Точка зрения 11 марта 2013 г. 19:08

Крушение в ливень

Interfax-Russia.ru – Четыре человека пропали при крушении вертолета авиакомпании "ЮТэйр", выполнявшего полет в рамках контракта с ООН в Африке.

Вертолет Ми-8АМТ авиакомпании "ЮТэйр" потерпел крушение в Конго, не дотянув до точки назначения всего 10 км. В вертолете находились четыре члена экипажа, их судьба неизвестна. Специалисты выясняют причины трагического происшествия. Источники в службах технического надзора в Москве называют в качестве вероятной версии крушения ошибку пилотирования в сложных метеоусловиях.

Согласно официальному сообщению авиакомпании "ЮТэйр", вертолет выполнял рейс Шабунда - Букау в Конго, полет проходил в горах во время ливня. За 10 км от аэропорта назначения с вертолетом пропала связь. На следующий день с воздуха обломки вертолета нашли в горных джунглях на высоте около 2,7 тыс. метров в 10 км от Букау. То есть авиакатастрофа произошла практически в тот момент, когда вертолет пропал из радиоэфира.

Военный представитель ООН заявил о гибели экипажа. Все они являются жителями Уральского федерального округа и имеют не одну тысячу часов налета. Однако в компании гибель пилотов не подтверждают. "Спасательная операция еще идет. Из-за сложных погодных условий и горного рельефа добраться до места падения пока не удалось. О судьбе экипажа достоверно ничего неизвестно", - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь авиакомпании "ЮТэйр" Елена Галанова.

В сообщении же МИД, распространенном в понедельник, уточняется, что судьба экипажа формально неизвестна, поскольку "с учетом обстоятельств авиакатастрофы, по оценкам некоторых экспертов, шансов выжить у находившихся на борту россиян практически не было".

"ЮТэйр" сообщает, что пропавшие пилоты опытны. Так, у уроженца Тобольска, командира воздушного судна Владимира Сафонова общий налет составляет 10 тыс. 249 часов, из них почти все – именно на Ми-8, а половина – в качестве командира воздушного судна. Пилот совершал полеты не только в Конго, но и в Чаде и Южном Судане.

У второго командира воздушного судна, жителя поселка Мыс Каменный (ЯНАО) Александра Сарафанова налет – 4 тыс. 600 часов. Бортмеханик из Тюмени Александр Бессмертный имеет налет почти 5 тыс. часов, работал в Судане и Афганистане. Бортоператор Евгений Никитин из Сургута налетал около 2 тыс. 400 часов.

Сам же вертолет Ми-8 с бортовым номером RA-22472 был относительно новым. Согласно реестру воздушных судов на одном из авиационных сайтов, свой первый полет этот вертолет совершил в 2009 году, тогда как срок службы таких воздушных судов составляет 25 лет. Общий налет этого вертолета был около 1,4 тыс. часов при общем ресурсе в 12 тыс. часов. Полеты в Конго по контракту с ООН осуществлялись с февраля 2010 года.

Тем не менее, следователи выяснят, в каком техническом состоянии было воздушное судно. Пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР сообщает, что в рамках доследственной проверки следователи проверят процедуру подготовки экипажа к полету, техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой, а также другие обстоятельства, связанные с инцидентом.

Однако источник в службах технического надзора в Москве сообщил "Интерфаксу", что пилоты разбившегося в Конго российского вертолета Ми-8 могли не справиться с управлением в сложных метеоусловиях.

"Как одна из основных версий рассматриваются ошибки пилотирования в сложных метеоусловиях, однако возможны сочетания и с техническими неполадками в салоне вертолета как дополнительный фактор аварийности", - отметил источник.

По его словам, перед авиакатастрофой экипаж не подавал сигналов бедствия. Установить точную картину помогут "черные ящики", но спасатели к месту падения не добрались, а увидеть самописцы с воздуха не удается.

Между тем, у участников авиационных форумов есть более конкретные предположения того, что могло случиться. "…как бывает в такой ситуации - небо черное, молнии, ливень страшнючий, вверх лезть безопасную набирать - облака и турбулентность дикая... А тут внизу вроде спокойнее, да и видать что-то... Могли просто в дикий нисходящий (поток воздуха - ИФ) попасть...", - полагает один из старожилов авиафорума forumavia.ru.

"Нисходящий это да!... Это очень даже возможно...", - соглашается другой участник обсуждения.

"Есть понятие - горы. Есть понятие - плохая погода. Эти два понятия несовместимы", - высказал еще один старожил свое мнение.

Пользователи форума также привели аналогии с самолетом SSJ-100, разбившимся о склон горы в Индонезии.

Эксперты же пока не склонны рассматривать какую-либо версию в качестве приоритетной. Президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков сообщил Interfax-Russia.ru, что можно строить разные версии, но только расследование обстоятельств происшествия поможет выявить истинные причины трагедии.

"О причинах крушения говорить преждевременно, поскольку пока нет почти никаких данных", - отметил Рафаил Аптуков. Он подчеркнул, что катастрофы случаются не только с российскими вертолетами. Например, в США они происходят даже чаще. Правда, там и количество вертолетов больше, чем в России.

Эксперт считает, что уровень подготовки пилотов "ЮТэйра" хороший, да и вертолет Ми-8 - один из массовых вертолетов. "Такие вертолеты могут летать и в ливень, поскольку оснащены соответствующим бортовым оборудованием. Без такого стандартного оснащения их просто бы не допустили к работе", - заявил Рафаил Аптуков.

Он добавил, что "ЮТэйр" является самой большой вертолетной компанией в мире, и "не зря ООН доверяет "ЮТэйру" работу по своим программам".

"То, что в Африке летают и наши вертолеты, является показателем высокого доверия со стороны международного сообщества к уровню подготовки пилотов и российской техники", - высказал свое мнение эксперт.

Он считает, что данное авиапроисшествие не повлияет на дальнейшие контракты "ЮТэйра" с ООН.

Это не первое происшествие с вертолетом данной авиакомпании в Африке. В январе текущего года обшивка вертолета, задействованного в перевозках по контракту с ООН в Южном Судане и находившегося на перроне аэропорта Вау, повредили пулей, выпущенной, предположительно, во время перестрелки.

Никто из членов экипажа не пострадал. Пулевое отверстие обнаружили во время предполетного технического обслуживания. Вертолет отправили на ремонт, а для персонала и техники "ЮТэйр", работающих по контракту с ООН в Южном Судане, ввели дополнительные меры безопасности.

В конце прошлого года в Южном Судане в результате обстрела с земли был сбит вертолет Ми-8 авиакомпании "Нижневартовскавиа", также работавший по контракту с миссией ООН. Погибли четыре члена экипажа. Позже официальные представители республики Южный Судан признали, что вертолет сбили Вооруженные силы этого государства.

В случае с Ми-8 в Конго предположений, что вертолет сбили, никто не высказывает. Но спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов считает, что власти Конго должны усилить контроль за безопасностью полетов в этой стране. "Российские и конголезские следственные органы должны предпринять все необходимые действия в ходе объективного выяснения причин и обстоятельств трагедии", - сказал Маргелов "Интерфаксу".

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще