Эксклюзив 6 мая 2014 г. 12:18

Директор по финансам ООО "ХКА" Н.Муругов: "В 2014 году мы планируем увеличить объемы переработки меди"

Директор по финансам ООО "ХКА" Н.Муругов: "В 2014 году мы планируем увеличить объемы переработки меди"

ООО "Холдинг Кабельный Альянс" ("ХКА"), образованное в 2011 году, объединило принадлежащие Уральской горно-металлургической компании кабельные активы, в том числе три завода по производству кабелей. В минувшем году компания показала рост по объемам переработки меди, а также пополнила перечень активов четвертым кабельным заводом - чешским Kabelovna Kabex. В интервью агентству "Интерфакс-Урал" директор по финансам "ХКА" Николай Муругов рассказал, для чего был приобретен европейский завод, а также о том, как в условиях нарастающей конкуренции предприятию удается сохранять лидирующие позиции на кабельном рынке РФ по объемам переработки меди, и поделился планами по модернизации производства и своим видением перспектив развития российского рынка кабелей.

- Николай Александрович, первый вопрос традиционный: подведите, пожалуйста, производственные итоги минувшего года в целом по холдингу.

- Минувший год был для нас достаточно неплохим. Мы выполнили планы, которые для себя ставили. В кабельной промышленности принято измерять производство в объеме переработки цветных металлов. Естественно, основной материал для нас - это медь. В общей сложности мы переработали около 40 тыс. тонн, что примерно на 4,3 тыс. тонн больше, чем в 2012 году. Если смотреть по заводам: основной флагман альянса - это завод "Электрокабель" в городе Кольчугино - порядка 21 тыс. тонн, "Сибкабель" - порядка 13 тыс. тонн и "Уралкабель" - порядка 5 тыс. тонн. Кроме меди мы перерабатываем алюминий. Не так много, как меди, конечно, порядка 8,5 тыс. тонн. Прирост к 2012 году - около 300 тонн.

- За счет чего удалось добиться таких показателей?

- В основном это увеличение продаж нашим традиционным покупателям в нефтяной и горнорудной промышленности. Очень тесно мы взаимодействуем с предприятиями железнодорожного транспорта, производителями вагонов и подвижного состава.

- На 2014 год планируете рост?

- Чуть больше, чем в 2013 году, в планах альянса - задача переработать около 50 тыс. тонн металла (меди и алюминия).

- Какова на сегодняшний день география поставок? Есть ли проблемы с выходом на новые рынки?

- Львиная доля - это внутренний рынок. Если говорим об экспорте, то это порядка 4,5% от общей суммы реализации. В первую очередь это страны Таможенного союза: Белоруссия и Казахстан, плюс Украина. В чем проблема есть? Высокая конкуренция - это раз, во-вторых, разные требования по сертификации. Поэтому нам не всегда экономически выгодно тратить большие деньги на сертификацию, чтобы продвигать свою продукцию на зарубежных рынках. Следует отметить неплохое продвижение товара именно в Казахстане. Там было увеличение практически в два раза. В этой стране у нас два направления реализации кабеля: крупные предприятия горнорудной промышленности и крупные дилеры, которые покупают кабель для последующей перепродажи.

- У кого вы сегодня закупаете материалы для производства своей продукции?

- В кабельных изделиях доля металла составляет порядка 80%. Естественно, что у нас основной поставщик меди - это УГМК. Получается, что в рамках холдинга УГМК мы замыкаем цепочку от добычи руды до получения конечного продукта. Помимо меди, мы потребляем алюминий, основные поставщики - предприятия холдинга "РусАл". Кроме того, достаточно большой перечень поставщиков материалов, которые мы используем при производстве оболочки, изоляции. Это всевозможные пластикаты, каучук, резина. В основном это, конечно, российские поставщики, но есть поставщики и из Евросоюза, которые обеспечивают нас высококачественными материалами. Мы в своей работе в первую очередь делаем акцент на качество, поэтому покупаем, может быть даже немного подороже, материалы за рубежом.

- Насколько сегодня загружены производственные мощности заводов альянса?

- Для производства тех или иных видов кабелей используется разное оборудование. Есть мощности, которые задействованы на 100%, потому что есть рынок, есть спрос и можно вести речь о расширении линий оборудования, которое позволит нам увеличить нашу выручку. В то же время есть незадействованные мощности, потому что спрос неравномерный, не по каждой номенклатуре нам удается получить тот маржинальный доход, который мы бы хотели, прибыль, которую ожидали. Поэтому там есть некоторые резервы.

- В феврале холдинг сообщил о регистрации торговой марки HoldFlex. Какие цели вы преследовали, почему появилась необходимость создать свою торговую марку?

- Как я уже сказал, конкуренция на рынке кабеля очень высокая. Мы, являясь лидером по такому показателю, как переработка меди, занимаем 8,6% рынка. Это лидер. Представьте, какое количество всех остальных. Практически все они выпускают одну и ту же продукцию. Чтобы нашим потребителям было проще ориентироваться, мы начали создавать свои собственные торговые марки. Holdflex - это гибкий силовой кабель, с улучшенными характеристиками по гибкости даже при эксплуатации в условиях низких температур, до минус 60 градусов. И, тем самым, мы говорим потребителям, что HoldFlex - это качество. Чтобы он не углублялся в характеристики, а ориентировался на название. Мы посмотрим результаты по работе с этой торговой маркой и будем думать, куда в этом направлении двигаться дальше.

- На любом рынке есть свои поставщики некачественной продукции. Насколько серьезно стоит проблема контрафакта для кабельного рынка?

- Конкуренция не всех сподвигает на повышение качества. Многие производители под видом хорошего кабеля делают некачественный. Что такое контрафактный кабель? Основная доля в кабеле - это проводящая жила. Уменьшив объем меди условно на 5%, производитель достигает существенной экономии при выпуске продукта и может продать этот кабель по более низкой цене, забирая рынок у добросовестных компаний. Кроме меди можно сэкономить на оболочке, на изоляции. Самое неприятное во всем этом, наверное, то, что потребители кабеля способствуют появлению такого контрафакта. Для многих потребителей, особенно в строительстве, основным фактором при выборе кабеля является цена. Купили подешевле, замуровали в стену, и уже неважно, что потом с этим кабелем будет. Мы стараемся и самостоятельно, и в рамках "Ассоциации "Электрокабель" с этим бороться.

- Насколько сегодня высока рентабельность производства?

- Кабельный бизнес сам по себе не очень высокорентабелен. В том числе на это влияет и очень высокая конкуренция. Поэтому мы, конечно, стараемся двигаться по пути снижения себестоимости по всем направлениям, не забывая при этом о качестве. Снижать себестоимость удается за счет собственного производства материалов и привлечения новинок, предложенных на рынке. Поиск материалов, которые более дешевы, но позволяют сохранить качество на должном уровне, идет постоянно. Также мы работаем над сокращением постоянных издержек, которые не связаны непосредственно с производством. Очень интересное направление, связанное со специализацией заводов: если нам экономически выгодно перенести производство какого-то вида кабеля с одного завода на другой, то мы делаем это. Кроме того, мы повышаем контроль использования материалов, что также снижает себестоимость.

- Николай Александрович, вы уже отметили, что модернизация производства позволяет сократить издержки. Какие инвестпроекты в настоящее время реализует альянс?

- Сегодня наш основной инвестиционный проект реализуется на "Сибкабеле" - это резиноделательное производство. Мы покупаем новейшее немецкое оборудование, я думаю, в мае оно уже будет поставлено на завод, в течение текущего года мы закончим монтаж и наладку, и с 2015 года начнем производить резину в достаточном для нас количестве. И что немаловажно, эта резина будет очень высокого качества. Если брать вместе со строительной частью, то затраты на реализацию всего этого проекта составляют порядка 800 млн. рублей.

Если говорить про "Уралкабель" и "Электрокабель", то там инвестиции не такие масштабные. Постоянно идет закупка нового оборудования, например, на "Уралкабель" мы закупаем оборудование по производству огнестойкого кабеля, по "Электрокабелю" - аналогичное оборудование по производству кабеля не распространяющего горение. Я думаю, что таких проектов в будущем будет больше. Естественно, что в процессе модернизации производства мы ориентируемся на запросы рынка.

- Недавно вы приобрели чешский кабельный завод. Чем вам интересен этот актив?

- Действительно, в конце 2013 года мы купили чешский завод Kabelovna Kabex. Небольшое, но перспективное предприятие, которое работает в том числе и на Россию. Это предприятие выпускает продукцию, которую мы по тем или иным причинам выпускать не можем. Например, есть такой продукт, как гермопроходка, которая используется на АЭС. С одной стороны не самый технологически сложный продукт, но, тем не менее, не все его умеют делать. А Kabex - один из ведущих производителей этого вида продукции в Восточной Европе. С учетом последних контрактов доля поставок продукции завода на экспорт и на внутренний рынок - 50 на 50. В России наши заказчики гермопроходок - предприятия Росатома. До того, как Kabex вошел в состав альянса, порядка 80% своей продукции он реализовывал на европейском рынке. Также на этом чешском заводе был реализован очень интересный инвестиционный проект по установке оборудования по производству различных пластикатов и, в том числе, эти пластикаты мы стали использовать на заводах Кабельного альянса. Это вопрос и качества, и цены.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще