Точка зрения 17 сентября 2014 г. 18:15

Вызовы времени

Interfax-Russia.ru – Астраханская область к концу 2014 года завершит пилотный проект по созданию единой службы спасения 112. По уровню развития этой службы она первая среди регионов юга.

Единый номер вызова экстренных служб 112 в 2013 году заработал в большинстве регионов России. В феврале прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, регулирующий вопросы создания, функционирования и эксплуатации системы. А в марте 2013 года была утверждена федеральная целевая программа о создании единого номера 112 для вызова оперативных служб. Проект целевой программы разрабатывало МЧС России.

Впрочем, вопрос о создании такой службы впервые поднимался еще в 2008 году. Поэтому несколько регионов по собственной инициативе стали пионерами в развитии единой службы. Среди них Астраханская область – там система 112 развита намного лучше, чем в остальных субъектах.

Служба единого номера в Астраханской области начала создаваться в 2009 году по инициативе региональных властей, которую поддержал бывший тогда министром МЧС Сергей Шойгу.

"Нас поддержали, потому что на территории Астраханской области тогда была хорошо развита телекоммуникационная инфраструктура, работала единая диспетчерская служба в муниципальных образованиях – то есть существовали все предпосылки для создания 112. Мы стали одним из первых субъектов, который подписал соглашение с МЧС России о концентрации усилий и средств по созданию этой системы", - объяснил начальник центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Астраханской области Владимир Булычев.

Сейчас в Астрахани работает центр обработки вызовов системы 112, который создан на базе административного здания ГУ МЧС. Еще в 9 районах области появились сегменты центра. К общей системе осталось подключить еще три района области – Ахтубинский, Харабалинский и Лиманский.

Владимир Булычев рассказал Interfax-Russia.ru о порядке работы центра. В момент, когда оператор центра принимает звонок, он заполняет унифицированную карточку информационного обмена. На мониторе она открывается автоматически при поступлении звонка.

Во время вызова определяется номер телефона (стационарный – ИФ), и оператор забивает ФИО, адрес происшествия и характеристику происшествия. В карточке ставятся пометки, в какие службы необходимо отправить сообщение, и затем она уходит в эти службы.

"Допустим, произошло ДТП. Диспетчер занес всю информацию и отметил пожарную охрану на случай розлива топлива, ГУВД, ГИБДД, центр медицины катастроф, городских спасателей на случай защемления человека в автомобиле и скорую помощь. При обычном развитии аналогичного сценария оператор должен был отдельно звонить в каждую из этих служб", - объяснил начальник ЦУКС.

В каждую из профильных служб, подключенных к 112, приходит сигнал о новом сообщении, после чего они высылают на происшествие свое подразделение. У оператора центра 112, в свою очередь, есть датчики, которые показывают, что служба получила, открыла сообщение, затем зарегистрировала его и отправила группу. Следующий датчик показывает, что происшествие отработано.

Скорость первичного заполнения такой карточки в среднем составляет 5-10 секунд, затем сообщение сразу же отправляется в службы. Оператор может дальше общаться и узнавать подробности происшествия, но сигнал от него уже поступил.

В особо экстренных случаях даже при обрыве звонка оператор может определить местоположение по номеру телефона, но пока – лишь стационарного. Эта функция доступна сейчас только в Астрахани, на область не распространяется. В будущем, объяснил сотрудник МЧС, будет распознаваться место нахождения мобильных средств связи и расширится география по всей области. А также станет доступно смс-оповещение и приемы сообщений через интернет.

По словам Владимира Булычева, скорость реагирования с момента внедрения системы 112 повысилась - за последние три года время реагирования сократилось на 20-30 минут. "Стремимся сократить с часу до 30-40 минут", - добавил он.

Ежедневно на телефон 112 в Астрахани поступает по две тыс. звонков.

В 2010 году всего было 337 тыс. сообщений, в 2013 году – уже более 620 тыс. Цифры растут, но многим еще сложно перестроиться к новому единому телефону, отмечают в региональном МЧС. При этом, старые двузначные номера вызовов специальных служб сохранятся до 2017 года, вплоть до полного введения системы по всей России.

Позвонить на единый номер сейчас можно с любого телефона, даже если на нем отрицательный баланс.

В центре приема вызовов 112 в Астрахани дежурят 10 операторов. В те моменты, когда они все заняты – к примеру, при резком ухудшении погодных условий, все вызовы находятся на удержании до того момента, пока не освободится оператор.

Сотрудники, отвечающие за прием вызовов 112, несут персональную ответственность за реагирование на ЧП. Для них есть три основных правила – получить сообщение, передать и самое главное – проконтролировать исполнение.

Для качественного приема вызовов разработан специальный стандарт общения, в котором до мельчайших подробностей прописана схема и правила разговора. К примеру, оператору не разрешается назвать собеседника "мужчина" и "женщина", а стоит обращаться по имени или использовать безличное обращение. Категорически запрещено использовать высказывания "мы ничего не можем сделать", "мне об этом ничего неизвестно" и другие отрицания.

Также для них существует комната психоэмоциональной разгрузки, где с операторами в после сложных вызовов работает психолог. Он же учит их, как правильно общаться с людьми в экстренных ситуациях.

В центре приема вызовов собирается статистика, которая показывает время наибольшего и наименьшего количества вызовов. Она отображает динамику вызовов за сутки, неделю и месяц, в соответствии с праздниками, переменами времен года и так далее. На основе ее создается оперативный прогноз – то есть, сотрудники службы могут заранее учесть массовые наплывы вызовов. Отталкиваясь от этой статистики, операторы могут выбрать время для отдыха.

В соответствии c постановлением правительства РФ, органы исполнительной власти сами определяют перечень служб, который необходимо подключить к системе 112.

В Астраханской области к службе спасения подключен максимальный набор служб. "Мы, проанализировав статистику поступающих сообщений, сделали вывод, что необходимо к экстренным службам подключить водоканал, энергетиков и теплотранспортную компанию. Плюс к этому у нас подключен наркоконтроль и единый социальный телефон, где дежурит внештатный психолог. Помимо этого подключены ГИБДД, в обход УВД, а также газоснабжение, центр медицины катастроф и городская спасательная служба", - сообщил Владимир Булычев.

Кроме этого, в Астрахани создается спецподразделение по борьбе с "химически опасными ситуациями", с учетом добычи в регионе нефти и газа.

Во время недавнего визита в регион заместитель главы МЧС РФ Сергей Воронов высоко оценил состояние службы.

"Я был приятно поражен тем, что делается на территории Астраханской области. Реально организовано взаимодействие всех органов власти для обеспечения безопасности населения, осуществляется оценка рисков возникновения ЧС природного и техногенного характера. В Астраханской области система 112 наиболее развита, если сравнивать ее с другими регионами", - сказал он.

Как отметил губернатор Астраханской области Александр Жилкин, в регионе сложилась уникальна ситуация, когда обслуживается и прилегающая территория Казахстана - вызовы оттуда также поступают на 112 и отрабатываются совместно с коллегами из Атырауской и Уральской областей.

Покрыть службой Астраханскую область на 100% планируется до конца 2014 года. Затем последует опытная эксплуатация, которая продлится от трех до шести месяцев, после чего область перейдет к государственным испытаниям. По предварительным прогнозам, к середине 2015 года регион сможет целиком ввести систему в промышленную эксплуатацию.

На создание центра системы 112 в Астрахани потратили 106,1 млн рублей, из них большую часть вложила область, и примерно 20% составили федеральные деньги. В 2014 году, года регион вышел на финишную прямую по созданию системы, на техпереоснащение государство выделило еще 78 млн рублей.

Сегодня освоение этих денег, по словам собеседника Interfax-Russia.ru, практически завершено. На них приобретут программно-вычислительные комплексы, видеостены, современные каналы связи, создадут новые рабочие места. На базе такого расширения можно будет работать еще более плодотворно, считают в региональном МЧС.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще