Точка зрения 20 ноября 2017 г. 10:22

Три цифры помощи

Три цифры помощи
© РИА Новости. Максим Богодвид

Interfax-Russia.ru – Единый номер вызова экстренных служб "112" заработает в большинстве регионов РФ до конца года. А всю территорию страны к нему подключат до 2019 года.

Звонить по номеру экстренной связи "112" сегодня можно уже в большинстве субъектов страны: в некоторых областях пока идет опытная эксплуатация, в других система уже полностью заработала.

Система объединяет экстренные службы под одним для всей страны номером. Она позволяет переадресовать звонок на полицию, скорую, пожарных или газовую службу и значительно сокращает время реагирования на происшествия.

На сегодняшний день единый телефон "112" уже действует в 13 субъектах РФ. Опытная эксплуатация системы ведется на территории более 40 субъектов РФ.

Система вводится в соответствии с федеральной целевой программой "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы". Заказчиком и координатором ФЦП является МЧС России.

Один за другим регионы постепенно переходят к единому номеру, жители привыкают, что звонить теперь можно в централизованную службу.

В середине ноября номер "112" включили в постоянную эксплуатацию в Калининградской области.

"Теперь пользователи услуг местной и сотовой связи связи помимо единого номера 112 также могут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. В сетях местной телефонной связи по-прежнему действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04", - сообщило министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

В сообщении ведомства уточняется, что с 1 мая 2017 года в регионах, где "112" вводится в постоянную эксплуатацию, должно автоматически определяться местонахождение абонента. Это позволит дежурно-диспетчерской службе сократить время реагирования.

Летом МЧС ввело единую систему в Великом Новгороде. Город использовал этот номер для вызова экстренных служб и раньше, но прежде новгородцам отвечал робот, который предлагал горожанам набрать номера экстренных служб в зависимости от характера происшествия - полиции, пожарных, "скорой" и других, а после переадресации им отвечали диспетчеры этих служб.

Начиная с июля, вызовы в Великом Новгороде принимают на трех языках: русском, английском и немецком. Для этого в штате службы "112" работают четыре лингвиста. До конца года вызовы начнут принимать на китайском, итальянском и французском. Кроме лингвистов, в службе трудятся четыре психолога.

По плану, к концу 2017 года система заработает на всей территории Новгородской области, а штат службы увеличится с 17 до 52 человек.

Систему тестировали еще в нескольких регионах страны. Например, одним из первых систему и аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" ввели в Татарстане.

Сегодня на территории региона апробируют ряд инноваций. В частности, диспетчеры Казани в тестовом режиме могут определять геолокацию абонента и отслеживать перемещение школьных автобусов. Каждый диспетчер центра в режиме реального времени отслеживает маршруты и скорость движения транспорта с детьми и в случае нарушений скоростного режима и изменения маршрута может информировать не только водителя, но и организаторов поездки.

В марте этого года в республику для изучения нового опыта приезжали представители главного управления МЧС России по Московской области и ГКУ Московской области "Центр вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Еще один регион в ряду "пионеров" 112 – Астраханская область, первой среди городов Юга подключившаяся к этой системе. Служба единого номера начала создаваться в регионе в 2009 году по инициативе региональных властей, которую поддержал бывший тогда министром МЧС Сергей Шойгу. Сегодня область – единственная в округе, где система уже находится в промышленной эксплуатации.

"В Астраханской области проходил пилотный проект, местные власти сами развивали его, у них были большие наработки, поэтому они оказались в лидерах. Прошли опытные испытания, которые выявили все существующие недочеты, их устранили, а затем провели госиспытания. В этом году правительство области выделяло средства на устранение всех недостатков", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник телекоммуникационного центра ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ЮРЦ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Борис Корецкий.

Помимо Астраханской области, система "112" скоро заработает в Ставропольском крае и Ростовской области – пока идет ее наладка, а к концу 2017 года эти два субъекта должны включить в полноценную работу.

"Во всех остальных городах Юга сейчас идет опытная эксплуатация. Но надо отметить, что для потребителя услуги нет никакой разницы между опытной и промышленной эксплуатацией – в обоих случаях они могут дозвониться по телефону "112" и получить необходимую помощь", - сказал Борис Корецкий.

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, с каждым месяцем количество звонков на единый номер растет - значит, люди постепенно привыкают к этому телефону. Этому способствуют информативные плакаты и оповещение через СМИ.

Особое внимание в этом году МЧС уделяет субъектам, где в 2018 году пройдут матчи Чемпионата мира по футболу. Так, на Юге опытная эксплуатация системы сейчас проходит в Волгограде, Ростове-на-Дону и Сочи. Все диспетчеры в этих городах прошли обучение и знают английский язык.

Бывший начальник ГУ МЧС по Ростовской области Валерий Синьков рассказывал журналистам, что во время Чемпионата мира 2018 года в центре системы вызова экстренных оперативных служб для общения с иностранцами будут находиться волонтеры. Помимо этого, в нестандартных или сложных условиях, а также при ЧС в центре системы, как правило, создаются дополнительные рабочие места.

Весной этого года глава МЧС РФ Владимир Пучков заявлял, что в большинстве субъектов номер "112" будет введен в действие в 2017 году, а в оставшихся запустят 2019 года.

Между тем, в скором времени может появиться еще один единый всероссийский трехзначный номер – "117". Он будет предназначаться для помощи семьям и станет "социальным навигатором", а помощь во внедрении окажет также МЧС России.

Номер "117" предназначен для получения экстренной помощи в решении детских и семейных проблем и их дальнейшего разрешения. По словам уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Анны Кузнецовой, навигатор будет создан в ряде регионов в пилотном режиме по опыту создания системы "112".

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще