Эксклюзив 10 июня 2019 г. 16:09

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова: "В Югре нефтяники могут вводить новые месторождения на 5-7 лет раньше срока лицензионных соглашений"

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова: "В Югре нефтяники могут вводить новые месторождения на 5-7 лет раньше срока лицензионных соглашений"

             Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, где добывается около половины российской нефти, в 2018 году смог переломить десятилетнюю тенденцию снижения добычи и даже немного нарастил объемы. Способствовала этому политика региональных властей, которые предоставили нефтяным компаниям специальные налоговые режимы и устранили административные барьеры, что ускорило ввод месторождений. Нефтяники, в свою очередь, вкладывают немалые средства в социальное развитие региона. О подготовке к добыче "трудной" нефти, ожидаемых эффектах от новой системы налогообложения нефтяной отрасли и о том, как регион решил поддержать авиакомпанию "ЮТэйр", оказавшуюся в трудном финансовом положении, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" на полях Петербургского международного экономического форума рассказала губернатор Югры Наталья Комарова.

            - Наталья Владимировна, Югра не первый год участвует в Петербургском форуме. Насколько, по Вашему мнению, дни работы на форуме были продуктивными для региона? Какие основные достижения, договоренности можно выделить?

            - Мы подписали ряд соглашений с крупнейшими компаниями, работающими в нашем регионе: с "Роснефтью", "СИБУРом" и "ЛУКОЙЛом". Мы традиционно оформляем наши взаимоотношениями с компаниями в виде соглашений: они берут на себя обязательства из области социальной политики, включая образование, спорт, культуру, а также из области охраны окружающей среды. Регион, со своей стороны, берет на себя обязательства по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. От этого сотрудничества Югра получает неплохие результаты. Так, ежегодно крупные компании инвестируют в различные проекты регионального значения до 4 млрд рублей. С одной стороны, это важно для компаний, чьи работники живут в Югре, с другой стороны, это важно и для региона. Таким образом мы более комплексно и с более предпочтительной скоростью можем решать те или иные проблемы, связанные с социальной сферой.

            В этой связи упомяну об одном несколько особенном соглашении по созданию центра подготовки спортсменов в Когалыме, которое подписали на форуме компания "ЛУКОЙЛ", правительство Югры и министерство спорта России. Объем инвестиций в проект составит более 1 млрд рублей. "ЛУКОЙЛ" построит многофункциональный спортивный комплекс, где будут играть в теннис и футбол, причем, в сотрудничестве с теннисной федерацией и футбольным клубом "Спартак". В центре будут развивать и такой пока не очень популярный вид спорта, как керлинг. Мы хотим, чтобы центр стал площадкой всероссийского значения для этих видов спорта, поэтому в его создании принимает участие министерство спорта. С компанией "ЛУКОЙЛ" мы также недавно завершили проект по открытию филиала Малого театра в Когалыме, который аналогично создавался в рамках соглашения о сотрудничестве.

            Также мы подписали несколько соглашений с регионами: со Свердловской, Челябинской, Курганской и Тамбовской областями. Каждое из соглашений имеет свою ценность, прежде всего, они нацелены на увеличение товарооборота между субъектами. Мы прогнозируем, что от сотрудничества с этими регионами рост годового товарооборота Югры составит не менее чем 10%. Также важной договоренностью стало создание еще одной дороги из Югры в Свердловскую область. Автодорога Куминский - Карабашка - Герасимовка - Тавда даст возможность жителям целого ряда населенных пунктов Югры получить прямой выход в федеральную автотранспортную систему.

            - Экономическое благосостояние автономного округа базируется на доходах от добычи углеводородов. Как Вы оцениваете тенденции и динамику добычи углеводородов в Югре в последние годы? Какие видите проблемы и пути их решения?

            - Добыча нефти и газа - это компетенция нашего региона, и мы должны это реализовывать максимально эффективно. Мы уделяем большое внимание государственному регулированию, созданию условий для того, чтобы бизнес в этой сфере чувствовал себя комфортно на нашей территории и реализовывал свой основное назначение. За последние десять лет объемы добычи нефти в нашем регионе сократились на 15%. Объективно речь идет о "стареющих" месторождениях, естественно, теперь в них нужно больше вкладывать инвестиций для повышения коэффициента нефтеотдачи. При этом нужно вкладываться и в добычу трудноизвлекаемых запасов.

            Занимаясь этим вопросом, мы добились того, что в 2018 году в Югре впервые прекратилось снижение добычи нефти, и мы смогли нарастить добычу до 236,5 млн тонн, что на 1,2 млн тонн больше по сравнению с предыдущим годом. Это результат нашей работы, которую мы проводили в течение последних десяти лет, формируя специальные налоговые режимы для недропользователей: по налогу на прибыль, по налогу на имущество, создавая условия для внедрения новых технологий по повышению коэффициента нефтеотдачи. Свою роль сыграло и организационно-административное сопровождение нефтяных инвестиционных проектов, включающее согласование всех решений, получение разрешений. Благодаря отсутствию административных барьеров нефтяники могут вводить в эксплуатацию новые месторождения на 5-7 лет раньше, чем это предусмотрено лицензионным соглашением.

            При этом мы, безусловно, считаем важным диверсифицировать экономику. Это важно сегодня для молодых людей, которые интересуются какими-то другими видами деятельности, а не теми, чем занимаются их родители. Мир развивается, и нам нужно создавать такие условия для молодых людей, чтобы они получили профессию и могли ею воспользоваться там, где родились. В связи с этим мы усиливаем нашу политику протекций по лесозаготовке и лесопереработке, по нефтегазохимии, по производству оборудования, используемого в сфере ТЭК.

            - Актуальна ли для автономного округа проблема оттока молодежи?

            - У нас нет снижения численности населения, в нашем регионе одна из самых высоких рождаемостей среди других субъектов России. Мы хорошо растем по количеству многодетных семей. Чтобы не допустить оттока, мы предпринимаем те меры, о которых я сказала выше: чтобы молодой человек не уехал от нас, ему должно быть интересно, он должен получать за свою интересную работу хорошую заработную плату, должен иметь возможность создать семью и жить в достойных условиях. Поэтому создание необходимой инфраструктуры для жизни: детских садов, школ, автомобильных дорог, больниц, жилья, объектов культуры и спорта - это важнейшее для нас направление. И мы считаем, что эти наши вложения в будущем окупятся сторицей.

            - "Газпром нефть" уже два года реализует на территории Югры нацпроект "Бажен", который должен помочь нефтяникам активнее начать разрабатывать трудноизвлекамеые запасы. Каковы результаты работы проекта?

            - Проект "Бажен" для нас является трудновынашиваемым проектом, но сказать, что сейчас он вызывает какие-то опасения, я не могу. В проекте "Бажен" в настоящее время насчитывается 20 участников-партнеров. В рамках проекта уже пробурено десять высокотехнологичных скважин, с каждой из которых уже получен промышленный приток нефти. На этих скважинах испытано восемь новых российских технологий бурения и внутрискважинных работ при освоении нетрадиционных запасов. При этом сроки бурения высокотехнологичных скважин были сокращены с 47 до 35 суток, а срок проведения гидроразрыва пласта снижен в два раза - с 48 до 24 часов. Это важные составляющие, которые формируют экономику проекта. В сентябре 2018 года на базе окружного кернохранилища мы открыли современную геохимическую лабораторию, и она вошла состав создаваемого в регионе уникального центра исследования керна. Это очень важная часть нефтегазодобычи. Проект в работе.

            - С 1 января 2019 года Россия перешла на новую систему налогообложения нефтяной отрасли, включающую налогообложение с дополнительного дохода, в том числе и для месторождений Западной Сибири. Доволен ли регион новой системой налогообложения для нефтянки?

            - Мы довольны тем, что новая система введена. Мы считали, что текущее положение дел требовало пересмотра налоговой системы и поэтому настаивали на том, чтобы это произошло. Югра выходила с инициативой по замене налога на прибыль налогом на финансовый результат, спровоцировала и вывела в открытую плоскость эту тему. И по сути все это понудило государство не просто экспертно поговорить, а принять решение. В результате появилось законодательство, в котором налог на прибыль заменен на налог на добавленный доход (НДД). Нас это устраивает, потому что это - уже открытое движение. Новая система налогообложения действует пока не на свою отрасль, в нашем регионе в этот эксперимент включены 49 лицензионных участков. В нем задействованы все вертикально-интегрированные компании, работающие в Югре: "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть". Говорить об итогах рано, потому что система введена только в начале года. Но, по нашим прогнозам, если компании будут инвестировать в эти проекты, мы ожидаем увеличение поступлений в бюджет округа по налогам на прибыль организаций и на имущество ежегодно до 4 млрд рублей.

            - В ближайшие годы в Югре планируется строительство крупных инфраструктурных проектов в нефтяной отрасли? Или региону хватает имеющейся инфраструктуры?

            - Конечно, мы заинтересованы в реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной отрасли. В долгосрочной перспективе именно от них зависит развитие ресурсной базы и объем добычи нефти в Югре, а вместе с ними - и макроэкономическая стабильность автономного округа и России в целом, качество жизни каждого ее жителя.

            Одним из перспективных проектов является развитие Эргинского кластера компании "Роснефть". Кластер сформирован на основе интеграции инфраструктуры приобретенного на аукционе в июле 2017 года Эргинского лицензионного участка, а также Кондинской группы месторождений - Кондинского, Чапровского, Западно-Эргинского и Ново-Ендырского. Общая площадь лицензионных участков недр превышает 5 тыс. кв. км.

            Обеспечить ускоренное эффективное освоение ресурсного потенциала кластера позволит созданная в перспективе единая система транспорта, энергоснабжения и управления разработкой. Ввод в эксплуатацию месторождений Эргинского кластера позволит увеличить добычу нефти в автономном округе в среднем на 10 млн тонн в год.

            Стратегическим направлением для региона стали инвестиции компании "Салым Петролеум Дев. Н.В." в реализацию масштабного проекта "Южный хаб", в основе которого - кластерный подход к разработке залежей Салымской группы месторождений.

            Кроме того "Южный хаб" рассматривается как инкубатор новых технологий.

            Здесь же отметим разработку Западно-Зимнего месторождения компаний "Газпромнефть-Хантосом", ввод в эксплуатацию которого позволит увеличить добычу нефти в автономном округе.

            - Югра является крупным акционером авиакомпании "ЮТэйр", которая в последнее время испытывает финансовые трудности. Обеспокоен ли регион ситуацией в "ЮТэйр", базовым авиаперевозчиком Югры? Готов ли регион помогать авиакомпании, участвует ли в переговорах с кредиторами?

            - Авиакомпания "ЮТэйр" в настоящее время ведет переговоры со своими кредиторами и предлагает свое представление о том, как можно выйти из невыполненных обязательств. Переговорный процесс я комментировать не могу, поскольку правительство автономного округа не является участником переговоров. И к тому же они еще не достигли результата.

            Югра, как территория, где зарегистрирована "ЮТэйр", как акционер этой компании, и я, как губернатор, который должен обеспечить авиасообщение для своих земляков, заинтересованы в том, чтобы авиакомпания успешно работала. С 1 апреля правительство Югры совместно с "ЮТэйр" запустили новый проект: мы переписали внутрирегиональное маршрутное расписание, создали волновое расписание, где используются стыковочные рейсы. В эту систему авиасообщения включены восемь аэропортов, из них три международных - в Нижневартовске, Сургуте и Ханты-Мансийске. В эти минихабы собираются пассажиры из других городов, и уже из них люди вылетают в другие регионы нашей страны напрямую, а не через Москву, как раньше. Не у каждого региона есть такие возможности, такое количество аэропортов. И мы считаем, что нужно создать для людей условия пользоваться этим в полной мере.

            Мы ежегодно дотируем из бюджета авиаперевозки на территории Югры в размере 500 млн рублей, в новый проект мы вложили более значительные средства. И если говорить об "ЮТэйр" и нашем влиянии на ее состояние, то я бы назвала этот проект одним из тех, которые поддержат авиакомпанию. Новый проект даст возможность загрузить "ЮТэйр", повысив ее экономическую эффективность, увеличить пассажиропоток. И мы даже уже начали думать о вовлечении в этот проект других регионов, по крайней мере тех, откуда очень долго лететь до Москвы, как до единственного хаба. Так, например, жителю Чукотки для того, чтобы улететь в Самару, удобнее долететь до Сургута и оттуда - в Самару, чем лететь через Москву. Насколько это можно реализовать, покажет время, но жители нашего округа уже по достоинству оценили удобство новой системы авиаперевозок.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще