Эксклюзив 27 июля 2018 г. 10:25

Глава Сургутского района ХМАО А.Трубецкой: "Мы показали, что можем жить и развиваться без инвестиций со стороны"

Глава Сургутского района ХМАО А.Трубецкой: "Мы показали, что можем жить и развиваться без инвестиций со стороны"

                 Жилищно-коммунальный комплекс Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа так и не стал предметом пристального интереса инвесторов, которые могли бы взять решение многих отраслевых проблем в свои руки на условиях концессионного соглашения, хотя попытки передать объекты тепловодоснабжения и водоотведения в управление частным компаниям предпринимались несколько раз. О том, станет ли концессия эффективной моделью управления ЖКК района, или коммунальная отрасль пойдет по иному пути развития, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал глава Сургутского района Андрей Трубецкой.

                 - Андрей Александрович, если говорить о необходимости передачи в концессию жилищно-коммунального комплекса Сургутского района, то какие стояли задачи и о каких масштабах идет речь?

                 - Как и в большинстве других территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, жилищно-коммунальный комплекс Сургутского района представляет собой в основном объеме морально устаревшее наследие советского периода, с большой степенью износа оборудования и инженерных сетей и низким коэффициентом полезного действия. Прямым следствием этого является высокий уровень эксплуатационных издержек, связанных с большими потерями в сетях, частыми аварийными ситуациями, ветхим жилым фондом. Совокупность этих факторов делало убыточной работу нашей управляющей компании МУП "ТО УТВиВ №1". Поэтому Сургутский район по решению правительства Югры был включен в план передачи в концессию жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.

                 На балансе управляющей компании в 13 населенных пунктах района находится 357 коммунальных объектов, 72 из которых нуждаются в реконструкции или новом строительстве. Это - котельные, теплотрассы, водопроводы, коллекторы, а также ВОСы и КОСы. Расчетный объем необходимых инвестиций составил более 2,1 млрд рублей.

                 Сама по себе концессия является инструментом, позволяющим на партнерских условиях привлечь частные средства в муниципальный сектор в соотношении 80% на 20% и сделать предоставление жилищно-коммунальные услуг рентабельным бизнесом даже в рамках регулируемых государством отраслевых тарифов. Это в идеале.

                 - Как этот план реализовался в реальной жизни?

                 - Спустя четыре года мы пришли к выводу о нецелесообразности применения данного механизма в условиях Сургутского района. Хотя это вовсе не значит, что концессия как идея порочна. Например, в Тюмени успешно реализуется концессионное соглашение стоимостью 23 млрд рублей, которое направлено на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения. В то же время есть достаточно много примеров, когда этот механизм не сработал.

                 В Ханты-Мансийском автономном округе в одном из населенных пунктов несколько лет назад тепловые сети были переданы в концессию предприятию, которое обязалось уже в первый год работы инвестировать в систему теплоснабжения более 50 млн рублей, а по факту вложило в два раза меньше. Компания, по сути, не смогла выполнить условия соглашения из-за низкой выручки за оказанные услуги на фоне экономически необоснованных тарифов. Концессионеры обратились к местным властям с предложением согласовать повышение тарифа на свои услуги на 13% или ежегодно выделять из местного бюджета субсидию в размере 60 млн рублей. Сейчас там прорабатывается вопрос переноса срока начала выполнения всех основных мероприятий по модернизации объектов на 2028 год. Ожидаемый эффект в итоге не достигнут.

                 Самое печальное, что при передаче в концессию объектов ЖКХ 131 ФЗ не отменяет ответственности муниципалитета за обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса. И это вызывало у нас наибольшее беспокойство.

                 Нам тоже пришлось в этом направлении самостоятельно нарабатывать опыт, который, как известно, "сын ошибок трудных". Впервые мы приняли решение о передаче объектов ЖКХ в концессию в октябре 2014 года. Был проведен колоссальный объем работы по ревизии 470 объектов тепловодоснабжения и водоотведения. Наши специалисты провели технические замеры, подготовили свидетельства о регистрации собственности и произвели все необходимые расчеты.

                 - Какие особенности Сургутского района учитывались при подготовке к передаче объектов ЖКХ в концессию?

                 - Мы с самого начала планировали отдавать в концессию единый комплекс объектов тепловодоснабжения и водоотведения. Хотя другие муниципалитеты Югры пошли по иному пути, когда одна компания занималась теплоснабжением, а другая - водой, и не достигли желаемых результатов.

                 Теплоснабжение - самый лакомый кусок жилищно-коммунального хозяйства района и самый дорогостоящий. Мы больше всего вкладываем бюджетных средств в реконструкцию тепловых сетей, переводим котельные с нефти на газ, строим новые котельные и закрываем неэффективные старые, тем самым снижая производственные издержки. Более того, когда проводилась оценка эффективности нашего муниципального предприятия, почему-то первоначально в график передачи объектов в концессию вошли только объекты теплоснабжения.

                 Специфика Сургутского района заключается в том, что объекты ЖКХ расположены в малонаселенных пунктах, удаленных друг от друга на значительные расстояния. Очень часто у нас в одном периметре находится несколько коммунальных объектов, например, котельные и ВОСы. Достаточно трудно представить две компании, которые обслуживают отдельно тепло и воду, причем когда все лежит единым связанным комплексом в одной траншее. Наше муниципальное коммунальное предприятие многоотраслевое, и это обстоятельство в первую очередь благоприятно отражается на тарифе. Если бы мы отдали объекты двумя комплексами, то рост тарифов у нас был бы неизбежным и кратным. Два концессионера - это как минимум два директора вместо одного и по два участка в каждом поселении с полным набором специалистов. Такого допустить мы не могли.

                 - Много ли компаний изъявили желание выступить в качестве концессионеров на вашей территории?

                 - С этого момента начинается самая интересная часть истории. Первый конкурс на передачу объектов ЖКХ в концессию мы объявили в 2015 году и получили предложения от двух компаний. Однако при детальном изучении документов очень скоро стало понятно, что эти компании не имеют сколько-нибудь серьезных финансовых резервов. Скорее всего, они были созданы для того, чтобы выйти на рынок коммунальных услуг, "снять сливки" с операционной деятельности и затем благородно уйти. Мол, извините, у нас по объективным причинам не получилось. Обе компании были сняты с конкурса по совокупности несоответствий требованиям, заявленным в конкурсной документации.

                 Во второй раз мы отменили конкурс по собственной инициативе. В этот период были приняты изменения в закон "О концессионных соглашениях". Анализ показал, что у нас отсутствовали точные критерии оценки заявок. Это ключевые технологические и экономические параметры, которых должны достичь концессионеры в ходе своей деятельности. Главными показателями являются потери в сетях, нормы удельного расхода топлива, а также другие значения, которые отражаются на тарифе.

                 Например, в результате реконструкций и других мероприятий, которые проведет концессионер, потери должны быть снижены до определенного диапазона, скажем, от 5% до 15%. Так вот, этой вилки показателей у нас не было. Наша задача заключалось в том, чтобы отразить в конкурсной документации всю линейку параметров, которые мы хотели бы видеть и благодаря которым могли выбрать лучшее предложение от концессионеров. После доработки документации мы дважды объявляли конкурс на передачу муниципальных объектов ЖКХ, последний проводился в 2017 году. Ни один инвестор не изъявил желание участвовать.

                 Справедливости ради скажу, что в июне этого года в администрацию Сургутского района обратилась Тюменская энергосбытовая компания с предложением инвестировать 1,2 млрд рублей в модернизацию и развитие системы теплоснабжения района. Оценить, насколько жизнеспособны их предложения, сегодня пока сложно, поскольку нам представлена финансовая модель только по теплоснабжению. Энергетики предлагают нам отказаться от льготных тарифов для населения, что на данном историческом этапе чревато взрывным ростом социального напряжения. Они предлагают нам избавиться от ветхого и аварийного жилья. При нынешних объемах финансирования на это понадобится порядка 25 лет, что не укладывается в сроки концессионного соглашения. Одномоментно реализовать их предложения взамен на инвестиции практически невозможно. Тем не менее, энергетики пообещали доработать свои расчеты для всего комплекса тепловодоснабжения и водоотведения. Если будет достигнут баланс интересов муниципалитета и инвестора, то сотрудничество вполне возможно.

                 - Как вы думаете, в чем причина низкой активности инвесторов?

                 - Первоначально, когда верстался закон "О концессионных соглашениях" в части, касающейся коммунальной инфраструктуры, там была заложена хорошая норма, которая определяла, что коммунальные объекты передаются в концессию только в тех населенных пунктах, где население превышает 500 тыс. человек. Это разумно, потому что все затраты, которые вкладываются систему ЖКХ, нужно делить на потребителя. Когда потребителей много, мы получаем вменяемый тариф. Поэтому в больших городах концессия работает успешно, нередко там и муниципальные предприятия демонстрируют неплохую рентабельность, чего нельзя достичь в малонаселенных пунктах, где проживают несколько тысяч человек.

                 - Какие пути развития жилищно-коммунального хозяйства района вы рассматриваете в настоящее время, ведь график передачи объектов никто не отменял?

                 - Что касается дальнейшего развития жилищно-коммунального комплекса, то на данном этапе его будущее вижу в рамках муниципальной собственности. Главным во всей истории является то, что в соответствии с 115 ФЗ решение о передачи коммунальной инфраструктуры в концессию принимает собственник, то есть администрация Сургутского района, при условии эффективной работы коммунального предприятия. По результатам очередной ежегодной оценки деятельности по методике Минстроя России наше муниципальное предприятия "УТВиВ N1" было признано эффективным. В частности, по показателям аварийности, потерям, но самый главный показатель - отсутствие отказов оборудования и аварий в отопительный период.

                 По оценке окружного департамента ЖКХ, где главный показатель - экономическая эффективность, ситуация несколько иная, но надо понимать, что мы работаем в регулируемом тарифе, который заведомо не отражает реальных затрат. Но даже в таких условиях за последние три года УТВиВ демонстрирует снижение убытков за счет серьезных вложений в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Положительная динамика не появилась просто так на ровном месте. За последние четыре года, включая текущий, мы в три раза увеличили ассигнования из районного бюджета на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ. В абсолютных цифрах объем финансирования в 2015 году составлял немногим более 81 млн рублей. Сегодня эта цифра превышает 248,5 млн рублей, а общий объем вложений превысил 582 млн рублей. Достаточно этого? Наверно, нет. Но в некоторых поселениях впервые за всю историю их существования уже появились или в ближайшее время появятся КОСы и ВОСы, новые инженерные сети и современные котельные с высоким КПД. Более того, текущие показатели говорят о том, что в 2018 году, наверное, впервые в своей истории УТВиВ отработает вовсе без убытков. Мы показали, что можем жить и развиваться без инвестиций со стороны.

                 Однако в окружном департаменте ЖКХ с предложением исключить Сургутский район из графика не согласились, сославшись на соответствующую директиву из министерства строительства России. Мы подготовили аргументированное письмо и неожиданно быстро получили из Минстроя ответ, где нам сообщили, что решение данного вопроса отнесено к полномочиям автономного округа. Сейчас округ проводит консультации для окончательного решения данного вопроса.

                 - Для большинства жителей Сургутского района главный показатель эффективности работы ЖКХ - это расчетный лист на оплату коммунальных услуг. Как вложения районного бюджета в ЖКХ отражаются на благосостоянии простых людей?

                 - Вы знаете, что в июле в России прошла очередная корректировка тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в сторону увеличения. Однако для жителей самых проблемных поселений района, к которым относятся Белый Яр, Барсово, Солнечный, Сайгатина и поселок ГПЗ, тарифы на отопление станут меньше почти на 8% благодаря снижению эксплуатационных издержек нашего коммунального предприятия. Сдержать рост тарифов удалось как раз за счет той субсидии, которую мы обычно выплачивали коммунальщикам на покрытие убытков. Случай для современной России беспрецедентный, но мы приняли это решение, понимая, что на территории этих поселений находится самое большое количество ветхого и аварийного жилья. Сегодня УТВиВ получает из бюджета 250 млн рублей, и район готов продолжать платить. В то же время, согласно плану мероприятий по модернизации и развитию ЖКК, предусмотрено ежегодное сокращение этой субсидии.

                 Когда мы выполняем все условия - модернизируем и строим новую коммунальную инфраструктуру, переселяем людей, то возникает вопрос: зачем нам концессионеры? Есть большой резон сохранить муниципальное предприятие и специалистов, которые в эффективно обеспечивают все жизненно важные функции коммунальной сферы Сургутского района. Это нам по силам.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще