Эксклюзив 20 июля 2016 г. 17:19

Замгубернатора Тюменской области В.Вахрин: "Нужно использовать все инструменты для эффективного управления сферой ЖКХ"

Замгубернатора Тюменской области В.Вахрин: "Нужно использовать все инструменты для эффективного управления сферой ЖКХ"

            В Тюменской области в марте текущего года утверждена "дорожная карта" по развитию государственно-частного партнерства. Вовлечение частных инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства - безусловно, одно из наиболее сложных ее направлений. Между тем, у региона уже есть первые успехи в этом направлении. О них и о перспективах развития государственно-частного партнерства в области ЖКХ в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.

            - Вячеслав Михайлович, как удается заинтересовать бизнес вкладывать деньги в проблемную и убыточную сферу ЖКХ?

            - Проводя политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), мы исходим из того, что при правильном выстраивании отношений государства и бизнеса достигается колоссальный эффект. Определяющим критерием эффективности любого процесса является заинтересованность участников в конечном результате, поэтому правильно распределить роли в начале пути - уже залог успеха. Только экономический, финансовый интерес частного собственника к качественному итоговому продукту позволяет сделать процесс его создания эффективным. Он стимулирует снижать издержки, делает оптимальным соотношение цены и качества.

            Возьмем для примера создание сетей электро-, водо-, тепло-, газоснабжения, водоотведения - как было раньше? Из бюджета выделялись значительные средства, затем проводились торги, приходили подрядчики, "осваивали" бюджетные деньги, строили сети. Потом мы оформляли построенное в государственную собственность и тотчас начинали процесс закрепления этого имущества за хозяйствующим субъектом - оператором сетей. Какая основная цель при таком подходе у подрядчика? Заработать деньги на строительстве! У него нет задачи дальнейшей эксплуатации этих сетей, а соответственно и нет большой заинтересованности в качестве этих объектов, как, впрочем, и в ускорении сроков строительства. С другой стороны, разве у органов власти есть интерес к снижению издержек и ускорению процесса, если чиновники вкладывают не свои средства и не отвечают за дальнейшую эксплуатацию, но, участвуя в длительном процессе, все время оказываются "при деле"? Ответ очевиден. В результате ресурсоснабжающая организация получает кем-то созданные и закопанные в землю объекты, по сути - "кота в мешке". Практика показала, что объекты, построенные по такой технологии, имеют низкое качество при немалых затратах на их создание.

            - Возможен ли иной подход при ГЧП?

            - Этот процесс можно организовать иначе, предоставив возможность самим ресурсоснабжающим организациям создавать сети. Ведь сети - это инфраструктура, необходимая им для реализации ресурсов потребителям. И кто, если не они, заинтересованы в ее качестве? Некачественные сети требуют повышенных затрат, вызываемых сверхнормативными потерями и частыми ремонтами. При этом такие потери не включаются в тариф на ресурс, а значит, это прямые убытки организаций. А чтобы возникал стимул к экономии средств на строительство, нужно, чтобы на эти цели тратились не бюджетные средства, а инвестиции самих поставщиков ресурсов.

            Несколько лет назад мы задались целью выстроить по-новому систему создания коммунальной инфраструктуры. Предложили частному партнеру - ресурсоснабжающей организации, заинтересованной в хорошем качестве сети, вложить в строительство собственные средства, гарантировав при этом возврат инвестиций при условии обоснованности понесенных затрат. При подходе, когда компания изначально вкладывает собственные средства, а сможет их вернуть лишь при определенных условиях, она заинтересована вложить денег как можно меньше, но не сэкономив при этом на качестве построенных объектов.

            - Эксперимент был удачным?

            - Да, нам это удалось. Такой подход обеспечил самое лучшее соотношение цены и качества, так как финансовые издержки были снижены до минимума, а качество повысилось до оптимально необходимого. Этот механизм в некоторых случаях позволяет вообще уйти от использования бюджетных средств. Например, такой подход мы реализовали при строительстве сетей газоснабжения.

            - Тюменской области удалось значительно улучшить показатели газоснабжения региона благодаря совместному проекту с "Газпромом". ФАС даже рекомендовала распространить этот механизм на другие регионы. На чем основан успех?

            - Развивая систему газификации региона, мы предложили "Газпрому" самостоятельно строить сети и оформлять их в собственность. Сами при этом определили источники возврата инвестированного капитала и провели полную ревизию всех муниципальных образований Тюменской области. Определили, к каким из них подводить газопроводы, а какие экономически целесообразнее отапливать, используя иные источники энергии. Если затраты на строительство сети большие, а объем потребления газа маленький, это неизбежно приводит к высокому тарифу на транспортировку газа. Неоправданно дорогой ресурс востребован у потребителя никогда не будет. Так в регионе появилось понятие "эффективная газификация", на основе которого и была сформирована программа газификации Тюменской области на 2014-2017 годы.

            Успех превзошел все наши ожидания. Протяженность газопроводов, введенных в эксплуатацию в 2015 году, более чем в 8 раз превысила уровень 2013 года. При этом бюджетное финансирование на данные цели сократилось более чем в 8 раз. При этом средства региона направляются преимущественно на предоставление субсидий гражданам льготных категорий на газификацию жилых домов и квартир. За 2014-2015 годы в рамках программы построены 83 объекта газораспределения общей протяженностью 388,4 км. Благодаря использованию ресурсного метода при определении стоимости строительства данных объектов, было сэкономлено 752,9 млн рублей. Эти средства были вложены в выполнение дополнительных мероприятий. Также был введен не имеющий аналогов в России механизм "комплексного договора поставки газа", в рамках которого производится полный перечень работ, необходимых для подключения к сетям и начала использования голубого топлива.

            - Вячеслав Михайлович, а на текущий год какие планы по газификации?

            - В текущем и последующем, 2017 году, планируется построить 108 объектов протяженностью 792,9 км. К концу 2017 года доля газифицированных населенных пунктов Тюменской области составит 74%, а доля жилья, отапливаемого природным газом, - 94%.

            - Предполагается ли продолжить программу газификации после того, как будут построены все запланированные на этот срок объекты?

            - В 2017 году планируется дополнить данный документ мероприятиями, необходимыми для продолжения газификации региона. В последующие годы инвестиционный потенциал планируется направить на реконструкцию газопроводов с увеличением пропускной способности сети, строительство газораспределительных станций - объектов более капиталоемких, нежели сети. А также, поскольку жизнь не стоит на месте, через матрицу "эффективной газификации" продолжить строительство сетей в развивающихся населенных пунктах Тюменской области.

            Нам удалось сформировать понимание, что газоснабжающей организации важно именно продавать газ, а не зарабатывать на строительстве сетей. Перейдя на ресурсный метод ценообразования, "Газпром" строит сети по себестоимости, то есть в больших объемах, получая при этом большее количество потребителей. А когда "Газпром" строит сети, на которые есть источник возврата капитала, возникает вопрос: зачем брать с потребителей плату за технологическое присоединение? Фактически мы могли бы в рамках программы присоединить всех желающих бесплатно! И "Газпром" с этим согласился. Однако сделать это не позволяет действующее законодательство, согласно которому газоснабжающая организация на сегодняшний день обязана брать плату с потребителя за техприсоединение. Мы подготовили соответствующие законодательные инициативы и очень надеемся, что получится их реализовать.

            - Как Вы оцениваете реализацию уже действующих концессионных соглашений, в частности, проекта по сортировке твердых коммунальных отходов?

            - Первое концессионное соглашение в Тюменской области - это именно этот проект. Он находится в стадии реализации. Объем частных инвестиций - 1,5 млрд рублей. На сегодняшний день есть понимание, что будет построено, на каких земельных участках и в какие сроки. Кстати, сроки выполнения работ пока опережают запланированные, и мы надеемся, что в конце следующего года строительство будет завершено, объекты - запущены. Это межмуниципальные мусоросортировочные заводы в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске, а также две мусороперегрузочные станции в Тюмени и Тюменском районе. Рассчитываем, что введение нового порядка позволит вовлечь в цивилизованное обращение порядка 80% твердых коммунальных отходов.

            - Финансируется ли этот проект из бюджета?

            - В этом случае бюджетного финансирования не потребовалось. Это тот пример, когда эксплуатация самого объекта позволяет вернуть вложенные средства. Это произойдет исключительно за счет финансово-хозяйственной деятельности самих объектов. Мы формируем такую систему, которая позволяет, не увеличивая нагрузку на потребителей и не тратя бюджетные средства, создать условия, при которых частный партнер - концессионер вкладывает деньги в создание этой системы, эксплуатирует ее и возвращает инвестиции.

            - Все ли Вас устраивает в концессионном законодательстве?

            - Концессионное законодательство новое, до конца не устоявшееся, к нему есть очень много вопросов. Например, непонятно, почему для объектов ЖКХ инструментом ГЧП может быть исключительно концессия. На мой взгляд, это нелогично. Концессия предусматривает, что создаваемые объекты остаются в собственности публичного партнера, то есть власти. А настолько ли ей нужны сами объекты ЖКХ? Скорее, не нужны. Для нас важно обеспечить именно процесс снабжения потребителей ресурсами, а не владеть этой собственностью.

            Если качество и надежность обеспечиваются деятельностью частного партнера, естественного монополиста, контролируемого государством, в том числе посредством установления тарифов, настолько ли важно, чтобы имущество, используемое им, находилось в публичной собственности? Еще раз повторюсь: только частный собственник наиболее заинтересован беречь свое имущество и может быть максимально эффективным.

            Мы, в свою очередь, с одной стороны, подстраиваемся под действующее законодательство и работаем в тех условиях, которые имеем. С другой стороны - постоянно формируем законодательные предложения, говорим о том, что подходы нужно усовершенствовать, расширить механизмы, дать возможность использовать все инструменты для эффективного управления исторически находящейся не в лучшем состоянии сферой ЖКХ.

            - Несмотря на существующие проблемы законодательного регулирования, заходят ли инвесторы в сферу ЖКХ? Появилась ли конкуренция в отрасли?

            - Инвесторы в сферу ЖКХ заходят. Активность зачастую обусловлена не самим желанием осуществления частных инвестиций в эту сферу, а стимулированием этого процесса со стороны государства. Не секрет, что по итогам приватизации все лучшие крупные объекты и системы уже находятся в частной собственности. У муниципалитетов остались невостребованные в ходе приватизации системы - это более изношенные, менее привлекательные с точки зрения соотношения затрат и объема услуг объекты. Решить вопрос их модернизации только за счет бюджета невозможно, потому что требуется слишком большой объем инвестиций. А тарифные решения были сформированы таким образом, что не позволяли системе "воспроизводиться" и фактически не были экономически обоснованными. Таким образом назрела проблема накопленных недовложений в отрасль, которую без частного партнера решить невозможно.

            Государство сейчас практически за руку приводит частных инвесторов и создает условия, при которых они могут вложить свои деньги. Но процесс этот действительно ручной, непростой. Очереди желающих взять объекты в концессию в сфере ЖКХ у нас нет. Но, тем не менее, удалось сформировать условия, при которых частные инвесторы проявляют интерес к объектам ЖКХ. В частности, уже в текущем году идет работа по передаче в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в семи муниципальных образованиях: в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске, Заводоуковском городском округе, а также Уватском, Тюменском и Нижнетавдинском муниципальных районах.

            - То есть говорить о конкуренции в этой отрасли пока рано?

            - Да, об этом пока рано говорить. Слишком много еще факторов, которые не позволяют инвесторам чувствовать себя защищенными. Много нерешенных вопросов и с точки зрения тарифообразования, и функционирования самих систем, и с точки зрения правил организации ресурсоснабжения.

            - Сколько сейчас в регионе реализуется проектов ГЧП в отрасли ЖКХ, каков объем внебюджетных инвестиций?

            - Сейчас в коммунальной сфере реализуется порядка 140 мероприятий по модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в рамках инвестиционных программ. 30 ресурсоснабжающих организаций вовлечены в этот процесс. Общий объем финансирования проектов превышает 3 млрд рублей.

            - Какой вид господдержки наиболее эффективен в сфере ЖКХ?

            - Что касается господдержки инвесторов в коммунальной сфере, одной из наиболее действенных ее форм является финансовая поддержка государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, объем выделяемых средств на реализацию проекта может достигать 300 млн рублей.

            В Тюменской области пилотным проектом, модернизацию которого планируется осуществить с привлечением поддержки госкорпорации, является реконструкция Соколовского водозабора и его водоочистных сооружений в Тобольске. Общая стоимость проекта составит 623,8 млн рублей, из которых за счет средств Фонда будет профинансировано 300 млн рублей, за счет бюджета Тюменской области - 120 млн рублей, за счет инвестора - 203,8 млн рублей. Реализация этого проекта позволит повысить надежность и бесперебойность водоснабжения города, покрыть дефицит текущих и перспективных нагрузок, а также обеспечить стабильное качество питьевой воды.

            - Вячеслав Михайлович, а что с проектом по переходу на подземные источники водоснабжения в Тюмени, ведь на сегодняшний день город на 75% снабжается водой из реки Тура?

            - Сегодня разрабатывается схема водоснабжения Тюмени. Проектная организация рассматривает варианты водоснабжения города. В 2015 году были завершены мероприятия по разведке запасов подземных вод на перспективных участках недр Тура-Тавдинского междуречья. Запасы подземных вод с суммарным объемом 450 тыс. кубометров в сутки позволят в перспективе перевести систему водоснабжения Тюмени на использование подземных источников. Однако, учитывая объем воды, подаваемый для нужд города, одномоментный переход на подземные источники невозможен. Предполагается длительный переходный период - мероприятия расписаны до 2040 года, - во время которого планируется нарастить мощности подземных водозаборов, реконструировать с увеличением производительности Метелевские и Велижанские водоочистные сооружения, построить новые водоводы. В рамках разрабатываемой схемы водоснабжения города Тюмени данный вариант развития системы водоснабжения рассматривается в качестве основного, потому что только так мы сможем обеспечить качество питьевой воды.

            - Интересует ли инвесторов этот проект?

            - Насколько данный проект интересен для инвесторов, мы точно поймем после утверждения схемы водоснабжения, когда будут определены объемы капитальных вложений, необходимых для его реализации, их источники, а также тарифные последствия для потребителей.

            Однако уже сейчас действующий оператор - Росводоканал проявляет интерес к продолжению работы в Тюмени, в том числе на условиях концессионного соглашения. В целом наши подходы будут такими же, как и по другим сферам ресурсоснабжения.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще