Точка зрения 12 августа 2014 г. 17:01

Двухколесная помощь

Interfax-Russia.ru – Пожарные мотопатрули при отрядах экстренного реагирования начинают появляться в крупных российских городах. Первые три уже работают в Южном региональном центре МЧС.

На территории Южного федерального округа работают три подразделения МЧС, в состав которых входят группы пожарных спасателей на мотоциклах. Первое экспериментальное подразделение уже в течение пяти лет успешно работает в Краснодаре при специализированной части экстренного реагирования. Второе создали в период Олимпийских игр в Сочи на базе 19 пожарной части, и третье аналогичное подразделение в 2014 году появилось в Ростове-на-Дону.

О том, как работают мотопатрули Южного регионального центра МЧС, Interfax-Russia.ru рассказал начальник управления пожарно-спасательных сил и сил гражданской обороны Южного регионального центра МЧС Юрий Землянский.

Спасатели пожарной мотогруппы патрулируют в паре и являются специалистами высокого класса: они обучены на позиции от руководителя тушения пожара до фельдшера и могут выполнять функции пожарного, спасателя и медика.

В Краснодаре и Сочи группы экстренного реагирования ездят на пожарных мотоциклах BMW 650 и BMW 1200, а в Ростове-на-Дону патрулируют Honda 1200. В новой ростовской части пока что находятся два мотоцикла, еще два ожидают в ближайшее время, а в кубанских городах работают по четыре мотоцикла в каждом городе.

При этом, как отметил начальник управления ЮРЦ, управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража: спасательные машины возят с собой дополнительное оборудование, которое довольно много весит. В частности, это аварийно-спасательный инструмент для разжима и ножницы; само собой, в мотоцикле есть пожарные средства тушения – установка с двумя воздушными баллонами и 10 литров воды. При помощи этого оборудования мотопатруль способен потушить любой локальный пожар на площади до 30 кв м.

Также у спасателя при себе имеются аптечки первой медпомощи – спасатели-универсалы способны помочь раненому до прибытия врачей скорой помощи.

Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 480 кг, а вес таких мотоциклов без дополнительного спасательного снаряжения – от 300 до 350 кг.

Несмотря на то, что мотоциклы, которые находятся в распоряжении ЮРЦ, способны развивать скорость до 200 км, их рабочая скорость 110 км/ч. Во-первых, на трассе есть ограничения, во-вторых, он тяжелее.

Также у сотрудников мотопатруля - специальная экипировка, которая представляет собой комбинацию байкерской и пожарной защиты. В костюмы пожарной формы вшиты защитные элементы для спины, ног и рук, а также форма включает специализированный шлем пожарного, в котором стоит громкая связь, и в этом же шлеме можно работать во время тушения пожара.

В свободное от вызовов время мотогруппы не стоят в гараже, как прочие пожарные машины, а продолжают работать. Как рассказал Юрий Землянский, для них установлены маршруты регулярного патрулирования. К примеру, в Краснодаре четыре таких маршрута, в Сочи и Ростове-на-Дону – по два.

"Ростов пока что проходит обкатку маршрута патрулирования. Эти маршруты зависят от наших прогнозов по местам с наиболее частым возникновением пожара и ДТП", - пояснил сотрудник ЮРЦ.

Согласно статистике этого года, мотопатрули ЮФО 457 раз выезжали на происшествия, из них на тушение пожара и загораний - 55 раз, а для ликвидации последствий ДТП - 336 раз. Еще 38 выездов были учебными, и 28 – ложными.

При этом байкеры-спасатели с начала этого года спасли жизнь 32 людям – троих спасли во время тушения пожара и остальных – при ДТП.

"Основная цель создания мотопатруля заключается в том, что при пожаре значительно сокращается время прибытия первичной группы на место происшествия. В среднем оно в условиях мегаполиса сокращается на 2-2,5 минуты – для пожара, где счет идет на доли секунд, это очень большое преимущество", - отметил Землянский.

По его словам, мотоциклы приезжают всегда первыми и сразу дают оценку обстановки – если требуются дополнительные силы, то они их запрашивают, если нет – справляются своими усилиями.

"Второй момент – у них очень много вызовов на ДТП, они "заточены" под это. В условиях пробок мобильность мотоциклов очень спасает. К примеру, во время демонстрации работы новой группы в Ростове-на-Дону спасатели сумели за 56 секунд разрезать машину и вытащить пострадавшего", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

При поступлении сигнала о ЧС спасатели знают, в каком радиусе находятся машины каждой из служб. К примеру, скорая помощь может прибыть через 40 минут, полиция через час. Мотопатруль МЧС способен добраться до места происшествия максимум за 10 минут, а среднее время прибытия – 5-5,5 минут. При аналогичных расстояниях в условиях города обычный аварийно-спасательный автомобиль доезжает в среднем за 15-20 минут.

За время практики отряда экстренного реагирования в Сочи в феврале этого года мотопатруль выезжал в том числе на столкновение двух автомобилей в первом тоннеле совмещенной авто- и железной дороги в Адлере – там спасатели деблокировали машины и оказали пострадавшим первую медпомощь – то есть, они могут работать и в условиях тоннеля.

Но не стоит забывать, что байки – транспорт сезонный. Период работы патруля в Ростове-на-Дону и Краснодаре стартует в апреле и ограничивается октябрем, а в Сочи – с марта по ноябрь.

При этом, когда у мотоциклов не сезон, спасатели-байкеры пересаживаются на другую специализированную пожарную технику - например, на пожарный автомобиль с медицинским модулем или же другой транспорт групп экстренного реагирования.

В то же время, как отметил Юрий Землянский, мотопатрули создаются непосредственно в городах-миллионниках, и как исключение Сочи – стратегический объект на время Олимпиады. Но убирать из сочинского отряда мотопатруль не планируется.

В ближайшее время еще один такой отряд появится в Волгограде. А кроме Южного федерального округа, спасательные расчеты на мотоциклах недавно появились в Воронеже, а также два мотоцикла ЮРЦ весной передал Крыму.

По мнению начальника ГУ МЧС РФ по Воронежской области Игоря Кобзева, мотоциклы уже доказали свою эффективность. В планах у региона – увеличивать как число специалистов, так и парк техники.

"Кстати, ребята, проходящие службу в группе экстренного реагирования, часть из которых входит в мотообъединения города, не остаются в стороне от совершенствования техники. По своей инициативе они разработали и успешно внедрили в конструкцию мотоциклов специальные дуги безопасности, как защищающие водителя при падении, так и позволяющие навесить на мотоцикл дополнительное оборудование. Данное улучшение получило одобрение завода-изготовителя и будет массово внедрено при оборудовании данных мотоциклов", - рассказал агентству "Интерфакс-Центр" Игорь Кобзев.

В Краснодаре, где в 2010 году появились первые мотопатрули, они уже настолько хорошо зарекомендовали себя, что их отлично знают и любят жители города, добавил в свою очередь Землянский. "Жители города вызывают их сами, даже когда нет ЧС или пожара, а просто нужна помощь на трассе с автомобилем", - рассказал начальник управления ЮРЦ.

Обозреватель Евгения Артемова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще