Эксклюзив 12 марта 2014 г. 16:59

Гендиректор Группы Синара М.Ходоровский: "Сегодняшняя логика нашего развития - повышение эффективности функционирования существующих производств и холдингов"

Гендиректор Группы Синара М.Ходоровский: "Сегодняшняя логика нашего развития - повышение эффективности функционирования существующих производств и холдингов"

             Минувший, 2013 год, ставший тяжелым для многих компаний, Группа Синара преодолела с положительной динамикой по всем основным финансовым показателям. При этом компания не переставала инвестировать в свои предприятия и модернизировать производство. В настоящий момент одно из предприятий машиностроительного дивизиона Группы работает над уникальным мощным локомотивом - газотурбовозом, который способен заменить пять тепловозов. Кроме того, Синара осваивает новую для себя нишу легкорельсового транспорта. О новых разработках в транспортном машиностроении, о состоянии финансового бизнеса Группы, а также о развитии девелоперских и агрохозяйственных активов в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский.

            - Михаил Яковлевич, традиционно предлагаю начать с подведения итогов за 2013 год в целом по Группе Синара.

            - 2013 год был непростым, как и у всех, но в целом мы удовлетворены результатами. По предварительным итогам по выручке мы приросли достаточно серьезно, она составит порядка 57 млрд рублей (в 2012 году - 51,77 млрд рублей). Размер EBITDA будет 5,46 млрд рублей, а чистая прибыль составит около 3 млрд рублей. Это означает, что даже в условиях замедления экономического роста нам удалось обеспечить положительную динамику практически по всем направлениям деятельности.

            Эти показатели были достигнуты за счет расширения бизнеса дивизионов и наращивания объемов производства в минувшем году. Понятно, что такой рост требовал и соответствующих инвестиций. В 2013 году Группа инвестировала суммарно по всем направлениям порядка 13 млрд рублей. Учитывая макроэкономическую ситуацию, это было сделать непросто.

            - Какие направления бизнеса показали наибольшую динамику?

            - Я бы выделил проекты транспортного машиностроения, включая совместное производство с Siemens AG - "Уральские локомотивы".

            - Как продвигается работа по созданию электропоездов на "Уральских локомотивах", каков производственный план на 2014 год?

            - В 2013 году в рекордно короткие сроки завершено строительство нового завода по производству электропоездов. И могу без ложной скромности сказать, что это предприятие является одним из самых современных в мире как по технологии, так и по составу оборудования. А уже в текущем году в планах "Уральских локомотивов" выпуск девяти пятивагонных скоростных электропоездов "Ласточка" и проведение их сертификационных испытаний. Что касается локализации производства компонентов электропоезда в России, то мы с нашими партнерами движемся хорошими темпами в этом направлении - на сегодня уровень локализации достиг 62%. К 2017 году этот показатель превысит 80%.

            - Алюминиевые профили предприятие закупает в Китае, потому что в России не производят данную продукцию нужного качества. Между тем, вы вели работу по этому вопросу с "Каменск-Уральским металлургическим заводом", на какой стадии находитесь сейчас?

            - Мы продолжаем взаимодействие с КУМЗом по этой проблеме. Достигнуто соглашение о том, что до конца текущего года завод должен поставить нам пробную партию, чтобы оценить качество экструдированного алюминиевого профиля. Так что совместная работа идет.

            - А какова программа по электровозам в 2014 году?

            - В части выпуска грузовых электровозов "Уральские локомотивы" нарастили производство до 152 машин в год, в настоящее время ведется дооснащение завода, в результате которого мощность предприятия вырастет до 170 двухсекционных локомотивов в год.

            В прошлом году был создан опытный образец электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом "Проект 11201". В марте-апреле завершается важный этап его сертификационных испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке. Далее "Проект 11201" отправляется на скоростной испытательный полигон, где будут проверены динамико-прочностные качества локомотива. Во второй половине года электровозу предстоит пройти эксплуатационные испытания на одной из магистралей РЖД, электрифицированной переменным током.

            - Если более подробно говорить о Людиновском заводе: как сегодня обстоят дела, над какими новыми проектами работает предприятие?

            - Думаю, правильно начать с ретроспективы. В последние годы мы активно занимались проектированием инновационной продукции, которая сейчас переходит на ЛТЗ в стадию производства. Это процесс трудоемкий, заставляет перестраивать всю систему работы предприятия. Но с точки зрения долгосрочных целей расширение спектра выпускаемой техники, повышение ее инновационности несомненно увеличивает конкурентоспособность предприятия. С 2010 года разработаны и представлены рынку шесть видов нового тягового подвижного состава, такие как гибридный локомотив ТЭМ9Н, магистрально-вывозной тепловоз ТЭ8 и двухдизельный ТЭМ14.

            Также в минувшем году был создан, пожалуй, самый мощный локомотив - это газотурбовоз, который работает на сжиженном газе. Главными преимуществами этой машины является большая мощность и экономичность. Локомотив мы начали делать по заказу РЖД, сейчас газотурбовоз проходит испытание. Это очень непростой и сложный проект, поскольку нужно было создать инновационную машину в рамках действующего производства. Такой процесс требует особых усилий и, конечно, стабильного финансирования. Если все сложится удачно, то можно будет вести речь о выпуске нескольких десятков газотурбовозов в течение нескольких лет. Преимущественно они будут использоваться в северных регионах для грузовых поездов повышенной длины и массы.

            Кроме того, существует долгосрочная программа по модернизации оборудования ЛТЗ и перестройке всего технологического производства. Сейчас эта программа находится в стадии реализации, она требует серьезных инвестиций. Мы последовательно ведем эту работу, поскольку понимаем, что создание современных локомотивов требует внедрения новых современных технологий и оборудования, иначе повышение качества и снижение себестоимости выпускаемой продукции недостижимо.

            - РЖД сегодня единственный ваш заказчик?

            - В минувшем году до 90% продукции Людиновского тепловозостроительного завода поставлялось РЖД, в 2014 году это соотношение несколько поменялось. В портфеле заказов появились заказы от крупных добывающих предприятий газового сектора и металлургических заводов, их доля на сегодня составила примерно 40%. Но при этом речь не идет о сокращении объема производства для ОАО "Российские железные дороги". Мы готовы удовлетворить потребности и РЖД, и общепрома на те модели локомотивов, которые производятся на ЛТЗ.

            Активно развивается и сервисное направление по обслуживанию подвижного состава РЖД. В настоящий момент на полном сервисном обслуживании компании "СТМ-Сервис" находится 346 электровозов "Синара" серии 2ЭС6 (выпускается "Уральскими локомотивами"), более полутора тысяч конструктивных единиц локомотивов серий ВЛ10, ВЛ11 и 77 тепловозов маневрового парка. В планах компании продолжать участвовать в соответствующих конкурсах и расширять этот бизнес.

            - А по программе создания новых дизелей и дизель-генераторов в какой вы сегодня точке?

            - Сегодня УДМЗ, работающий в составе дивизионного холдинга "Синара-Транспортные Машины" (СТМ), уже приступил к производству первых опытных образцов двигателей, к концу 2014 года проведет их стендовые испытания. В рамках государственного контракта с Минпромторгом РФ разрабатываются мощные высокооборотные дизели от 1000-3000 кВт. Подготовлены девять технических проектов дизельных двигателей и семь технических проектов дизель-генераторов, которые будут применяться в тепловозостроении, судостроении, производстве автомобильной карьерной техники, малой энергетике. Кстати, с "Белазом" мы уже заключили соглашение о реализации совместной программы по применению нового двигателя на карьерных самосвалах грузоподъемностью 200-240 тонн.

            - Если продолжать разговор о рельсовом транспорте. В прошлом году Группа создала совместное предприятие с испанской CAF. Почему остановились на выборе именно этой компании в качестве партнера? На каком этапе развития "Городские Транспортные Решения" находятся сейчас?

            - После серьезной дискуссии и анализа ситуации на соответствующих рынках, имея большой опыт взаимодействия с зарубежными партнерами, понимая, как проводится трансферт технологий, было принято решение о развитии производства легкорельсового транспорта. Запланирован высокий уровень локализации, что позволяет нам как задействовать собственный потенциал, так и включать в этот процесс других российских контрагентов.

            Подчеркну еще раз, что было бы неправильно игнорировать мировой опыт и пытаться изобретать велосипед там, где этого делать не надо. Обсуждая проблемы развития легкорельсового транспорта, мы ознакомились с лучшими наработками ведущих мировых компаний в этой области. Испанская компания CAF работает давно и успешно, имеет огромный опыт создания оригинальных систем общественного транспорта. Их продукция востребована и продается на пяти континентах: это и низкопольные трамваи, и современные вагоны метро. В свою очередь, испанские коллеги тоже были чрезвычайно заинтересованы в нашем сотрудничестве, и итогом переговоров стала организация совместного предприятия "Городские Транспортные Решения". В очень короткие сроки был создан прототип вагона. Он был представлен в январе в ВВЦ в Москве, при этом мы выступили инициатором общественного обсуждения, в котором приняли участие несколько тысяч москвичей и гостей столицы, специалисты в сфере городского транспорта и представители машиностроительной отрасли. На Урале этот прототип можно будет увидеть на "Иннопроме". Из оперативных задач, которые сейчас стоят перед компанией - это организация производства для выпуска вагонов.

            - Изначально заявлялось, что "Городские Транспортные Решения" создаются для конкурса, который проводит ГУП "Московский метрополитен". Будет выставлено три лота, по одному конкурс уже проведен. Принимали ли вы в нем участие?

            - Создавая какое-либо совместное производство, мы ориентируемся, как правило, на участие во всех конкурсах и смотрим, в первую очередь, на потребности муниципальных образований, других потенциальных потребителей, которые могли бы заинтересоваться нашей продукцией.

            Однако в первом конкурсе Московского метрополитена мы участие не принимали, потому что он был объявлен на вагоны метро старого типа. Второй и третий ориентированы на вагоны нового поколения, и в них мы намерены выставить свою заявку.

            - Как обстоят дела в финансовом секторе? В январе текущего года произошла смена председателя правления СКБ-банка. Могли бы вы прокомментировать ситуацию, будет ли меняться стратегия развития банка?

            - СКБ-банк неплохо завершил год несмотря на то, что 2013 год отличался серьезными турбулентностями на финансовых рынках. Совет директоров всегда последовательно и очень тщательно подходил к оценке и контролю выстраиваемой в банке системы управления рисками. И это себя оправдало. Банк аккуратно и уверенно прошел все сложные периоды, и сегодня чувствует себя очень уверенно. У банка достаточный запас ликвидности, ну и рядом, конечно, акционеры, которые кратно в случае необходимости этот запас могут увеличить. Другой разговор, что изменения общей экономической конъюнктуры, ситуации непосредственно на финансовых рынках сказываются на объемах зарабатываемой прибыли. Если СКБ-банк раньше зарабатывал 3-3,5 млрд рублей в год, то в 2013 году - это около 2 млрд рублей.

            В истекшем 2013 году завершился пятилетний этап развития банка в рамках существующей стратегии и началась работа над новой дорожной картой следующего этапа развития.

            Сейчас уже ясно, что, к сожалению, в текущем году заметное оживление на рынках мы вряд ли увидим - ситуация остается непростой. Это означает, что контроль за работой банка будет очень серьезным. Кардинальных изменений в деятельности банка мы не планируем, но то, что считаем необходимым, будем делать. Прежде всего, речь идет о совершенствовании продуктовых линеек, системы продвижения банковских продуктов, повышении качества работы клиентских подразделений, сокращении издержек. Подчеркну, что безусловным приоритетом в работе как совета директоров, так и менеджмента, была и остается надежность банка, соответствие уровня его работы требованиям регулятора - Центрального Банка РФ. 2014 год потребует от всех участников финансового рынка переосмысления подходов, всем нужно будет всерьез перестраиваться. Это позволит выйти на новый уровень бизнеса, и я уверен, что в 2015 году СКБ-банк продемонстрирует существенно более высокую динамику.

            - Одним из бизнес-направлений Группы Синара является девелопмент. С какими результатами закончили минувший год по этому направлению? Какие задачи ставите на следующий?

            - Дивизион девелопмента в 2013 году показал очень обнадеживающие результаты, этот сектор нашего бизнеса существенно вырос. Необходимо отметить, что в прошлом году в рамках дивизионального холдинга "Синара-Девелопмент" произошли структурные изменения: появилась полномасштабная служба заказчика, создана проектная организация. Таким образом, компания сегодня готова к реализации проектов самого большого масштаба, к участию в них в любом качестве: девелопера, заказчика, генподрядчика, генпроектировщика.

            На 2014 год портфель проектов компании составил 660 тыс. кв. м, из них 290 тыс. кв. м - в Волгограде и 370 тыс. кв. м - в Екатеринбурге. Если говорить о жилищном строительстве, то в первую очередь следует выделить два проекта: микрорайон "Новый свет" в Волгограде и жилой комплекс "Крылов" в Екатеринбурге. Это новые форматы застройки - комплексное освоение территорий, предусматривающее создание в жилых районах всей необходимой социальной инфраструктуры.

            Кроме того, пройдя необходимые процедуры, мы готовы приступить к новому этапу развития проекта КОТ "Новокольцовский". Существует губернаторский проект по созданию индустриального парка на этой территории. Без сомнения, это новый уникальный формат, позволяющий говорить о современной тенденции урбанистического развития, когда на территории районов создаются условия не только для проживания населения, но и для работы. Причем обеспечивается удобная транспортная доступность. Такое полицентрическое формирование новых городских территорий сегодня активно обсуждается - это будущее и нашего мегаполиса. Мы ориентируемся на самый передовой опыт (Казань, Санкт-Петербург) и намерены взять все самое лучшее при развитии этого проекта как в архитектурном плане, так и с точки зрения формирования новой точки роста в регионе. Вполне вероятно, что какое-то из наших предприятий станет одним из первых резидентов этого индустриального парка.

            - Как развивается сегодня "Архыз"? Насколько он популярен среди туристов?

            - В 2013 году была открыта первая очередь этого всесезонного горного курорта. В первом курортном поселке "Романтик" построены две гостиницы классом три и четыре звезды, которые выполнены в европейском стиле. Курорт расположен в очень красивом месте с изумительной природой, рядом есть горячие минеральные источники. Построены дороги, газопровод и ЛЭП, канатные дороги, конечно, горные трассы и подъемники. На сегодняшний день гостиницы заполнены в среднем на 70%. Данный проект реализуется в формате государственно-частного партнерства. В настоящее время мы как раз обсуждаем с нашими уважаемыми партнерами, представляющими государство - ОАО "Курорты Северного Кавказа" - планы и различные варианты дальнейшего развития. Они связаны и с освоением новых горных склонов, строительством новых гостиниц и других инфраструктурных объектов.

            - В конце прошлого года агрохозяйство "Каменское" запустило новую очередь молочно-товарной фермы. Насколько интересен группе этот сектор бизнеса, какие видите перспективы?

            - Мы несколько лет инвестировали в этот проект (общий объем около 700 млн рублей). Новая ферма, построенная из клееного бруса, обеспечивает высокую экологичность содержания животных. Все производственные помещения оснащены самым современным оборудованием, хорошо благоустроена территория. Помимо наших инвестиций, для реализации этого проекта выделялись субсидии из областного и федерального бюджетов. Без этой помощи действительно было бы очень сложно. Производительность труда на новой ферме в 2-3 раза выше по сравнению со старой. Себестоимость молока снижена примерно на 25%.

            Продукция агрохозяйства востребована, поставляется в Каменск-Уральский и в другие города Свердловской области. Также "Каменское" сотрудничает с Parmalat и часть продукции пакетирует под собственной торговой маркой.

            - Если говорить о развитии Группы, она все время прирастает теми или иными бизнесами. Вы видите перспективные сферы, куда Группа могла бы зайти?

            - Одно из новых направлений Группы - это ломозаготовительный бизнес. В структуре Группы примерно полтора года назад появилась компания ЧерметСервис-Снабжение - один из крупнейших участников российского рынка заготовки лома черных металлов. В настоящее время мы не планируем для себя радикально новые сферы деятельности, хотя и не исключаем полностью какие-либо движения в эту сторону в будущем. Сегодняшняя логика нашего развития - в первую очередь повышение эффективности функционирования существующих производств и холдингов, ну и конечно, расширение спектра сопряженных бизнесов, предполагающих дополнительную синергию. Мне кажется, результаты, достигаемые Группой Синара на протяжении последних лет, подтверждают правильность выбора данного вектора.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще