Точка зрения 1 октября 2015 г. 15:00

Возвращение под конвоем

Interfax-Russia.ru – Украинскую летчицу Надежду Савченко после решения суда могут отправить на родину. При этом ее защита считает, что приговор будет обвинительным.

29 сентября в Донецком городском суде Ростовской области продолжился процесс над гражданкой Украины Надеждой Савченко. На одном из предыдущих заседаний 22 сентября, после предъявленного обвинения она отказалась официально признавать свою вину по всем трем позициям - в убийстве, покушении на убийство и незаконном пересечении границы РФ.

На вопрос судьи о ее позиции по делу, Савченко заявила, что обвинительное заключение написано непрофессиональными людьми и не содержит ни слова правды.

Она попросила обеспечить ей во время показаний полиграф для подтверждения своей правоты. "Я не только буду давать показания, но требую давать их с использованием детектора лжи. Я требую, чтобы меня допрашивали с использованием детектора лжи, я не вру, мне нечего скрывать, но выдержите ли вы это испытание", - сказала Надежда Савченко.

В середине сентября адвокаты подсудимой просили суд о рассмотрении дела тройкой судей. Это ходатайство защиты суд удовлетворил. Тогда же, по ходатайству прокуратуры, арест обвиняемой продлили до 16 января.

Проверять правдивость слов Надежды Савченко на полиграфе суд не разрешил. Не разрешили также пользоваться в суде видеопроектором и интернет-картами. Обосновали тем, что это не предусматривает российское законодательство.

На допросе в суде Донецка Надежда Савченко на этот раз решила давать показания на русском языке. Прежде она разговаривала на украинском, суд пользовался переводчиком.

"Очень сложно делить мысли на отдельные куски для переводчика", - объяснила она.

Обвиняемая заявила, что не имеет навыков корректировки артиллерии. "Я владею навыками воздушной корректировки огня, но артиллерийской корректировкой не владею", - сказала подсудимая.

Она также рассказала, что окончила Харьковский университет украинских ВВС, служила в экипаже вертолета.

По словам Савченко, она находилась на киевском Майдане в конце 2013 - начале 2014 годов. Она также сообщила, что оказывала медицинскую помощь и призывала бойцов "Беркута" щадить людей.

Обвиняемая рассказала, что инструктировала бойцов батальона "Айдар" во время отпуска. "В свой отпуск в 2014 году я обучала бойцов батальона "Айдар" военному делу, менее 100 из них проходили срочную службу", - сказала она.

Также, по ее словам, она участвовала в боевых действиях у города Счастье Луганской области, а позднее попросила перевода из части ВВС Украины в "Айдар" на должность замполита, чтобы работать в роли психолога.

Подсудимая добавила, что не испытывает агрессии к населению и защитникам Донбасса. "Не было бы вторжения в Крым, не было бы и войны на Донбассе", - сказала она, отвечая на вопросы своих адвокатов.

"Люди в Донбассе тоже украинцы, просто они об этом забыли. Я считаю, что те, кто пришел в Донбасс защищать русскоязычное население, заблуждается, но агрессии ни к тем, ни к другим у меня нет", - отметила подсудимая.

Рассказала она и о том дне, когда обстреляли российских журналистов.

"Вместе со своей сестрой 17 июня 2014 года я на ее автомобиле забирала раненых бойцов на блокпостах у города Счастье", - сказала Савченко, отвечая на вопросы своего адвоката.

"Свидетели этому как сами раненые бойцы, так и помогавшие мне бойцы батальона "Айдар", - отметила подсудимая, которая обвиняется в причастности к убийству российских журналистов.

Вместе с тем, по версии прокуратуры, 17 июня 2014 года Надежда Савченко проникла в район позиций ополчения ЛНР около поселка Стукалова балка. Там, по данным гособвинения, она забралась на телевышку высотой 40 метров и стала наблюдать за бывшим постом ГАИ, который находился в 2,6 км от нее.

Прокуратура считает, что в ходе наблюдения украинка обнаружила на данной территории шесть гражданских лиц и трех российских журналистов. Эти данные она передала командиру батальона "Айдар" Сергею Мельничуку, который принял решение об обстреле территории из гаубиц Д-30. Согласно материалам дела, обстрел производился с расстояния не более 10 км.

В ходе обстрела Надежда Савченко занималась корректировкой артиллерийского огня, считает прокуратура.

Но, как утверждает обвиняемая, о гибели журналистов она узнала уже будучи арестованной. "О гибели российских журналистов я узнала от их коллег, когда находилась в плену в Луганске", - сказала она в ходе допроса.

Между тем, подсудимая призналась, что убивала людей в ходе боевых действий. "Я убивала людей во всех войнах, в которых принимала участие", - сказала она. Надежда Савченко ранее, по ее словам, участвовала в боевых действиях в Ираке в составе украинского контингента.

По утверждению обвиняемой, в Россию она попала в июне 2014 года в сопровождении представителей российских спецслужб. "Утром 23 июня (2014 года - ИФ) из Луганска, где я находилась в плену, меня вывезли на "Жигулях" двое человек с явно русским акцентом", - сказала Савченко.

Позже автомобили и сопровождающие менялись, и поздним вечером того же дня, по ее словам, она ехала в "девятке" с российскими номерами, которая везла ее уже по территории России. "Мы проехали Кантемировку (Воронежской области - ИФ)", - отметила она.

Допрос Надежды Савченко, который состоялся 29 сентября, не станет последним. Она будет отвечать на вопросы в суде еще раз с условиями, выдвигаемыми адвокатами, сообщил ее защитник Николай Полозов.

"Предстоит еще один допрос Надежды Савченко в самом конце судебного процесса перед этапом прений", - сказал он журналистам. Тогда допрос будут вести с картами местности, которые нужны для уточнения обстановки во время обстрела, под который попали журналисты 17 июня 2014 года.

30 сентября начались допросы потерпевших и свидетелей. По мнению Николая Полозова, допрашиваемые в режиме видеоконференции потерпевшие говорили с чужих слов. Также, как считает адвокат, показания допрошенных потерпевших повторяются слово в слово.

При этом, как заявил адвокат журналистам, показания потерпевших по делу совпадают с линией защиты по вопросу об обстреле блокпоста ополченцев.

"Все потерпевшие из поселка Металлист Луганской области говорят о том, что в районе блокпоста, куда был направлен огонь артиллерии, находились люди в военной форме - показания опрошенных потерпевших разнятся в их количестве", - сказал Николай Полозов.

По его словам, это подтверждает доводы защиты в том, что артогонь велся не по мирным гражданам, в числе которых находились погибшие российские журналисты, а по блокпосту, где были ополченцы с оружием.

Домой под приговор

Защитники Надежды Савченко не сомневаются в том, что она получит обвинительный приговор, предполагаемый срок - 25 лет. Суд вынесет вердикт в конце этого либо в начале следующего года.

Как сообщил 30 сентября "Интерфаксу" источник в юридических кругах, Надежду Савченко могут отправить на Украину после вступления в силу приговора. Но лишь в том случае, если поступит ходатайство от нее либо ее представителей.

"Вопрос передачи Надежды Савченко украинской стороне может быть поднят после того, как в отношении нее состоится решение суда и оно вступит в силу. Это предусмотрено нормами Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания", - сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что Конвенция государств-участников СНГ, куда входят и Россия и Украина, была подписана в Москве 6 марта 1998 года.

"В соответствии с этим документом, просьба о передаче осужденного может исходить от него самого, его близких родственников, законного представителя, адвоката, а также от государства вынесения приговора (России) и от государства возможного исполнения приговора (Украины)", - сказал источник.

1 октября Минюст России официально заявил о том, что украинку смогут передать ее родному государству. Но при одном условии – признании Украиной решения российского суда и гарантиях наказания на родине.

"Согласно статье 471 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, в передаче лица может быть отказано в случае... непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда РФ либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда РФ без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания", - говорится в сообщении пресс-службы Минюста, поступившем на запрос "Интерфакса".

Адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин прокомментировал этот вариант развития событий как возможный выход. "Это единственный выход в условиях обвинительного приговора, в котором я не сомневаюсь", - сказал он "Интерфаксу".

Адвокаты Надежды Савченко надеются, что ее передадут Украине в течение полугода. "Приговор по делу Надежды Савченко состоится либо в конце нынешнего года, либо в самом начале следующего. Мы уверены, что он будет обвинительным", - сказал Николай Полозов журналистам.

После этого, когда завершатся необходимые юридические процедуры, ее могут передать украинской стороне, уверен адвокат.

В Кремле, между тем, призывают не вмешиваться в судебный процесс и не пытаться его предсказывать. Как заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Владимир Путин не обсуждал судьбу Надежды Савченко во время мероприятий "на полях" Генассамблеи ООН.

Песков также пояснил, что предполагаемая эскалация Савченко – не инициатива Минюста РФ, а лишь его ответ на поставленный кем-то вопрос.

"Я не думаю, что это инициатива (Минюста - ИФ). По всей видимости, были какие-то вопросы и были даны ответы", - сказал пресс-секретарь президента. Он предположил, что это были вопросы про юридические возможности. "И они (Минюст) допустили такую юридическую возможность. Опять же, пока, как будет развиваться дальше этот судебный процесс, мы не можем предсказать, и тем более мы не можем вмешиваться в этот судебный процесс", - заявил Дмитрий Песков.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще