Точка зрения 15 мая 2019 г. 20:57

Скверные сражения

Скверные сражения
Фото "Интерфакса"

Interfax-Russia.ru – Планы меценатов построить кафедральный собор в зеленом сквере в центре Екатеринбурга возмутили часть местных жителей и привели к резонансным акциям протеста.

Место будущей стройки собора Святой Екатерины в сквере на набережной в центре Екатеринбурга превратилось в "горячую точку" после появления забора на этой территории. Противостояние сторонников и противников храма достигло апогея на вечерних, перерастающих в ночные, несанкционированных мероприятиях, где дежурят полиция и ОМОН, а активисты сносят ограждение. По итогам первых акций три человек госпитализированы, два десятка задержаны.

Третья попытка

Намерения восстановить или построить храм в честь святой Екатерины где-нибудь в центре Екатеринбурга предпринимаются уже порядка 10 лет и каждый раз наталкиваются на общественный протест. Согласно информации на сайте Екатеринбургской епархии, православный собор во имя Екатерины был построен в 1723 году на Екатерининской площади (сейчас Площадь труда) и стал первым православным храмом в городе. В 1930 году собор снесли, вместо него появилось здание уральского обкома и фонтан "Каменный цветок". В настоящее время эти объекты сохранились, там же образовался маленький скверик, в 1998 году появилась небольшая часовня.

Первая попытка построить храм, посвященный святой Екатерине, была предпринята в 2010 году. Церковь предложила это сделать на Площади труда, а фонтан снести. В ответ люди вышли на митинг. Акция протеста, как писали очевидцы в соответствующей группе "Вконтакте" (в ней до сих пор состоит порядка 4 тыс. человек), прошла в непринужденной дружеской обстановке, мирно и весело.

Эта история получила развитие, когда митрополит Викентий, являющийся тогда архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, крайне неоднозначно высказался насчет противников строительства храма.

"Такой шаг, как митинг, не совсем правильное, ненормальное явление, когда люди противятся церкви. (…) Но нужно помнить: всех людей, кто боролся против церкви, господь отметил - ни один человек, который противился богу, не скончался своей смертью. Мы говорим, что противиться богу есть очень опасно для самого человека, рано или поздно господь пошлет ему вразумление, наказание. Это наказание божие передается на протяжении семи поколений. Люди будут мучиться, иметь неприятности в течение очень долгого времени", - заявлял архиепископ, которого цитировала "Православная газета". Эти слова многие интерпретировали как проклятие в адрес противников храма.

В результате скандалов и противодействия общественности от идеи строительства собора на этом месте было решено отказаться.

В 2017 году будущий храм вновь появился в повестке дня. На этот раз предлагалось его построить в акватории городского пруда, возведя для этого искусственный остров. Строительством за свой счет должно было заняться ООО "Храм Святой Екатерины" (принадлежит "Русской медной компании", ее основному совладельцу Игорю Алтушкину и одному из основных совладельцев Уральской горно-металлургической компании Андрею Козицыну) при моральной поддержке епархии и региональных властей. У идеи "Храма-на-воде", как его прозвали местные жители, были как сторонники, так и противники. Но последние оказались громче. Власти учли протестные настроения и предложили, на их взгляд, компромиссное решение – возвести храм на Октябрьской площади на набережной городского пруда, где располагается театр драмы, фонтан и большой сквер с деревьями. Осенью прошлого года участники заседания архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской области большинством голосов утвердили это место строительства собора, его также поддержала епархия.

"Он будет не только подарком жителям, но и настоящим украшением Екатеринбурга, станет крупным культурно-просветительным центром, городской достопримечательностью", – заявлял губернатор Евгений Куйвашев.

Религиозное сооружение планируется возвести к 300-летию Екатеринбурга, но на внутреннюю отделку, как заявлял журналистам глава города Александр Высокинский, понадобится еще 7-8 лет.

Инициатором проекта выступил фонд святой Екатерины, учредителями которого являются РМК, УГМК и другие компании. Возводить храм по-прежнему предполагается на средства промышленников.

Диалог и недокомпромисс

Новое место также пришлось не по душе части горожан. В январе избирательная комиссия Екатеринбурга получила заявку от инициативной группы о проведении референдума, чтобы узнать мнение жителей о том, хотят ли они видеть храм именно на Октябрьской площади.

Инициативная группа предложила два вопроса: "Поддерживаете ли вы запрет на строительство объектов капитального строительства в сквере на территории Октябрьской (Театральной) площади" и "Поддерживаете ли вы запрет на строительство объектов капитального строительства в скверах и парках на территории города Екатеринбурга?"

Избирком со второго раза одобрил эту заявку, но городская дума посчитала вопросы референдума не соответствующими закону.

Весной противники строительства храма устраивали в сквере акции, это делали и сторонники стройки. Но 13 мая, когда появилось ограждение из металлической сетки-рабицы, на Октябрьской площади собрался стихийный митинг. Как сообщали очевидцы, акция началась около 19:00 по местному времени (17:00 мск). Согласно фото и видео, опубликованным в соцсетях, сотни человек, взявшись за руки, водили хороводы, скандировали "Мы за сквер!" и повалили забор.

Несанкционированное мероприятие завершилось только под утро, и тут же было объявлено о следующем, на ближайший вечер. Екатеринбургская епархия в ответ анонсировала в том же месте в то же время проведение молебна "об укреплении мира и согласия", но после предупреждения властей об ответственности за участие в несанкционированных акциях, перенесла его.

В ситуацию пришлось вмешаться Евгению Куйвашеву. Он призвал стороны к диалогу и вызвался выступить модератором встречи.

"Можно понять и верующих, для которых восстановление храма святой Екатерины в городе – вопрос, который поднимается из года в год, и который все равно нужно решать. И протестующих горожан, для которых важно сохранить каждый кусочек зелени и деревьев в центре Екатеринбурга. Сейчас моя главная задача как губернатора - добиться мира, спокойствия и понимания", – написал он в своем "Инстаграме". Встреча состоялась, однако градус напряженности особо не снизила. Депутат екатеринбургской гордумы Константин Киселев рассказал в "Фейсбуке", что аргументы сторон были услышаны, а компромисса не получилось.

"Очевидно, что обсуждать компромисс, смену места противоположная сторона просто не желает. Только через вырубку сквера", – отметил он.

Вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько по итогам дискуссии объявил журналистам, что дискуссия вокруг места строительства храма должна вестись в правовом поле, диалог между сторонниками и противниками начался.

"Начался диалог. Я считаю, это самое главное", – подчеркнул он.

Он также заявил о готовности к компромиссу, как его понимает.

"Есть у нас места, которые можно отвести дополнительно под это дело, организовав там, выделив какие-то деньги, зоны отдыха, либо озеленение, общественные пространства и так далее. Мы к компромиссу, так скажем, помочь в решение этого вопроса (...) готовы, в том числе и с участием финансирования для того, чтобы увеличить количество вот этих зон, где бы были общественные пространства", – сказал Бидонько.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский в свою очередь рассказал, что предложил участникам встречи оборудовать другой сквер в городе.

"Мы предложили вместе сесть, открыть карту города. У меня сегодня в проработке от 30 до 40 скверов разных размеров, от двух до 5 га (...) И я предложил сделать сквер еще лучше, чем тот, который есть", – подчеркнул он.

Часы протеста

14 мая, на второй день протестов, информация о новой несанкционированной акции разлетелась по СМИ и соцсетям, к восьми вечера в сквере, по оценке обозревателя Interfax-Russia.ru, собралось несколько сотен человек. На месте дежурили машины ОМОНа, патрульно-постовой службы, ДПС, и "скорой помощи".

Погода вечером во вторник уже испортилась, на улице было около +7 градусов, тогда как накануне стояла 30-градусная жара. Однако как сообщили Interfax-Russia.ru участники, на второй акции людей было больше, чем на первой. Некоторые принесли с собой пледы и сели на них на траву, кто-то кутался в спальные мешки. Протестующие писали на листах высказывания против строительства храма на этом месте и приклеивали их к забору, потом стали запускать бумажные самолетики. Полиция реагировала на эти действия спокойно.

Какая-то девушка в сквере играла на виолончели, другие пели под аккомпанемент гитары и духового инструмента.

Забор по периметру будущей стройки, который активисты во время предыдущей акции протеста в понедельник повалили на траву, вначале стоял на месте. Часть забора завалили, но охрана быстро подняла его. Этого хватило ненадолго. Вскоре люди вновь повалили забор и встали на него, не давая возможности поднять. Фрагменты ограждения протестующие выбросили в пруд. Однако сторонники храма тут же привезли новые и установили их.

Чем сильнее темнело на улице, тем больше становилось сотрудников ОМОНа.

"Сейчас начнут разгонять", – звучало в толпе. Но этого не произошло. В какой-то момент силовики аккуратно оттеснили толпу от периметра будущей стройки.

Примерно в полвторого ночи протестующие разошлись по домам.

На утро стали известны итоги акции. Три человека оказались в больнице с травмами, 26 человек, по данным министерства общественной безопасности Свердловской области, задержали. В этот же день суды вынесли первые решения по административным протоколам – от 5 до 10 суток административного ареста.

В центре внимания

Локальная городская история про то, что часть жителей оказалась недовольна местом строительства храма, вышла на федеральный и международный уровень. О противостоянии написали New York Times, BBC, Fox News и другие.

"Около 2 тыс. человек протестовали против строительства церкви на парковой площади в Екатеринбурге в России. (…) Активисты говорят, что строительство собора святой Екатерины на площади разрушит одну из немногих зеленых зон города. Но Русская православная церковь говорит, что ей нужны новые храмы", – отмечается, например, в публикации BBC.

В РПЦ же высказали мнение, что организаторы акции протеста нацелены не на разрешение конфликтной ситуации, а на ее обострение.

"Существует множество законных способов выражения несогласия, но нападавшие на место строительства, как мне кажется, имели намерение не разрешить спорную ситуацию, а создать конфликт на почве религии", - сказал "Интерфаксу" во вторник замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Он отметил, что Екатеринбургская митрополия провела большую разъяснительную работу, которая не оставляет сомнений в том, что строительство храма никому не угрожает и украсит город.

"Мы выступаем за диалог, но полагаем, что участниками такого диалога не могут быть те люди, которые просто не переносят все то, что связано с религией", - подчеркнул Кипшидзе.

Между тем, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова уверена, что ничего страшного на первой несогласованной акции не случилось.

"Дали людям высказать свое мнение, выступить, дали возможность совершить эту прогулку. (…) Регион демократический, вот так случилось. Будет страшнее, если эти все деревья будут защищать сидя за каким-нибудь столом на кухне и боясь выйти на улицу и сказать хоть слово", – сообщила Мерзлякова журналистам.

О прошедших акциях узнали и в Кремле.

"Несанкционированные собрания, да еще с действиями, которые идут вразрез с действующими законами, это не то, что можно одобрять", - сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию вокруг строительства храма в центре Екатеринбурга. На вопрос, не собирается ли Кремль вмешиваться в данный конфликт, он ответил, что "в целом подобные ситуации - прерогатива местных властей, и мы видим, что они работают", "местные власти весьма корректно ведут разговор и с населением, и со строителями", "предлагали альтернативные площадки для организации скверов, для организации отдыха и досуга граждан, жителей этого района".

"То есть мы констатируем, что местные власти пытаются разобраться. А с другой стороны, по всей видимости, эту работу надо продолжить", – подчеркнул представитель Кремля.

Выход из тупика

То, что конфликт принял слишком большой размах, признают, пожалуй, все, но варианты выхода из него видят разные. Екатеринбургская епархия считает недопустимым разжигание противостояния и призывает к миру.

"Что может ответить православный человек на нападки, наветы и агрессию, продемонстрированные в ходе акции протеста? С прискорбием и сочувствием воспринять происходящее и усилить молитвы за ближних своих", – говорится в заявлении епархии. Она подчеркивает, что все работы ведутся в соответствии с законом.

Вместе с тем, как рассказал Interfax-Russia.ru руководитель центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, в Москве была похожая история, когда в парке районного значения "Торфянка" предполагалось возвести церковь.

"Были противники, и сторонники, доходило чуть ли не до рукоприкладства. Московские власти сделали соответствующие выводы. Они смогли убедить церковь, что можно выбрать на территории этого микрорайона новое место, и направить энергию протестующих жителей в конструктивное русло", – сообщил Олег Иванов.

По его словам, жители с помощью голосования сами выбрали место для нового религиозного сооружения.

"Нужно просто спросит у жителей, где они хотели бы видеть этот храм, они такое место вполне могут найти. Это как прокладывать дорожки в парке не там, где прорисовано в плане, а там, где реально ходят люди", – подчеркнул эксперт.

Политолог Александр Белоусов полагает, что этот долгоиграющий конфликт слишком обострился, разрешить его сложно.

"Вариантов для разрешения конфликта мало, с учетом того, что эта тема длится десять лет. Что делать – никто не представляет. Но сейчас важно не искать волшебное решение, а снимать хотя бы отдельные симптомы противостояния: задержания участников протеста, а со стороны протестующих – агрессивные действия и оскорбления", – считает собеседник Interfax-Russia.ru. По его прогнозу, стадия активного противостояния может продлиться одну-две недели.

Политолог Сергей Мошкин считает оптимальным выходом из ситуации проведение общегородского референдума, но сомневается в реалистичности этого варианта.

"По большому счету, ничего не мешает его провести, нужна добрая воля властей и заказчиков строительства. Мне кажется, если бы этот проект начал реализовываться, конфликтующие стороны были бы заинтересованы, чтобы процедура проходила максимально открыто, гласно и честно", – заявил он Interfax-Russia.ru.

Эксперт отметил, что в настоящее время никто достоверно не знает, кого в городе больше, сторонников или противников храма на этом месте.

"Каждая сторона считает, что она представляет большинство, а меньшинство должно подчиниться. И никакая социология здесь не поможет, ей не будут доверять, подозревая ее в ангажированности", - добавил политолог.

15 мая, третий вечер подряд в сквере на Октябрьской площади вновь собрались противники храма. Легкий металлический забор, который оказалось так легко свалить, строители начали менять на трехметровый капитальный, на месте появились металлоконструкции и паспорт объекта со сроками строительства: май 2019 года – июнь 2023 года.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax–Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще