Эксклюзив 17 октября 2011 г. 08:50

Гендиректор ОАО "Архыз-Синара" Ю.Старков: "Курорты на Северном Кавказе - не паханое поле для инвесторов"

Гендиректор ОАО "Архыз-Синара" Ю.Старков: "Курорты на Северном Кавказе - не паханое поле для инвесторов"

Группа Синара после четырех лет подготовительной работы вступила в активную фазу реализации масштабного строительства горного курорта "Архыз" на Северном Кавказе. Уже к горнолыжному сезону 2011-2012 гг планируется сдать в эксплуатацию первые трассы. О планах и перспективах развития проекта в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор ОАО "Архыз-Синара" Юрий Старков.

- Юрий Борисович, расскажите, какие работы уже выполнены по созданию горнолыжного курорта "Архыз" и что запланировано сделать в обозримом будущем?

- На сегодняшний день мы приступили к реализации концепции развития всесезонного горного курорта на 25 тыс. человек в Карачаево-Черкесии, который должен состоять из 4-х туристических комплексов, расположенных на территории 16 тыс. га. Сейчас компания строит первый пусковой комплекс, который получил название "Архыз-1650".

Готова проектная документация и ведется строительство пяти гостиниц, административного здания, в конце года начнется возведение пожарного депо. Что касается непосредственно горнолыжной инфраструктуры, то уже идет строительство четырехместной кресельной канатной дороги пропускной способностью 1800 человек в час и протяженностью 860 м, двух горнолыжных трасс "зеленой" категории диной до 1000 м каждая. Все перечисленные объекты имеют исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию, прошли государственную экспертизу.

- Вы сказали, что первый поселок называется "Архыз-1650"? Прежде у него было другое название…

- Действительно, в проекте рабочее название первого поселка было другое - "Романтик". После обсуждения в правительстве Карачаево-Черкесской республики и с учетом мнения местной общественности, было принято решение назвать этот поселок "Архыз-1650", что соответствует высоте, на которой ведется строительство. По аналогии называют горнолыжные курорты Франции.

Такое же название носит совместное предприятие, учрежденное в 2011 году ОАО "Архыз-Синара" и ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" (КРСК, дочернее предприятие Внешэкономбанка - ИФ) с целью выполнения функций инвестора и застройщика объектов внутрипоселковой и горнолыжной инфраструктур курорта "Архыз".

- Сколько средств уже вложено на этом этапе проекта и сколько еще потребуется на его завершение?

- Инвестиционная емкость первого этапа - около 6,2 млрд рублей. На текущий момент в реализацию проекта (разработка проектно-сметной документации на объекты, получение исходно-разрешительной документации и прав на земельные участки, закупка оборудования и строительные работы) инвестировано около 700 млн рублей.

- Кто вкладывает деньги на стартовом этапе? Какова схема финансирования предполагается в дальнейшем?

- На текущем этапе инвестором выступает Группа Синара. С конца текущего года проектное финансирование будет обеспечено за счет предоставляемого кредита Внешэкономбанком.

- Какой предположительный срок окупаемости?

- При данной модели финансирования - около восьми лет.

- Когда должен будет быть реализован первый этап?

- К сезону 2013-2014 гг к перечисленным выше объектам добавятся еще шесть гостиниц, таким образом, их будет 11, spa-центр, ресторанный комплекс. По горнолыжной инфраструктуре - две гондольные канатные дороги, три кресельных канатных дороги и четыре ленточных транспортера. Таким образом, мы планируем создать порядка 1000 гостиничных номеров для проживания туристов с зоной катания 14,5 км и построить девять подъемников с различными техническими характеристиками.

- На кого рассчитан курорт: будет ли это местное население, скажем, юг России или это будут трассы и курорт такого уровня, который сможет притягивать туристов не только из России, но и из-за границы?

- Я думаю, что на первом этапе, с учетом того объема горнолыжного и гостиничного сервиса, который планируется ввести в эксплуатацию к 2014 году, мы будем ориентироваться в первую очередь на российских туристов, особенно на тех, кто проживает в сопредельных с республикой территориях - в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. В дальнейшем мы ставим перед собой амбициозные задачи сделать курорт европейского класса, в котором можно отдыхать круглый год. Зарубежные туристы едут на Домбай, Эльбрус, а значит, и курорт "Архыз" сможет вызвать их интерес.

- А сами горы насколько "конкурентоспособны" по сравнению с Домбаем и Эльбрусом?

- Эльбрус, как и Домбай - место для более экстремального катания, где очень много сложных трасс. Но в то же время склоны там находятся в заповедной зоне, где нельзя убрать валуны, произвести земляные работы по улучшению качества трасс, в то время как Архызское ущелье - широкое, имеет мягкие склоны, позволяющие кататься не только профессионалам в горнолыжном спорте, но и начинающим. В "Архызе" будут представлены все категории трасс: и черные, и синие, и красные, где сможет проявить себя каждый. Кроме того, одна из задач - создать курорт для комфортного семейного отдыха.

- Северный Кавказ в сознании многих россиян и потенциальных иностранных туристов представляется довольно рискованным для посещения регионом. Будет ли в этой связи создаваться какая-то дополнительная инфраструктура для обеспечения безопасности на курорте?

- На курорте "Архыз", как и на любом другом туристическом объекте, будут обеспечены стандартные меры безопасности. Речь не идет об ограждениях из колючей проволоки и высоких заборах, а об установке современного оборудования и системы слежения на территории курорта, внедрении современных методов реагирования на возможные негативные ситуации. Охраны, демонстративно разгуливающей с оружием на территории, не будет, напротив, мне, как туристу, это бы не прибавляло уверенности в безопасности, скорее, наоборот.

Надо сказать, что сегодня даже для высокопоставленных гостей, которые приезжают в Архыз, нет особого риска и, соответственно, необходимости делать что-то экстравагантное. А вот если мы говорим об инфраструктуре по обеспечению безопасности, то, конечно, все продумывается до мелочей - от станции МЧС, вертолетных площадок до видеонаблюдения и медицинского обслуживания гостей курорта.

- Как реализуется в проекте концепция частного и государственного партнерства - насколько значимо участие государства в проекте?

- Когда мы принимали решение об участии в этом проекте, никакой речи о кластерах и особых экономических зонах даже и не шло: было поручение президента РФ бизнес-сообществу о необходимости помочь в решении социальных проблем на Кавказе - создание рабочих мест и конкурентных отраслей экономики. Мы входили в этот проект, понимая, что он сложный и системообразующий для республики. Поэтому без поддержки со стороны руководства Карачаево-Черкесии и Южного федерального округа, а затем и Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) проект бы не получил свое развитие.

В прошлом году появилась новация - была создана госкорпорация "Курорты Северного Кавказа" (КСК), и территория Архызского ущелья, где мы ведем строительство, была включена в Северо-Кавказский туристический кластер.

Оценив то, что уже сделано на сегодняшний день по проекту нашей компанией и приняв во внимание активную фазу реализации проекта, при непосредственном участии аппарата полномочного представителя президента РФ в СКФО, ОАО "Курорты Северного Кавказа" и Внешэкономбанка было принято решение развивать проект "Архыз" как пилотную площадку Северо-Кавказкого туристического кластера. На ней будут отработаны принципы частно-государственного партнерства, которые впоследствии будут адаптированы и применены на других курортах кластера.

Задача в таком партнерстве государства и госкомпаний - снять инфраструктурные ограничения территории. Поэтому еще до появления госкорпорации "КСК", государство взяло на себя расходы по строительству подводящей магистральной инфраструктуры. В частности, за счет федеральной целевой программы "Юг России" ведется строительство линии электропередачи напряжением 110 кВ, автодороги третьей категории "Архыз - район гора Дукка", подводящего газопровода высокого давления протяженностью 68 км, системы водозабора и сетей водоснабжения, системы очистных сооружений и сетей канализации.

Горнолыжную инфраструктуру курорта на текущем этапе строит компания "Архыз-1650", но как только будет создана особая экономическая зона и введены в эксплуатацию эти объекты, их выкупит и будет эксплуатировать в рамках своих уставных задач госкорпорация "Курорты Северного Кавказа". А построенную гостиничную инфраструктуру мы будем эксплуатировать своими силами, в том числе с привлечением соинвесторов.

Я думаю, что партнерство государства, госкорпораций и частных инвесторов в таких проектах отвечает интересам всех сторон - государство и региональная власть решают социальные проблемы региона, госкорпорации обеспечивают создание благоприятных условий для гарантированных частных инвестиций, а бизнес получает успешные проекты.

- А особая экономическая зона создается под весь кластер или под каждый отдельный проект?

- Все курорты Северо-Кавказского туристического кластера находятся в разных местах, поэтому на каждой определенной территории будет своя особая экономическая зона. Они создаются для снятия инфраструктурных ограничений территорий, предоставления налоговых преференций для инвесторов, и, как следствие, привлечения инвестиций для развития данных территорий.

- Вы упомянули, что в этом году было создано общество "Архыз-1650", представляющее интересы Группы Синара и Внешэкономбанка.

- В 2010 году с целью создания в СКФО успешного инвестиционного бизнеса ГК "Внешэкономбанк" создала "Корпорацию развития Северного Кавказа". Поэтому вполне логично, что в текущем году Группа Синара и КРСК организовали совместное предприятие, в котором 14% акций принадлежит КРСК, 86% - Группе Синара. ВЭБ также предоставляет проектное финансирование компании "Архыз-1650".

Я считаю, что данная модель жизненно правильная - Внешэкономбанк через дочернюю компанию КРСК получает рычаги внутреннего контроля над проектом, может изнутри следить за оптимизацией и эффективным расходованием средств.

- Если разделить доли, которые в перспективе компания продаст и которые оставит за собой, то какова стоимость той и другой доли?

- Затраты на возведение горнолыжной инфраструктуры в первой подфазе проекта "Архыз-1650" - 2,5 млрд рублей; затраты на гостиничную, социальную и инженерную инфраструктуры - 2,7 млрд рублей.

- Как в дальнейшем будет проходить развитие гостиничной инфраструктуры?

- Мы планируем самостоятельно эксплуатировать данные объекты - пока они единичные и проблем с эксплуатацией не возникает. Рассматриваем вопрос о создании компании для управления гостиничной инфраструктурой и инфраструктурой гостеприимства - это более широкое понятие, в том числе, мы ставим задачу привлечь и соинвестров в данном проекте.

- Вы говорите о намерении создать курорт международного уровня. Будут ли привлекаться в качестве партнеров крупные западные гостиничные сети или вы рассчитываете исключительно на собственные силы?

- Мы рассматриваем разные варианты. Переговоры с международными гостиничными сетями ведутся, интерес у партнеров есть, но я не могу сказать, что уже есть зарубежные инвесторы, которые готовы вступить и реализовывать этот проект. Сами понимаете, то информационное поле, в котором существует Северный Кавказ, не очень благоприятно для зарубежных инвесторов - хотим мы об этом говорить или нет, но это на самом деле так. И одна из наших задач - сломать этот стереотип. Международные инвесторы, скорее всего, появятся, но спустя какое-то время.

- Какой частью строительства вы продолжите заниматься, когда заработают в полную силу "Курорты Северного Кавказа": продолжите строить дальше горнолыжную инфраструктуру или сосредоточитесь только на гостиничной?

- К концу 2011 года мы ожидаем, что законодательство об особых экономических зонах будет серьезно усовершенствовано, что в значительной степени облегчит создание кластера. "Курорты Северного Кавказа", по определению, будут строить и управлять горнолыжной и инженерной инфраструктурами кластера, мы же будем строить гостиничную и сопутствующую инфраструктуру.

- Вы работаете и живете в Карачаево-Черкесии уже пять лет. Как, по-вашему, изменился ли инвестиционный климат на Кавказе за эти годы? И, может, это только со стороны картина кажется не такой оптимистичной?

- У нас любят тиражировать и показывать именно те события на Северном Кавказе, которые вызывают определенные опасения и негатив не только у иностранцев, но и россиян. Надо показывать именно человеческое лицо Северного Кавказа, здесь живут прекрасные люди.

На самом деле на этой территории достаточный потенциал образованных кадров, квалифицированных рабочих, который надо использовать, вовлекать в процесс. Конечно, необходимо будет вложиться в то, чтобы переобучить часть специалистов, а молодым людям дать хорошее специальное образование. Но количество специалистов, в том числе в сфере гостиничных, туристических услуг постоянно растет, повышается их квалификация.

Я могу об этом судить, потому что мне приходится часто пользоваться сферой услуг гостиничного сервиса в Северо-Кавказском регионе. То, что было пять лет назад и сейчас - это очень большая разница. Я считаю, что на Северном Кавказе действительно положительная динамика есть, здесь постоянно появляется что-то новое. Не зря же сюда пришла "Корпорация развития Северного Кавказа" во главе с Внешэкономбанком.

- То что госбанк пошел вкладывать деньги, как раз можно списать на государственную политику…

- Я считаю, что улучшение на Северном Кавказе инвестиционного климата - это государственная задача и государственная политика. Бизнесу стало проще и понятней работать, когда он почувствовал поддержку именно государственных финансовых институтов. Что они делают? Они помогают инвесторам отладить бизнес-процессы, предоставляют заемное финансирование, участвуют через совместные предприятия в проектах.

Развитие бизнеса - это создание рабочих мест, развитие сферы образования и подготовки квалифицированных кадров, развитие сопутствующих отраслей. Большая часть республик Северного Кавказа экономически ориентирована на сельскохозяйственное производство, не имеющее надежных рынков сбыта. Создание современной туриндустрии на Северном Кавказе позволит привлечь к активному сотрудничеству предприятия аграрного сектора. Потенциал инвестиционных проектов на Северном Кавказе большой. Единственное, их нужно сформировать в экономические модели, "завернуть" в правильную обертку и выпустить на рынок.

- А с точки зрения ведения бизнеса, с профессиональных позиций?

- Бизнес, конечно, имеет свою специфику, есть определенная клановость, свой уклад в решении вопросов. Мы, кстати, тоже несем с собой определенные, назовем их европейскими, традиции, поэтому, со своей стороны, можем показать, методически научить, как вести бизнес более эффективно на партнерских отношениях с государством и госкорпорациями.

- Существует ли опасность "перетягивания" потенциальных туристов "Архыза" на горнолыжные курорты в Сочи, а особенно на те, что будут построены к Олимпиаде?

- Я не вижу прямой конкуренции со стороны сочинских курортов. Это абсолютно иной с климатической точки зрения регион: субтропики и наличие постоянного снежного покрова там - вещь достаточно непредсказуемая. В Архызе горнолыжный сезон может начаться в ноябре и закончиться в апреле. Это привлекательно для тех туристов, которые занимаются именно горнолыжным спортом. Летом здесь хорошие условия для экологического туризма, катания на горном велосипеде, рафтинга, велик интерес к древним историческим артефактам, которые находятся на территории Архызкого ущелья, по которому проходил Шелковый путь. Поле деятельности для инвесторов, желающих вложиться в курортную инфраструктуру на Северном Кавказе просто не паханое!

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще