Эксклюзив 26 октября 2018 г. 13:37

Руководитель УФАС по Тюменской области И.Веретенников: "Самая напряженная сфера контроля для нас - это закупки"

Руководитель УФАС по Тюменской области И.Веретенников: "Самая напряженная сфера контроля для нас - это закупки"

            Тюменское УФАС на протяжении последних двух лет выявило несколько крупных сговоров на торгах. Самое резонансное дело - сговор поставщиков термостабилизаторов грунта для Транснефти, это один из крупнейших сговоров на торгах в России. О том, как расследуются такие дела, какие схемы распространены на торгах и как в целом развита конкуренция в Тюменской области, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал руководитель Тюменского УФАС Игорь Веретенников.

            - Игорь Валерьевич, как Вы оцениваете состояние конкурентной среды в Тюменской области?

            - На сегодняшний день состояние конкурентной среды в Тюменской области, если сравнивать с другими регионами, неплохое. Динамика прироста новых компаний и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что в регионе созданы хорошие условия для того, чтобы заниматься бизнесом.

            При этом, конечно, есть сферы, где конкуренция развита хорошо, а где-то ее нет совсем. Например, в торговле и транспортных услугах очень много компаний, которые соревнуются между собой. Обрабатывающая сфера неплохо представлена.

            - На каких рынках, на Ваш взгляд, конкуренция недостаточно развита?

            - Практика рассмотрения дел по государственному заказу показывает, что у нас очень мало проектировщиков. Как правило, такие торги проходят с участием одного-двух участников, в основном из других регионов. Часто бывают проблемы с исполнением контрактов. Данная ниша свободна. На мой взгляд, можно спокойно ее занимать.

            Совсем не развита конкуренция на рынке поставки газа. Это не естественная монополия, но, тем не менее, у нас только одна компания на всей территории региона занимается реализацией газа населению - "Газпром межрегионгаз Север". Конечно, сфера непростая - нужен большой первоначальный взнос, чтобы туда зайти, нужно заключить договоры. Это трудоемкое занятие, и пока желающих не нашлось. В сравнении с рынком поставки электроэнергии, где у нас присутствуют несколько гарантирующих поставщиков, конкурирующих между собой, рынок поставки газа развит недостаточно.

            - Как Вы можете оценить ситуацию на рынке госзаказа в регионе? Какие нарушения в этой сфере наиболее частые?

             - В этом году мы очень много нарушений выявили в сфере размещения заказа на пассажирские перевозки. За первое полугодие рассмотрели 65 жалоб на действия заказчиков, 42 были признаны обоснованными. Часто устанавливались необъективные критерии оценки, не связанные с предметом конкурса, при этом влекущие ограничение количества участников. Например, среди странных критериев - средняя заработная плата по предприятию или призовые места в конкурсах водителей. Мы заставляли заказчиков несколько раз переделывать документацию, переигрывать торги. Некоторые аукционы и конкурсы рассматривались по несколько раз.

            - Такие требования заказчики выдвигали, чтобы контракты достались конкретным поставщикам?

            - Сложно сказать, намеренно ли в данных случаях документация была составлена так, или заказчик просто ошибся. У нас очень короткая процедура рассмотрения таких жалоб - 5 рабочих дней, поэтому нет возможности углубиться, выясняя причины этих нарушений. Но определенно это является барьером для доступа на торги.

            Массовые нарушения мы выявляли в этом году и у заказчиков строительных услуг. Они тоже, как правило, устанавливали излишние требования. Например, требовали детализированную информацию по всем позициям закупки. А если это 200-300 наименований? При заполнении документации участники часто ошибаются. После рассмотрения первых частей заявки, там, где указываются эти показатели, аукционная комиссия отклоняет 5-6 компаний, готовых выполнить эти работы, и в итоге остается одна. В таких ситуациях мы заставляем переделывать документацию, прописывать только необходимые характеристики. После чего проходят торги со снижением цены, так как количество участников вырастает.

            - Какое количество жалоб на действия заказчиков к вам поступило в текущем году?

            - В 2018 году поступило 343 жалобы на действия заказчика, обоснованными были признаны только 75. Причем значительная часть жалоб поступила не от участников закупки, а от компаний, которых мы называем "профессиональные жалобщики".

             - Что это за компании, какую выгоду они преследуют?

             - Это компании, которые никогда не подают заявки на торги и контракты не заключают. Они занимаются только подачей жалоб. Жалуются на то, что заказчик неправильно описал объект закупки, что нарушил нормы 44-ФЗ, под тем соусом, что это препятствует им подать заявку. Жалобы поступают на крупные закупки, связанные со строительством, социальной сферой. До рассмотрения жалобы закупка приостанавливается. Если это тендер на строительство школы, детского сада, дороги, то есть риск, что выполнение контракта может уйти в зиму. Через некоторое время, когда мы назначаем рассмотрение жалобы, жалобщик отзывает свою жалобу. Заказчики нам сообщают, что фирмы связываются с ними и предлагают выкупить жалобу. Кто-то соглашается на это предложение, ведь если работа сезонная, то приостановление закупки чревато невыполнением работ. Мы направляем информацию по жалобщикам в правоохранительные органы. Все компании уже знаем наизусть, они пишут жалобы по всей стране: ООО "Изидолг", ООО "Автобан-99", ООО "Недра Сибири", ООО "Луч" и т.д. Беспокоит, что интенсивность таких обращений выросла. В текущем году уже мы получили 83 таких жалобы против 47, поданных в прошлом году. Это становится серьезной проблемой, необходимо менять законодательство, чтобы лишить их возможности пользоваться таким механизмом.

            - Какие нарушения в закупках выявить сложнее всего?

             - Закупки - это вообще самая напряженная сфера контроля. Работы очень много, и она должна быть выполнена в сжатые сроки. А самые серьезные нарушения в сфере госзаказа - сговоры участников торгов. Для нас выявление и доказывание таких правонарушений наиболее трудоемкая задача.

            Задача договорившихся между собой участников - заключить контракт по максимально выгодной цене и сделать так, чтобы конкурентам этот контракт не достался. Мы выявляем признаки сговора в ходе рассмотрения обращений заказчиков, которые недовольны итогами торгов, или тех участников, которые остались за бортом. Можем запрашивать информацию, необходимую нам для проведения расследования, у любых лиц. Тех, кто ее не предоставляет, мы штрафуем на крупные суммы. В первую очередь мы берем информацию с электронных площадок. Процедура электронных торгов хороша тем, что там все следы остаются - кто и куда заходил.

            - Какие схемы распространены на торгах?

            - Часто компании имитируют конкуренцию: заходят несколько компаний, одна компания подает ценовое предложение, остальные не предпринимают никаких действий, не опускают цену. В дальнейшем, когда мы расследуем дело, часто видим, что компания, выигравшая торги, берет тех "конкурентов" на субподряд.

            Если много посторонних участников закупки, участники сговора используют схему "таран". Заходят три компании, которые уже определились, кто будет исполнять этот контракт. Одна из них делает предложение чуть ниже максимальной цены, а две остальные в считанные секунды снижают цену до минимума. Остальные участники - добросовестные компании - видят, что исполнение контракта нерентабельно и в торги не вступают. Подводя итоги, аукционная комиссия выясняет, что победитель торгов и участник, занявший второе место, подали вторые части заявок с недостатками, поэтому их отклоняет. Право исполнять контракт достается той компании, которая первая вступила в торги и подала предложение с максимально выгодной ценой. Когда заказчики неравнодушные - они, видя эту схему, направляют нам информацию об этом. Стоит отметить, что у компании, которая первой оформит "явку с повинной", есть возможность избежать штрафов за совершенное правонарушение.

            - Много возбуждаете дел по картелям?

            - В прошлом году вынесено пять решений по картелям. В этом году - уже пять и в работе еще порядка пяти. Борьбе с картелями мы уделяем повышенное внимание. Прямым доказательством картеля является письменный договор, который, конечно, никто никогда не заключает. Поэтому собираем косвенные доказательства связей между компаниями - это могут быть переговоры, переписка, договоры субподряда, компании могут занимать друг другу деньги, пользоваться одной инфраструктурой, принадлежать родственникам и т.д. Процесс очень трудоемкий, расследование занимает от 3 до 9 месяцев.

            Например, наши сотрудники расследовали дело по медицинскому картелю, участники которого за несколько лет получили госконтракты на сумму более 1 млрд рублей. Проанализировать пришлось 131 аукцион. Это очень сложно - изучить документы, дать оценку действиям участникам торгов на каждом аукционе. По этому делу мы, кстати, назначили рекордные штрафы - самый большой был 136 млн рублей. Мы стараемся говорить о выявленных правонарушениях, чтобы на этот путь не встали другие компании.

            - Расскажите про сговор, выявленный на торгах, объявленных "Транснефтью". Как удалось обнаружить связь между участниками картеля?

            - Жалоба поступила от конкурента в прокуратуру, потом к нам. В ней была описана схема: две компании участвуют в торгах, не снижая цены. Впоследствии одна другой поставляет товар. Мы начали собирать доказательства, несмотря на то, что компании - "Конар" и "Фундаментстройаркос" - всячески нам препятствовали. Неоднократно штрафовали их за непредставление документации, на третьей волне штрафов они сдались и предоставили нам документы. На основании этих документов был сделан вывод, что это картель. Выявили семь аукционов, где была устойчивая связь между компаниями, они всегда работали по одной схеме. Решение, которое мы вынесли, было написано на 150 листах. Такого объемного решения у нас еще не было.

            - Какие штрафы получат компании?

            - Арбитражный суд Тюменской области уже поддержал решение нашего управления о наличии сговора на торгах. Поэтому сейчас идет подготовка к возбуждению административных дел. Размеры штрафов предварительно не рассчитывали, но можно предположить, что они будут крупными - размер санкции за картель на торгах составляет до 50% от начальной максимальной цены контракта. Общая сумма всех контрактов 10 млрд. рублей. Помимо финансовых потерь, для компаний еще существенно то, что страдает их деловая репутация.

            Есть и такие компании, которых не пугают репутационные риски, и они решаются мошенничать на торгах. Сейчас наблюдаем новую схему: компания-победитель отказывается от исполнения контракта в пользу участника торгов, занявшего второе место. При этом она на два года отправляется в реестр недобросовестных поставщиков, но в остальном без ограничений работает дальше. В ходе расследования нам становится очевидным, что компании договариваются поделить между собой сумму разницы между заявками, вторая компания может даже взять бывшего победителя на субподряд.

            Таких дел становится больше. Нам приходится проводить титаническую работу по сбору доказательств.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще