Осенью 2016 года Федеральной таможенной службе России исполняется 25 лет. В преддверии знаменательной для таможенников даты об открытии универсального таможенного поста на юге Екатеринбурга, об участии в эксперименте по внедрению технологии автоматического выпуска деклараций и о влиянии санкций на поставки импортных продуктов в регион в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал начальник Екатеринбургской таможни Сергей Абросимов.
- Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о перспективах по переносу Орджоникидзевского таможенного поста, который теперь находится на улице Бахчиванджи. Чем будет заниматься этот пост? Каковы будут его объемы?
- Новое название таможенного поста "Орджоникидзевский" - Октябрьский таможенный пост. Новый адрес поста - Бахчиванджи, 2, в районе юго-восточной части Екатеринбурга, где расположен аэропорт "Кольцово", и которая определена транспортно-логистическими стратегиями Екатеринбурга и Свердловской области как зона, имеющая наибольший потенциал для развития современной логистики и способная стать основным распределительным центром товаропотоков Уральского федерального округа.
Орджоникидзевский таможенный пост создавался в конце 80-х - начале 90-х годов. В то время, конечно, не было такого плотного автомобильного потока, и долгие годы он благополучно исполнял свои функции. Но время диктует новые условия, количество грузов, доставляемых именно автомобильным транспортом, возрастает. В настоящий момент необходимо дать возможность городу вздохнуть, оставив дороги Екатеринбурга, в основном, для легковых автомобилей.
Место выбора поста как раз продиктовано тем, что старое расположение таможенного поста не позволяло быстро и оперативно со всех направлений (авиационного, железнодорожного и автомобильного) консолидировать грузы в одном месте. Близость аэропорта "Кольцово" обеспечивает нам очень хорошую логистику для транспортных компаний. Кроме того удобство работы с грузами обусловлено выходом на Транссибирскую магистраль - это станция "Кольцово" Свердловской железной дороги, и на основные автотранспортные магистрали Свердловской области - в направлении Москвы, Перми, Тюмени, Челябинска, Серова и Кургана, минуя дорожную сеть Екатеринбурга и не загружая ее дополнительно.
Новый уникальный склад временного хранения площадью более 12 тыс. кв. метров и 2250 куб.м. закрытых помещений позволяет одновременно размещать порядка 50 крупногабаритных автотранспортных средств и 100 железнодорожных контейнеров.
Важным стартовым сервисом "Екатеринбургского таможенного терминала" является его график работы. Мы работаем с 9:00 до 20:00 часов, что обеспечивает всем участникам внешнеэкономической деятельности гарантированную выдачу товаров со склада временного хранения в день их выпуска.
Имеется также возможность помещения на склад товаров, требующих особых условий хранения. В ближайшем будущем непосредственно на территории терминала планируется организация лаборатории Россельхознадзора на предмет ее безопасности, а также установка холодильного оборудования, позволяющего за кратчайший промежуток времени осуществить заморозку продуктов.
- Расскажите об эксперименте, который начался прошлым летом, по совершению таможенных операций с применением принципа "раздельного контроля". Таможня также находилась в числе объектов пилотной зоны по внедрению технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) выпуска деклараций на товары. Можно ли подвести какие-то итоги?
- Уже несколько лет назад руководство Федеральной таможенной службы приняло решение о переводе всего массива документов, которые представляются участниками внешнеэкономической деятельности, в электронный вид, используя систему интернета. Сейчас мы перешли на стопроцентное оформление деклараций на товары в электронном виде - ушло в прошлое предоставление в таможенные органы документов на бумажных носителях.
Кроме этого Екатеринбургская таможня по решению Федеральной таможенной службы участвует в эксперименте по консолидации всего декларационного массива на одном таможенном посту. На Урале именно Екатеринбургская таможня была выбрана как первая экспериментальная площадка для этого. Основная масса - более 80% всех деклараций, которые подаются в Екатеринбурге и Свердловской области, подается непосредственно в Центр электронного декларирования. Надеюсь, наш опыт и наработки помогут Федеральной таможенной службе, и в скором будущем 100% всех товаров будут оформляться именно в Центрах электронного декларирования.
Централизация в ЦЭД декларационного массива обеспечила высокий рост сразу нескольких показателей: во-первых, произошло более чем десятикратное увеличение декларационного массива в Екатеринбургском ЦЭД; во-вторых - расширение декларируемой номенклатуры товаров более чем в 2 раза; в-третьих, количество участников внешнеэкономической деятельности, производящих таможенное оформление в Екатеринбургском ЦЭД, увеличилось в 3,5 раза. Это не означает, что участникам внешней экономической деятельности необходимо подъезжать в Екатеринбург, если они находятся в других городах Свердловской области. Все декларации подаются по каналам связи через интернет, поступают в Центр электронного декларирования Екатеринбургской таможни, и это во много раз снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности.
Главным положительным результатом стало существенное снижение временных издержек, так, по экспортным декларациям время оформления сократилось более чем на треть, а по импортным - больше чем на 40%.
- Не приведет ли внедрение информационных технологий к увеличению махинаций с таможенными декларациями?
- Наше внутреннее информационное рабочее пространство защищено от несанкционированного входа специальными программами с высокой степенью защиты. Поэтому каких-либо случаев утечки информации, связанных с тем, что документы предоставляются в электронном виде, не возникало ни разу.
- Как будет происходить взаимодействие таможенных постов в рамках грядущего Иннопрома? Какой вы получили опыт по итогам выставки в прошлом году?
- Товары, ввозимые к международной промышленной выставке "Иннопром -2016", как и товары, которые ввозятся для проведения российско-китайского ЭКСПО в Екатеринбурге, в зависимости от целей ввоза, могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Помещение товаров под таможенные процедуры и таможенный контроль планируется осуществлять на новом Октябрьском таможенном посту, который расположен опять же в непосредственной близости от нашего выставочного "ЭКСПО-центра".
Можно сказать, что за прошедшие годы Екатеринбургская таможня накопила опыт работы по оформлению товаров для международных выставок. Если в прошлом году при подготовке к проведению выставки "Иннопром-2015" некоторые вопросы все-таки возникали, например, в части идентификации ввозимых товаров, то в этом году при проведении совещания при губернаторе, правительства Свердловской области, со всеми представителями иностранных государств-партнеров данной выставки позволило исключить подобные ситуации.
- Предпринимаются ли меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, упрощению таможенного оформления товаров?
- Для упрощения таможенных формальностей Федеральной таможенной службой России, проводится планомерный процесс формирования "зеленого сектора" участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время используется более 40 критериев, позволяющих оценить их деятельность. К добросовестным предприятиям, крупнейшим игрокам на внешнеэкономическом рынке, имеющим категорию "низкого уровня риска" не применяются такие меры, как, например, таможенный досмотр товаров, экспертиза товаров и документов, подтверждающих заявленные таможенному органу сведения.
Самые крупные компании и заводы, которые работают на территории Свердловской области, входят в "зеленый сектор". Мы понимаем, что данные предприятия никуда не денутся, это не фирмы-однодневки, у них и капитал, и имидж предприятия на внешнем рынке сформирован. Руководство этих предприятий заинтересовано в том, чтобы комплектующие и товары поступали очень быстро к ним, и они не несли никаких издержек для хранения товаров на железнодорожных станциях, на складах временного хранения.
- Список предприятий пополняется?
- Если это производственные компании, то, конечно же, пополняется. Это не фирмы по предоставлению каких-то услуг, у которых уставный капитал - 10 тыс. рублей, и никакой ответственности они больше за ввезенный на таможенную территорию груз не несут.
- Как вы боретесь с ввозом контрафакта? Как он выявляется? Количество контрафакта в Екатеринбурге растет или уменьшается? Какая продукция чаще всего подделывается?
- Контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности осуществляется не только в отношении товаров, реализуемых в торговой сети, но и в процессе декларирования товаров при ввозе их в нашу страну на территорию стран таможенного союза, в том числе и в международных почтовых отправлениях. При таможенном оформлении импорта действует система управления рисками, где особое внимание обращается на категории товаров, в отношении которых велика вероятность подделки.
Федеральной таможенной службой составлен и ведется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) на основании заявлений правообладателей. В настоящий момент в него включено более 4 тыс. объектов интеллектуальной собственности, как российских, так и иностранных. Именно включение в него товарного знака - основа для действий таможенников.
Но если раньше подделки, обращающиеся на территории Таможенного Союза, были преимущественно иностранного происхождения и поступали в основном из КНР и стран Юго-Восточной Азии, то сегодня возрастает доля поддельной продукции отечественного производства. Поэтому специалистами Екатеринбургской таможни совместно с полицией проводятся проверочные мероприятия, направленные на пресечение оборота контрафактной продукции на внутреннем рынке на территории Свердловской области.
В текущем году в ходе совместных рейдов выявлено почти 44 тыс. единиц контрафактной продукции, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях и 2 уголовных дела.
К примеру, если за прошлый - 2015 год - подразделениями таможни выявлено и изъято более 50 тыс. единиц контрафактной продукции, то с начала нынешнего - уже более 64 тыс. таких единиц продукции.
Если говорить о наиболее "рисковых" товарных группах импортных поставок, то в основном чаще всего подделываются спортивная одежда и обувь известных торговых марок, детские товары, а также детские игрушки.
- Есть ли понимание, как изменились потоки завоза продуктов питания в связи с вводом санкций? Из каких стран уменьшился ввоз, насколько? Из каких - напротив - увеличился?
- До введения отдельных специальных экономических мер в Екатеринбургской таможне зарегистрирован ввоз порядка 18 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из-за рубежа, из них 86% приходилось на страны Евросоюза, основная продукция которых составляла сыры, фрукты и овощи.
После вступления санкций произошло резкое уменьшение объема ввоза данной продукции - более чем на 95%. В основном, ввозились только овощи и фрукты из Сербии, Абхазии, Албании, Афганистана, Китая, Украины и Узбекистана.
Если сравнивать с 2015 годом, то география ввоза плодоовощной продукции не изменилась, основными странами-поставщиками являются Китай и Сербия. Хотя основные объемы ввоза данной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно, но снизились. Это связано с прекращением ввоза товаров из Турецкой Республики.
- Сергей Викторович, Вы проработали в должности начальника таможни уже почти год. На Ваш взгляд, какие первоочередные проблемы необходимо было решить, или, возможно, уже это сделано?
- За те несколько месяцев, которые я проработал в должности начальника Екатеринбургской таможни, учитывая опять же предыдущий опыт работы в Кольцовской таможне имени В.А.Сорокина, сделано самое главное - это перенос таможенных постов из Екатеринбурга ближе к объездной дороге. Мы уже говорили о переносе таможенного поста Орджоникидзевский на юг города. Кроме этого в начале июня было принято решение о перемещении таможенного поста Верх-Исетский, который находился в центре Екатеринбурга, на улицу Строителей. Это место приближено к северной части нашего города.
Таким образом, в Екатеринбурге сейчас - два крупных транспортно-логистических узла: один - на юге, где и располагается Октябрьский таможенный пост и мультимодальный терминал по обработке грузов, и второе место - это северная часть нашего города, которая близка к выходу на направления Нижнего Тагила и Перми. Это - основное, чем я, в принципе, уже горжусь, - что удалось сделать за достаточно небольшой промежуток времени.
Кроме этого в Екатеринбургской таможне формируется коллектив, деятельность которого выстроена с учетом внедрения информационных технологий, создания Центра электронного декларирования. Необходимо было пересмотреть и осуществить изменения штатной структуры таможенных постов, которые находились в малых городах Свердловской области, где произошло, конечно же, значительно сокращение, в связи с тем, что контроль и проверка документов, предъявляемых при декларировании, там уже не осуществляется, осуществляется только фактический контроль. Это позволило нам сократить некоторые издержки, оптимизироваться и сэкономить бюджет Российской Федерации.
Я понимаю, что мир не стоит на месте, внешнеэкономическая ситуация вокруг России и стран Таможенного союза будет изменяться. Но в будущее все-таки смотрю с оптимизмом. Мы надеемся, что, так называемое "сложное время", для многих наших предприятий позволит в большей степени развивать экспортную направленность, выйти на международный уровень и в то же время - осуществить импортозамещение на внутреннем рынке. Екатеринбургская таможня оказывала и по-прежнему будет оказывать содействие участникам внешнеэкономической деятельности, создавая режим максимального благоприятствования для их внешнеторговой деятельности, снижая все возможные издержки, с целью увеличения товаропотока и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Все это, в конечном итоге, увеличивает инвестиционную привлекательность нашего региона, помогает развивать его экономику.
Участники ОПГ на Урале пойдут под суд за ряд тяжких преступлений
Тюменской пенсионерке заплатят компенсацию за перелом на скользкой дороге в центре Екатеринбурга