Эксклюзив 3 июня 2016 г. 11:51

Врио гендиректора Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Е.Дарибабина: "Увеличивать взносы на капремонт правительство ХМАО в ближайшее время не намерено"

Врио гендиректора Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Е.Дарибабина: "Увеличивать взносы на капремонт правительство ХМАО в ближайшее время не намерено"

             ХМАО одним из первых регионов страны в 2014 году приступил к реализации программы по капремонту жилых домов. За это время властями региона была проделана огромная работа для формирования списка объектов, изучения их технического состояния, определения размеров взносов, донесения до жителей актуальности и необходимости новации. Тем не менее, спустя почти 2 года округ не дотягивает до среднероссийского показателя по сбору платежей за капремонт. И больше всего сдерживают регион два крупнейших города - Сургут и Нижневартовск, на которые приходится значительная часть задолженности. Обоснован ли нынешний размер взноса в округе, какое влияние оказывает экономический кризис на реализацию программы и с чем связан двукратный рост затрат на ее реализацию до 2019 года в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала врио генерального директора Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Елена Дарибабина.

            - Как реализуется программа капитального ремонта в ХМАО в нынешнем году? Какова динамика, если сравнивать с 2015 и 2014 годами? Сколько домов в регионе нуждается в капитальном ремонте?

            - Система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, реализуемого за счет собственников помещений - явление в нашей стране новое. Власти ХМАО приступили к реализации данной программы в числе первых регионов России. С сентября 2014 года мы начали начислять взносы на капитальный ремонт собственникам квартир и нежилых помещений, а первые ремонты в рамках программы состоялись уже в декабре того же года.

            Сегодня в окружную программу включено более 6,6 тыс. домов, в которых проживают свыше 420 тыс. югорских семей. Ее реализация рассчитана на 30 лет - до 2044 года, при этом первыми в очереди на капитальный ремонт стоят дома, которые были введены в эксплуатацию более трех десятков лет назад. Конечно, при условии, что за это время в них ремонт не проводился.

            Вся программа разбита на трехлетние периоды. В план капремонта на 2014-2016 годы вошел 971 дом с общим объемом финансирования более 5,8 млрд рублей. В 2015 году мы отремонтировали 303 дома на общую сумму порядка 1 млрд рублей. В нынешнем году запланировано выполнить работы в 668 домах. Их стоимость составляет свыше 4,8 млрд рублей.

            Сейчас идет формирование плана на следующий трехлетний период - с 2017 по 2019 год. В соответствии с программой, за это время мы должны отремонтировать около 1,2 тыс. домов. Для этого потребуется, по предварительной оценке, около 14 млрд рублей.

            - Как повлияла экономическая ситуация в стране на увеличение стоимости работ? Связано ли почти 2-кратное увеличение стоимости капремонта на 2017-2019 годы с кризисом и инфляцией?

            - Ни в коем случае! Мы обязаны выполнить тот объем работ, который предусмотрен в программе. Из ранее названных цифр видно, что почти на треть увеличилось количество домов. При этом предварительный объем финансирования рассчитан с использованием предельных (максимально возможных - ИФ) показателей стоимости по видам работ по капремонту, утвержденных правительством ХМАО. Они, кстати, не увеличивались с прошлого года, несмотря на инфляцию.

            Так, лифты за последнее время подорожали на 20%. Но у нас максимально допустимые затраты на замену одного лифта по-прежнему составляют 2 млн рублей. Сейчас проект краткосрочного плана рассматривают муниципальные образования для уточнения объемов, видов и стоимости работ.

            Мы все прекрасно понимаем, что у нас происходит с экономической ситуацией в стране. Есть две составляющие кризиса. Одна для подрядчиков - рост цен на материалы, ресурсы. Такое повышение цен оказывает существенное влияние на себестоимость работ. Другая составляющая - материальное состояние собственников квартир. К сожалению, доходы населения падают, поэтому мы стараемся свести влияние инфляционных процессов на стоимость капитального ремонта к минимуму. При росте цен на отдельные важные строительные материалы до 30% увеличение стоимости работ, которые мы оплачиваем подрядчикам, произошло не более чем на 5-6%.

            - Как вы оцениваете размер взносов на капремонт в ХМАО? Какое влияние на него оказывает экономический кризис? Не было ли планов снижать размер взносов?

            - Нас часто упрекают в неоправданно высоком размере взноса на капремонт (минимальный размер в регионе составляет от 8,55 до 13,85 руб. за метр квадратный, в зависимости от типа дома - ИФ). Вместе с тем, его величина должна обеспечивать выполнение капитального ремонта в конкретном доме с учетом стоимости материалов и работ. Среднестатистическая квартира в ХМАО площадью 60 "квадратов" со стоимостью взноса 12 рублей за "квадрат" соберет за 30 лет около 260 тыс. рублей. Вы, когда делаете в таком жилье текущий косметический ремонт - сколько денег тратите? А мы говорим о капитальном ремонте дома! О замене всех инженерных сетей, лифтов, крыш, ремонте и утеплении фасадов... Надо понимать размер цифр. Да, это лишнее бремя, которое ложится на собственников. Но ведь это для их же блага. Чтобы обеспечить им нормальные условия проживания.

            Снижение установленного размера взноса не позволит в полном объеме выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах для обеспечения нормальной эксплуатации зданий. При этом в округе размер взноса с сентября 2014 года не индексировался ни разу. И на сегодняшний день планов увеличивать его у правительства ХМАО нет. Мы понимаем, что уровень жизни у жителей округа не улучшается. Хотя, повторюсь, цены растут на все. Более того, и на федеральном, и на региональном уровне принимаются решения о предоставлении льгот и компенсаций при оплате взносов незащищенным группам населения - инвалидам, ветеранам, пожилым людям и многим другим.

            - Какова ситуация со сбором взносов с жителей в нынешнем году? Какова динамика, если сравнивать с 2015 и 2014 годом? Труднее ли становится работать с гражданами по сбору средств или, наоборот, к населению приходит осознание, что по счетам надо платить?

            - К концу 2014 года показатель сбора в ХМАО составлял чуть более 43%. Через год он вырос до 66,7%. На 1 мая текущего года - 68,7%. Если в рублях, то фактически собрано на 1 мая более 3,5 млрд рублей. Динамика положительная, что не может не радовать. Однако этого недостаточно.

            Сегодня мы все еще ниже среднестатистического показателя по стране, который превышает 76%. При этом у нас есть муниципалитеты, где уровень собираемости приближается к 100%: Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Радужный, Югорск, Белоярский район. Но, к моему большому сожалению, в крупнейших муниципалитетах округа - Сургуте и Нижневартовске - процент сбора немногим более 50%, в Мегионе едва перевалил за 40%. При этом львиная доля долга по региону за капремонт падает именно на эти города. Из общей суммы задолженности в 1,6 млрд рублей более 650 млн рублей приходится на Сургут, а жители Нижневартовска задолжали свыше 500 млн рублей.

            Отмечу, что лучше всего платят там, где строка "взнос на капитальный ремонт" включена в единый платежный документ за ЖКХ. Увы, не все управляющие компании в регионе идут нам навстречу в этом направлении. Работа фондом проводится постоянно, мы, наконец, достигли взаимопонимания с Мегионом, состоялись содержательные переговоры с управляющими компаниями Нижневартовска. Надеемся в ближайшее время увидеть положительный результат и к осени выйти на общероссийский показатель.

            - Как фонду удается влиять на улучшение ситуации в регионе по сборам взносов?

            - Стараемся использовать все доступные способы. Один из них - это широкое информирование граждан о новой системе капитального ремонта и принципах ее работы. Для этого стараемся использовать все доступные методы. Это и написанные простым языком буклеты, и брошюры, а также публикации в СМИ и сети интернет. В них мы рассказываем о правах и обязанностях собственников, системе капремонта, домах, где уже провели капремонт, а также даем экономические выкладки.

            На нашем сайте есть специальный раздел, где публикуются доступные ответы на часто задаваемые вопросы. Многие люди именно здесь черпают нужные сведения. Кроме того, у нас действует "горячая линия", которая в прямом смысле слова - "горячая", я бы даже сказала - раскаленная! Людям из-за большого числа обращений иногда приходится ждать соединения с оператором, чтобы получить ответ на свой звонок. Кроме того, мы проводим выездные семинары и встречи с собственниками жилья. Это эффективный инструмент информирования. У людей возникает масса вопросов по капремонту их домов, и такие встречи призваны снять большинство из них.

            - Обращается ли фонд в суд, чтобы взыскивать долги с неплательщиков?

            - У нас есть граждане, которые не платят с сентября 2014 года - с того момента, как им начали начисляться взносы за капремонт. На сегодняшний день число направленных должникам претензий приближается к 9 тысячам, на общую сумму, превышающую 130 млн рублей. Их рассылку мы начинаем, если долг достиг нескольких тысяч рублей. Предлагаем их погасить в досудебном порядке.

            Если человек не идет нам навстречу, то следует иск в суд и взыскание долга. Сегодня суды в ХМАО рассматривают около тысячи таких исков на сумму порядка 45 млн рублей. Уже приняты и первые судебные решения - все в пользу Югорского фонда капитального ремонта.

            Хочу отметить, что в таком случае должнику придется кроме основного долга оплатить за свой счет и судебные издержки, поэтому лишний раз призываю собственников помещений в многоквартирных домах своевременно оплачивать взносы.

            - Одной из проблем при капитальном ремонте является пассивность ряда жильцов - когда они в силу разных причин не открывают дверь подрядным организациям. Как решается этот вопрос?

            - Эта проблема остается одной из самых острых при ремонте внутридомовых инженерных сетей. Особенно она актуальна для многоэтажных домов.

            Зачастую, в случае отказа только одного из собственников от допуска подрядчика в квартиру для замены трубопровода, заложниками ситуации становятся жильцы всех квартир по стояку. Впоследствии в любой момент из-за изношенности труб может произойти прорыв и затопленными окажутся все, кто живет ниже отказника.

            У нас уже есть практика обеспечения доступа в квартиру для выполнения ремонтных работ в судебном порядке. В Сургуте судом были удовлетворены несколько подобных исков. С одной стороны, это хорошо. С другой, каждый суд - это время, затягивающее процесс ремонта, а сроки у подрядчика ограничены - например, при ремонте системы теплоснабжения необходимо успеть завершить работы до наступления отопительного сезона.

            Необходимо помнить, что обеспечение допуска к общему имуществу, расположенному в помещении собственника, для проведения капитального ремонта - это не право, а обязанность собственника.

            Проблем меньше там, где к решению подобных вопросов активно подключаются управляющие компании, соседи, совет по управлению домом.

            - Каким образом формируется очередность домов на капремонт в ХМАО? В той же Тюменской области для этого используется балльная система оценки конструктивных элементов - крыш, фундаментов, фасадов, инженерных коммуникаций...

            - Законом установлено, что в первую очередь ремонту подлежат наиболее старые дома, в которых капитальный ремонт не выполнялся ранее. В ХМАО для формирования программы управляющими компаниями, органами местного самоуправления была проведена полная инвентаризация жилого фонда, по итогам которой в информационную систему были занесены характеристики многоквартирных домов, сведения о годе ввода в эксплуатацию, о проведенных ремонтах, о техническом состоянии основных конструктивных элементов и инженерных сетей. Эти данные и легли в основу для определения очередности проведения работ.

            В то же время программа - это не статичный документ, в нее могут вноситься изменения и по срокам и по видам работ. Но для этого должны быть объективные обстоятельства. Необходимость переноса работ на более ранний срок должна быть подтверждена результатами обследования, выполненного специализированной организацией, а также заключением комиссии, которые должны быть созданы сегодня в каждом муниципальном образовании.

            Сегодня, если зайти на сайт Югорского фонда капремонта, можно увидеть по каждому дому, попавшему в программу, всю информацию - когда и какие будут проводиться работы, сколько накоплено средств на текущий момент. Информация абсолютно прозрачна.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще