Точка зрения 29 июня 2012 г. 17:29

Пластилиновая терапия

Interfax-Russia.ru - Проблемным детям в Адыгее начали помогать при помощи пластилина. Проект "Мультимир" использует один из методов психологии - мульттерапию.

Этимологическое значение термина "анимация" - оживление, воодушевление, разумное начало. Неудивительно, что "мульттерапию" все чаще начинают применять в работе с людьми. Такой способ в психологии, созданный скорее для реабилитации, нежели лечения, начинает постепенно развиваться в России. До села Красногвардейское в Адыгее он дошел в прошлом году.

"Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие" привез идею снимать пластилиновые мультфильмы для реабилитации подопечных из поездки на семинар. Смысл такой творческой работы так понравился сотрудникам, что они решили ввести эту технологию в работу. Конечно, все было в новинку, и первое время работники соццентра самостоятельно изучали через тематические сайты пластилиновую анимацию и технологию записи мультфильмов. Затем купили все необходимое для лепки, веб-камеру и приступили к работе.

"С детьми мы начали работать с января этого года. Сейчас уже пробуем постепенно записывать мультики. Конечно, все происходит не сразу, потому что мы вместе с детьми сами обучаемся в процессе", - рассказала Interfax-Russia.ru руководитель студии пластилиновой анимации "Мультимир" Марина Малышкина.

В программе участвуют в основном дети с психологическими травмами и из проблемных семей, а также умственно отсталые малыши и инвалиды в возрасте от 6 до 16 лет. С момента создания в проект включено около ста ребят. Все желающие попадают на программу из реабилитационного центра, а сейчас к ним прибавляются и те дети, которые находятся в летнем лагере при центре. Предварительно психологи диагностируют, может ли ребенок заниматься таким видом терапии, отметила руководитель студии. Метод противопоказан детям с серьезными психическими отклонениями, а также страдающим ДЦП.

Ребята могут заниматься и создавать свои маленькие шедевры бесплатно. Курс занятий мульттерапией составляет 20 дней, ребята работаю в группе, но каждый делает свой собственный мультик. За курс получается сделать одну-две анимации, на создание одной уходит примерно 10 занятий, объяснила Марина Малышкина.

"Сюжет ребята придумывают сами. С лепкой, при необходимости, им помогает преподаватель, он же помогает разобраться с программой для съемки, монтажа и музыкальной подложки", - рассказала педагог.

А недавно проект "Мультимир" стал одним из победителей республиканского конкурса программ и проектов превентивной, коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В качестве приза Марина Малышкина получила деньги на покупку ноутбука - 22 тысячи рублей. Раньше студия пластилиновой анимации работала на стационарном компьютере.

Мульттерапия - это синтез педагогики, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности нужный эффект. Это мягкий и эффективный метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит естественно и гармонично. "Через коллективную работу над созданием чего-то нового, что потом оживает у них на глазах, оживают и представления этих детей о мире, счастье. Кроме этого, они учатся взаимодействовать друг с другом", - говорит руководитель студии мульттерапии.

Еще одна немаловажная особенность проекта - непосредственная связь анимации с трудовым обучением. В ходе трудовых операций ребенок сталкивается с выбором необходимых материалов, у него формируются моторные навыки пальцев рук. При выполнении работы дети сталкиваются с различными видами искусства - лепка, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, а также изучают и используют компьютерные технологии.

Как рассказала Марина Малышкина, курс занятий разбит на четыре этапа. Во время первого, организационного, ребята знакомятся с анимацией, смотрят фильмы, выполненные в "пластилиновой" технике, обмениваются впечатлениями. На втором этапе происходит диагностика состояния пациента, проводится она также и после прохождения курса.

Во время основного этапа происходит "погружение в сказку". "Мы готовим декорации, лепим героев выдуманного сюжета. Дети знакомятся с устройством живой структуры и способами ее передвижения", - объяснила педагог социального центра. Далее идет сам процесс съемки, где дети учатся работать с фотоаппаратом, веб-камерой, изучают покадровое перемещение персонажей внутри декорации. Преподаватели помогают подобрать музыкальное оформление с учетом места события и действий персонажей.

Процесс озвучки - также один из захватывающих моментов. Совместно с логопедом ребятам ставят речь, отрабатывают дикцию и синхронность речи. Завершается основной этап монтажом.

Четвертый этап - аналитический. Группа совместно с психологом просматривает все готовые работы и анализирует действия персонажей мультфильмов. Сотрудники центра реабилитации обрабатывают результаты первичной и повторной диагностики эмоционального состояния детей и наблюдают за поведением детей в группе для выявления динамики адаптации.

Занимаясь творчеством в процессе мультипликации у детей снижаются проблемы адаптации - уменьшается агрессивность, тревожность и импульсивность, наблюдается адекватность в поведении, уверенность в себе. Среди других плюсов - обогащается словарный запас, развивается связная речь, приобретаются навыки компьютерной грамотности, развивается мелкая моторика рук, воспитывается усидчивость, аккуратность, развивается познавательная активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий, происходит духовно-нравственное воспитание, развиваются навыков работы в команде.

Аналогичным проектом занимаются и в Сибири. В томских детских домах дети вместе с волонтерами лепят мультфильмы с осени 2011 года. Инициатором мульттерапии в Томске стал областной некоммерческий благотворительный фонд "БлаговестЪ" и молодой художник Артур Шугуров.

"Когда стартовал проект, мы изучали этот вопрос и пришли к выводу, что пока опыта в этом направлении как такового в России нет. Но мы уже видим результативность этого метода и, конечно, будем продолжать работу", - рассказала представитель благотворительно фонда "БлаговестЪ" Евгения Серебрякова.

"Как оказалось, охотнее всего дети, которые воспитываются без родителей, в детских домах, выбирают для своих произведений темы дружбы, любви. У них особенное восприятие окружающего мира, и создание мультфильмов дает им возможность выразить свои чувства", - отметил Артур Шугуров.

Главное в детской анимации, в отличие от мультипликации на ТВ-экранах, - это процесс, а не результат. Но не исключено, что эти детские работы в итоге получаться качественными и интересными и смогут участвовать в международных фестивалях.

Обозреватель Евгения Артемова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще