представители КПРФ не поняли его благородного порыва и в трудную годину нанесли ему удар в спину. Остается надеяться только на девиз, украшающий лимонадные бутылки "Пивовара" – "Наше дело правое!"

"Вообще скандал с этикетками выглядит смешно, - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru ростовский военный историк Александр Нетесов. – Известно, что Черчилль и Рузвельт между собой называли Сталина "Uncle Joe" – "дядюшка Джо". Он об этом знал и не обижался. Это вообще был человек со своеобразным чувством юмора. Нынешним коммунистам его явно не хватает".

А волгоградскому пивовару не хватает крепкой руки "лимонадного дядюшки Джо", который отличался редкостным умением убеждать своих противников…

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще