Чистка рядов: сотрудников московского главка СКР подозревают во взятках
 
Очередь к морю: пробки на юге России достигают 20 км
  
Ставка на развитие: Крым получит самые большие субсидии на закладку виноградников
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | ЭФИР | DNB | Раскрытие информации | Конференции | Военные новости | Interfax.com

Вход для подписчиков 

Новости ЮФО и СКФО
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс-Юг"

оформить подписку
 


Репортаживсе репортажи
20.07.16   16:37

19.07.16   14:16
 
Точка зрения
19.02.10 17:53

Нефтяные перспективы Дагестана

Interfax-Russia.ru – Северокавказская республика связывает свое будущее с нефтью.

Сокровища нации

В прошлом веке Дагестан считался нефтеносным краем. Нефть и газ считались сокровищами республики. В лучшие времена "Дагнефть" ежегодно выкачивала из 220 скважин до 560 тысяч тонн нефти и 780 млн кубометров газа, а в 70-е годы – даже больше. Правда, уже к концу 90-х этот показатель упал до 360 тысяч тонн, а в 2009-м и вовсе составил 164 тысячи тонн. При этом, по статистике, республика потребляет свыше 500 тысяч тонн нефтепродуктов, что в пересчете на сырую нефть составляет примерно 4 млн тонн.

В чем же секрет такой "нефтяной деградации"? По мнению ряда экспертов, по дагестанской нефти больно ударили перестройка и постперестроечный период. Дело в том, что в республике не было собственных перерабатывающих мощностей. Добытое сырье перекачивали по трубопроводу до Нефтекумска (Ставропольский край), а оттуда по железной дороге – в Чечню, на грозненский нефтеперерабатывающий завод. Но с приходом к власти чеченских сепаратистов во главе с Джохаром Дудаевым положение резко изменилось. Чеченцы за полученную нефть платить перестали, а когда через мятежную республику Дагестан попытался гнать составы на Тихорецк, чеченские боевики их попросту грабили. В результате железнодорожное движение по территории Чечни было перекрыто, а обходных путей не существовало (объездную дорогу через Калмыкию и селение Баба-Юрт открыли только в 1997 году). Добытую нефть Дагестану девать было некуда, и только за 1993 год ее добыча упала наполовину, многие скважины были закрыты. И до сих пор республика не может нарастить объемы добычи нефти.

Однако, есть и другая точка зрения на сложившуюся ситуацию. Как считают некоторые историки, впервые своеобразное вето на дагестанские запасы нефти наложил еще Иосиф Сталин. Сталинское руководство якобы намеренно замораживало объемы нефтедобычи в Дагестане. Последний раз нефть здесь качали максимально возможными объемами в 1942 году, когда немцы рвались к Волге, и решалась судьба страны. Но к концу войны генералиссимус вновь приказал сократить добычу. Хотя и позже в республике велись геологоразведочные работы, строились новые вышки.

Все это не случайно. Отец народов, вникнув в ситуацию, принял решение сделать Дагестан стратегическим нефтяным арсеналом СССР на случай чрезвычайных ситуаций. Почему? Да потому, что секрет местной нефти в ее особом качестве. Она сформирована в подземных пластах периода мезозоя и отличается пониженным содержанием сероводорода. Такого качества нефть добывают у нас разве что в Чечне. Из нее можно получать самые лучшие сорта горючего, масел и других нефтепродуктов, необходимых для авиации и космической техники, современных вооружений и гражданской техники. Ничего подобного нельзя производить из нефти большинства месторождений мира. Нефть Сибири и Севера хуже дагестанской и чеченской на порядок. Легкая, малосернистая нефть Дагестана с высоким содержанием метановых углеводородов практически полностью (98%) экспортируется через порт в Новороссийске. Взамен в республику ввозятся нефтепродукты.

Некоторые специалисты сетуют на недальновидную политику времен СССР, когда интересы нефтяной отрасли были сосредоточены на Западной Сибири в ущерб поисковым работам в новых потенциально нефтегазоносных районах. Развитию работ мешал также жесткий экологический режим, установленный в отношении каспийского водоема. Однако есть и другое мнение: Советский Союз планировал использовать кавказскую нефть исключительно для прорыва в высоких технологиях, полетов в космос, развития авиации новых поколений. Ее берегли как особый энергетический резерв на будущее, ведь ключевое значение в этом будущем отводилось авиации, ракетам, спутникам.

Сегодня это время настало. Как считают многие аналитики, Россия "проспала" нужный момент, когда в Дагестане необходимо было широко развернуть разведочные работы и открывать новые месторождения. Виною всему опять же "смутное время" социально-политических перемен. Наше Отечество тогда упустило возможность реального доминирования в нефтеносном Каспийском регионе. А вот Азербайджан с первых дней независимости заявил о желании привлечь международных инвесторов и в первую очередь обратился к России. В ноябре 1993 года Россия и Азербайджан подписали соглашение о сотрудничестве в разработке шельфа "азербайджанского сектора" Каспийского моря, но Москва денег не нашла. И в 1994 году Государственная нефтяная компания Азербайджана подписала Гюлистанский контракт с 12 иностранными нефтяными компаниями по разработке месторождений Азери, Гюнеши, Чираг. Западные бизнесмены не побоялись даже кровавого конфликта в Нагорном Карабахе и политической нестабильности. С 1994 года в нефтедобычу в Азербайджане они вложили более 38 млрд долларов. Эти деньги позволили Азербайджану активно начать разработку шельфа. Теперь эта страна добывает в год 11 млн тонн нефти.

Наконец, есть третий фактор, который сдерживал развитие нефтяной отрасли в Дагестане. До последнего времени активный поиск и разработка месторождений, по мнению дагестанского аналитика Сергея Исрапилова, не устраивал определенные круги республиканской элиты: "В начале 1990-х годов решением руководства страны Дагестану были выделены квоты на продажу нефти за валюту. В то время в Дагестане добывалось более 570 тысяч тонн нефти в год. Мотивировалось это решение поразвившим республику глубоким экономическим кризисом. Доходы от продажи нефти должны были аккумулироваться на счетах республики в одном из парижских банков, чтобы затем расходоваться на приобретение современного оборудования, на техническое перевооружение промышленности Дагестана. За эти годы на зарубежных счетах "осели" сотни миллионов долларов. С тех пор на доходах от нефти были созданы многие крупные состояния, и все равно нефть остается одним из наиболее привлекательных источников обогащения для республиканских политиков, и допускать в эту сферу "чужих", конечно, не хочется. Однако и не допускать уже невозможно: пока Азербайджан превращается в "новый Кувейт", добыча нефти в соседнем Дагестане продолжает непрерывно падать".

Море зовет

А между тем нефтяных инвесторов, желающих вложиться в перспективную республику, более чем достаточно. В последние годы Дагестан с его еще не разведанными нефтяными месторождениями становится сферой интересов крупных нефтедобывающих компаний.

"Дагестан после Персидского залива считается самым важным нефтяным регионом на евроазиатском континенте, - утверждает итальянский журналист Франческо Бигацци. - Нет никаких сомнений: кто контролирует Дагестан, тот контролирует каспийскую нефть". Итальянец не преувеличивает: потенциальные месторождения нефти в республике поистине гигантские. Хотя вроде бы за всю историю нефтедобычи здесь открыто 52 месторождения, и все они в основном мелкие. За время эксплуатации из них извлечено около 40 млн тонн нефти. Пиковый уровень добычи - 2,2 млн тонн был в 1970 году. Четверть месторождений к настоящему времени полностью истощена, текущие извлекаемые запасы составляют около 14 млн тонн. Основная их часть расположена на суше. Казалось бы, как можно это сравнивать с Персидским заливом?

Однако, если говорить о перспективах, то официальные оценки ресурсов республики по скромным официальным данным достигают 273 млн тонн нефти и конденсата. По мнению российских ученых, они оцениваются не менее чем в 200 млрд долларов. На сегодняшний день здесь разведано лишь 30% суши и всего 1% акватории дагестанского шельфа Каспия, где, по прогнозам, находится 450-500 млн тонн условного топлива.

В последние годы в Дагестане произошли существенные перемены, которые позитивно сказались на нефтегазовой отрасли. Прежде всего, в результате смены формы собственности и вхождения "Дагнефти" в состав государственного оператора НК "Роснефть" компания смогла провести частичную модернизацию и стабилизировать добычу углеводородов в Терско-Кумском нефтегазовом районе (35 нефтяных и 2 газовых месторождения) и предгорном Дагестане дочерней компанией ОАО "Дагнефтегаз" (4 нефтяных и 3 газовых месторождения). Ежегодно Озрное, Равнинное, Таловское, Русский хутор, Кумухское, Тионетское и другие месторождения дают в среднем 340-360 тысяч тонн нефти.

Но есть и серьезные проблемы. Многие скважины давно истощились, а новые вводятся в эксплуатацию крайне редко: по словам заместителя министра экономики Дагестана Патимат Абдуллаевой, инвесторы (особенно в период кризиса) экономят средства, предпочитая не вкладывать их в геологоразведочные работы и разведочное бурение.

Но это касается именно суши. Зато Каспий становится для нефтяников все более привлекательным. Гендиректор ОАО "НК "Роснефть" - "Дагнефть" Абдулхалик Гиндиев убежден: основные перспективы нефте- и газодобычи связаны ныне прежде всего с освоением шельфа Каспийского моря.

Перспективы нефтеносности дагестанской части каспийской акватории доказаны наличием целого ряда месторождений, среди которых одним из первых привлекло к себе внимание Инчхе-море. Нефтегазоконденсатное месторождение Инчхе-море на шельфе Каспия в районе города Избербаш было открыто еще в 1974 году. Извлекаемые запасы месторождения составляют 3 млн тонн нефти, предполагаемые - 9 млн тонн. Однако "Дагнефть" - единственное нефтегазодобывающее предприятие, работавшее в республике, не имело ни технических, ни финансовых средств для разведки и разработки месторождения.

Впрочем, и позднее, уже после того, как "Дагнефть" влилась в "Роснефть", с исследованиями моря ей не очень везло. Компания попыталась заняться исследованиями перспективных месторождений Инчхе-море, Арабляр-море, Дербентское, Димитровское, Восточное, Избербаш и других, где предполагаемые запасы углеводородов могут достигать 150 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. Даже зафрахтовали в Мурманске научно-исследовательское судно "Профессор Рябинкин". Однако с кораблем, специально построенном в Финляндии по заказу СССР в 1988 году и предназначенном в том числе для геофизических работ на шельфе, случился дикий казус: едва выйдя в море, "Рябинкин" запутался в браконьерских сетях и потерял часть дорогостоящего оборудования. Работы пришлось свернуть.

Следующая неудача постигла "Дагнефть" после того, как здесь на скважине №1 Арабляр-море, расположенной на суше в 350-400 м от воды, решили начать добычу нефти шельфового месторождения с берега и для этого первыми в России применили наклонно-направленное бурение со сверхдальним отклонением от вертикали. Инвестиции в проект составили около 10 млн долларов, но результат оказался неудовлетворительным: слишком мало углеводородов рентабельной добычи. Для повторения попыток необходимы были значительные средства и время. Ни того, ни другого у "Дагнефти" не оказалось.

Пусть кому-то повезет

Более удачливыми оказались конкуренты "Роснефти" - "ЛУКОЙЛ". Надо заметить, что эта нефтяная компания уже давно действует на севере Каспийского моря, где располагаются шесть ее месторождений - Хвалынское, им. Ю.Корчагина, Ракушечное, Сарматское и им. В.Филановского. Кроме того, компания работает в казахстанской части Каспия (блок Аташский) и азербайджанском секторе (блок "Ялама"). А вот на дагестанский шельф Каспия "ЛУКОЙЛ" не мог выйти более 15 лет.

Переломным оказался 2008 год, когда в мае тогдашний президент Дагестана Муху Алиев предложил Вагиту Алекперову взяться за освоение дагестанского шельфа Каспийского моря и месторождений на территории республики. Инфраструктура Дагестана практически создана: Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинское отделение железной дороги, нефтебазы, которые полностью не догружены и могут осуществлять хранение и транспортировку нефти.

В конце мая в Махачкале Дагестан и ОАО "ЛУКОЙЛ" достигли договоренности о сотрудничестве при освоении недр дагестанского сектора шельфа Каспийского моря: блок N1 ("Дербентский"), блок N3 ("Димитровский") и Инчхе-море. В том же месяце совместными усилиями компаний ЛУКОЙЛ и "Газпром" первой же поисковой скважиной обнаружено крупное нефтегазоконденсатное месторождение в российском секторе Каспийского моря на структуре "Центральная" в 150 км восточнее Махачкалы. При испытании из скважины был получен фонтанный приток малосернистой нефти. Запасы месторождения, по некоторым оценкам, составляют 521 млн тонн нефти и около 92 млрд кубометров газа.

Воодушевленный первыми успехами, нефтехолдинг в 2010 году объявил о начале полномасштабной реализации соглашения, достигнутого в прошлом году. Как заявляют многие эксперты, для Дагестана это может стать тем мощным локомотивом, который вытянет республику из затянувшегося социально-экономического кризиса. Ведь речь идет не только о добыче нефти и газа, но и о развитии связанных с этим отраслей и производств.

Так, для разработки месторождений дагестанского сектора шельфа Каспия компании необходимо смонтировать семь нефтедобывающих буровых платформ. Часть заказов размещена на судостроительном заводе "Астраханский корабел". Однако строительство каждой ледостойкой платформы занимает от двух до трех лет, к тому же на Каспийском море не такие условия, чтобы требовалась мощная ледовая защита. Поэтому, скорее всего, заказ ряд платформ облегченного типа ЛУКОЙЛ разместит на Махачкалинском судоремонтном заводе. А это солидные инвестиции в предприятие. Кроме того, предполагается тянуть трубопровод через территорию Дагестана, что опять-таки даст работы значительному количеству жителей республики.

У компании есть также планы строительства в Дагестане собственного нефтеперерабатывающего завода. Если же те 2 млн тонн нефти, о которых говорилось в соглашении 2008 года, будут перерабатываться непосредственно в республике, речь идет об огромных деньгах, способных превратить Дагестан в один из богатейших регионов Северного Кавказа.

Впрочем, пока вопрос о новом заводе окончательно не решен. Однако не стоит забывать о том, что в Махачкале уже существует НПЗ "Каспий-1". Завод проектировался с развитием мощностей до 1 млн тонн, однако пока задействовано лишь 10% его мощностей. Даже переработка 1 млн тонн нефти в Дагестане – это более чем значительные вливания в экономику, а заодно и в "социалку". Не забудем также, что значительная часть сырья, добытого компанией, будет перекачиваться с танкеров через Махачкалинский порт.

Разумеется, все это дело не одного года. Но начало реализации соглашения начнется, скорее всего, уже весной этого года. В целом же освоение нефтяных месторождений шельфа Каспийского моря, прилегающего к территории Дагестана, может дать республике помимо материальных выгод от 20 до 25 тысяч рабочих мест. Это при населении приблизительно 2 млн человек и тревожной ситуации с безработицей могло бы реально снизить напряженность в республике, в том числе и нанести существенный удар по экстремистскому подполью.

Обозреватель Александр Сидоров



версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  22.07.16 15:24
Купание в шторм
Interfax-Russia.ru - Семь человек утонули за один день, купаясь в шторм в Черном море. Власти Кубани просят спасателей усилить контроль за пляжами.
.
  20.07.16 15:30
Дорога вверх
Interfax-Russia.ru – На курортах Северного Кавказа продолжают строить канатные дороги. Одна из них уже побила рекорд по высоте в России.
.
  19.07.16 13:57
Горячее время для М-4
Interfax-Russia.ru – 20-километровая пробка собралась на Кубани. Губернатор региона намерен просить Минтранс расширить дороги к морю.
.
  18.07.16 18:36
Возвращение леопардов
Interfax-Russia.ru - Трех переднеазиатских леопардов выпустили в Кавказский биосферный заповедник, чтобы начать восстановление вида. Они будут жить в урочище Ахцархва вдали от людей.
.
  18.07.16 14:03
Взрыв в станице
Interfax-Russia.ru – Бытовой газ взорвался в многоквартирном доме в станице в Краснодарском крае. Пострадали шесть человек.
.
  18.07.16 13:00
Притяжение гор
Interfax-Russia.ru - Ростуризм планирует продвигать курорты Северного Кавказа среди туроператоров. В ближайшие годы турпоток на эти курорты может вырасти вдвое.
.
  13.07.16 17:59
Ночное ДТП
Interfax-Russia.ru - Автобус в Дагестане столкнулся на трассе с прицепом, который оторвался от КАМАЗа. Погибли 9 человек, около 30 ранены. В автобусе были дети.
.
  12.07.16 18:23
Свобода плавания
Interfax-Russia.ru - Власти Сочи после возмущения местных жителей сняли запрет на вечернее и утреннее купание в море. Несчастные случаи на воде не зависят от времени суток, считают спасатели.
.
  11.07.16 15:33
Вековые юбилеи
Interfax-Russia.ru – 100-летие со дня рождения донского писателя Анатолия Калинина отметят на его родине. К юбилею писателя учредили памятную медаль, которой наградят его земляков.
.
  08.07.16 13:02
В режиме КТО
Interfax-Russia.ru – Спецоперация продолжается в Дагестане вторые сутки. Погиб сотрудник ФСБ, еще несколько человек ранены. Уничтожено девять боевиков.


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 




Главные события
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2016 Interfax. Все права защищены.    |   Условия использования информации    |    Запрещено для детей
разработка : web.finmarket