Точка зрения 9 августа 2016 г. 16:55

Альтернативный Каспий

Альтернативный Каспий
© РИА Новости. Константин Чалабов

Interfax-Russia.ru – Проект Каспийского транспортно-логистического комплекса разрабатывают на Северном Кавказе. Он охватит все регионы округа, а основой хаба может стать Махачкалинский порт.

В начале августа министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов рассказал президенту РФ Владимиру Путину об основных крупных проектах, которые собираются реализовать в ближайшее время в округе. В их числе - трансграничный стратегический логистический узел "Каспий" (Каспийский хаб).

По мнению Льва Кузнецова, "это в первую очередь альтернатива, противовес Черному морю, Суэцкому каналу".

Он сообщил главе государства, что интеграция трех портов на Каспии – двух речных в Астрахани и морского в Махачкале – поможет правильно выстроить логистическую схему и геополитическое позиционирование в целом России. Новый Каспийский хаб проложит связь не только "Север-Юг", но еще и "Запад-Восток", убежден министр.

Об этом транспортном проекте заговорили еще в 2013 году. Тогда он фигурировал под названием "Каспий Лоджистик" и предполагал создание международной компании, оказывающей комплекс услуг по обработке контейнерных грузов и обслуживанию поездов, включая терминальную обработку, таможенную очистку грузов и их складское хранение.

В 2016 году обсуждение проекта заметно ускорилось. Первое совещание по Каспийскому хабу состоялось в июне, где первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов заявил, что транспортный узел требует детальной проработки. Для проекта создали рабочую группу и начали разрабатывать "дорожную карту".

В июле прошло второе совещание, посвященное проекту. Предполагается, что главной площадкой для развития сотрудничества со странами Каспийского региона должен стать Дагестан и его Махачкалинский торговый порт (ММТП).

"Развитие международного транспортного коридора "Север-Юг" и предстоящее подписание соглашения между Ираном и Россией о "зеленом коридоре" приведет к увеличению товарооборота и потребует новые мощности. Для решения этой задачи мы предлагаем в первую очередь воспользоваться потенциалом Махачкалинского порта", - заявлял Лев Кузнецов.

В частности, этот морской порт позволяет крупным торговым судам беспрепятственно курсировать круглый год, поскольку он не замерзает зимой.

Махачкалинский порт состоит из комплексов по перевалке сухих грузов мощностью 3 млн тонн в год, светлых и темных нефтепродуктов мощностью 7,9 млн тонн. В порту есть причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн/год, железнодорожный и автопаромный терминалы мощностью 1,3 млн тонн/год, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн/год.

Общий грузооборот трех портов Каспия, включая "Олю" и "Астрахань", составляет 7 млн тонн в год. Но в перспективе его можно увеличить как минимум в два раза, считает заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель рабочей группы Андрей Резников.

"Существует возможность увеличения грузооборота до 15-22 млн тонн в год", - сообщил он.

Между тем, в Минтрансе РФ предположили, что у России есть перспектива увеличить грузопоток не только из Ирана, но и из Индии.

По предварительным данным, перенаправление грузопотока через Каспийский хаб может снизить транспортные расходы на 10-15%, а продолжительность перевозки грузов сократить в 1,5 раза.

В начале августа, во время третьего совещания по проекту Одес Байсултанов представил проект "дорожной карты" хаба. По его мнению, Каспийский хаб – это будущее достояние всех регионов СКФО, а не только Дагестана.

Так как проект охватывает весь юг России, то специалисты предлагают включить в него и соседние федеральные округа: Южный, Поволжский, Центральный.

Согласно "дорожной карте" проекта, ответственными исполнителями, помимо Минкавказа, могут стать Минтранс, Минсельхоз, Минпромторг, Минприроды, Минэкономразвития, МИД РФ, Минэнерго, Минкультуры, Ростуризм, Росавиация, ФТС России, Аналитический центр при правительстве РФ, субъекты СКФО и ЮФО, АО "РЖД".

Но за комплексность реализации проекта будет отвечать именно Минкавказ.

Сейчас проект состоит из двух двух частей. Первая предполагает сбор и анализ информации для оценки перспективности проекта. Разработчикам предстоит целиком проанализировать конкурентную среду, мониторить транспортную среду СКФО, оценить транзитный и экспортный потенциал.

В рамках второго блока будет создаваться сама концепция Каспийского хаба.

Как отметил замминистра Андрей Резников, стоит также проанализировать действующие тарифы всех российских портов Каспийского бассейна.

Далее "дорожную карту" будут рассматривать члены межведомственной рабочей группы.

"Мы хотим получить от федеральных органов не просто замечания и предложения, а узнать их видение концепции создания хаба. Проект масштабный, и его реализация требует комплексного подхода", - подчеркнул Одес Байсултанов.

Проект будет иметь важное международное значение. Так, торговый оборот между Россией и Ираном в последний год вырос на 70%. Поэтому Каспийский проект станет ключевым для развития отношений с этим государством, считает министр энергетики РФ Александр Новак.

Он подчеркнул, что сейчас между странами идет работа над подписанием 13 новых соглашений.

"В ближайшее время подготовим "дорожную карту" реализации совместных проектов в сфере промышленности, в ней около 70 конкретных предложений", - рассказал Александр Новак, отметив, что параллельно РФ и Иран обсуждают создание зоны свободной экономической торговли.

"Этот проект (Каспийский хаб – ИФ) даст стимул развитию торговых отношений, а также сделает Индийский океан доступнее с точки зрения инфраструктуры. Появятся новые внешние рынки, возникнет альтернатива средиземноморским проливам", - уверен министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Между тем, Махачкалинский торговый порт, выбранный за основу разивтия нового транспортного узла, в 2015 году увеличил чистую прибыль в 14 раз, заработав 161,5 млн рублей.

Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка от продаж выросла на 3,9% - до 657,4 млн рублей, при этом себестоимость снизилась на 3,9%, до 344,5 млн рублей.

Валовая прибыль и прибыль от продаж в прошлом году увеличились на 14,2%, до 313 млн рублей. Прочие доходы предприятия сократились на 15,8% - до 377,7 млн рублей, а прочие расходы - на 23,1%, до 476,1 млн рублей. В результате прибыль до налогообложения выросла в 3 раза - до 202,6 млн рублей.

Как пояснил "Интерфаксу" и.о. генерального директора порта Мурад Хидиров, на рост чистой прибыли повлияли курсовые разницы.

"Кроме того, в 2015 году руководством порта был решен вопрос о передаче имеющихся судов в аренду и ликвидации подведомственной судовой компании. Последняя ежегодно приносила убытки в 65 млн рублей", - рассказал Мурад Хидиров.

В рамках первоначального проекта "Каспий" в 2013 году морской порт собирались связать с аэропортом Махачкалы в единый механизм с современным логистическим комплексом.

Комплекс предполагалось построить на юго-западе Махачкалы, вблизи федеральной трассы М-29 "Кавказ", которая соединяет Дагестан с другими республиками СКФО. От него собирались проложить трассу, которая связала бы центральные грузовые терминалы с проектируемой трассой "Ростов-на-Дону-Баку".

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще