Точка зрения 14 августа 2014 г. 18:15

Испорченный отдых

Interfax-Russia.ru – Список компаний, работающих на туристическом рынке и оказавшихся неспособными выполнять обязательства, пополнился турфирмой "Сургуткурорт" из ХМАО.

На дверях офисов компании замок, руководство исчезло, люди, купившие путевки, никуда не полетят. Полиция принимает заявления от пострадавших, специалисты же предупреждают, что, вернуть свои деньги людям будет непросто.

Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Сургуткурорт" зарегистрировано в начале 2005 года. "Сургуткурорт" отправлял туристов на курорты России, Чехии, Болгарии, Словении, Словакии, Египта, Турции и Таиланда.

100% компании принадлежит физическому лицо, которое является ее гендиректором. На официальном сайте "Сургуткурорта" написано, что ему исполнилось десять лет, в специальном разделе "награды" опубликованы фотографии дипломов и благодарственных писем. А на главной странице висит сообщение, что с 12 августа "в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами" прекращает свою деятельность.

Для тех, кто приобрел тур, эта информация стала неприятным сюрпризом. "Люди пришли получить документы перед поездкой, а на дверях висит замок", - сообщила Interfax-Russia.ru начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа Инна Арканова.

Она отметила, что в прокуратуру, по данным на 14 августа, обратились девять пострадавших клиентов "Сургуткурорта". В полицию, как сообщили Interfax-Russia.ru в тот же день в пресс-службе УМВД по Ханты-Мансийскому автономному округу, поступило 32 заявления.

Директор турагентства "Сургутинтур" Ольга Фролова сообщила порталу "Интерфакс-Туризм", что, по данным местной прессы, насчитывается 107 пострадавших.

"Но их может быть и больше", - подчеркнула она, пояснив, что есть люди, которые еще в январе забронировали и полностью оплатили туры, но "Сургуткурорт" не оплатил их туры туроператорам.

Директор "Сургутинтура" заявила, что "Сургуткурорт" был "скидочной" компанией. "Они давали скидки от 8% до 10%, в результате чего все шли только к ним. "Сургуткурорт" продавал не туры, а скидки", - прокомментировала Ольга Фролова.

Она добавила, что у турагентства была большая глубина продаж, а, по данным местных СМИ, долг "Сургуткурорта" составлял около 10 млн рублей.

Вместе с тем, начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа Инна Арканова отметила, что не все клиенты "Сургуткурорта" остались без отдыха.

"Ситуации разные, за тех, кто едет отдыхать в ноябре, "Сургуткурорт" перечислил деньги туроператору, и люди спокойно поедут путешествовать. Те, кто должен был поехать в августе-сентябре, пострадал, так как за них туроператору не были внесены денежные средства. То есть с каждым случаем необходимо разбираться отдельно, по какому-то договору "Сургуткурорт" проплатил, по какому-то нет", - отметила Инна Арканова.

Она подчеркнула, что "Сургуткурорт" не является компанией-однодневкой, работала на рынке около десяти лет, являлась официальным представителем таких туроператоров как "Tez Tour", "Дельфин", "Пегас-туристик", "Коралл-тревел" и других.

"Для нашего рынка это нестандартная ситуация. Компания работала много лет, явно что-то случилось. Мы пытались связаться с руководителями, но безуспешно", - сообщила Инна Арканова.

По ее словам, всего в ХМАО существует 16 туроператоров, которые зарегистрированы в едином федеральном реестре туроператоров и имеют финансовые гарантии, а турагентств, которые, по сути, являются посредниками между туристами и туроператорами, насчитывается около 200, из них 99 – в самом Сургуте.

Для того, чтобы выбрать из всего количества турфирм ту, которая не обманет, специалисты рекомендуют обратить внимание на договор, с каким туроператором работает турфирма.

"Как показал пример "Сургуткурорта", это не всегда спасает, потому что "Сургуткурорт" работал с известными туроператорами, но что-то пошло не так", - признает начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО.

Новость о несостоятельности "Сургуткурорта" вызвала обсуждение на местном форуме Сургута. Девушка под ником Denia пишет, что она работала в "Сургуткурорте" и всем знакомым советовала не приобретать там туры: "Я очень удивлена, что он так долго продержался, думала сдуется гораздо раньше". Еще один житель Сургута также уверяет, что ему было страшно через них брать тур с их скидками в 10%, но успел слетать в Таиланд до закрытия компании. "Говорят, известное турагентство было. До скандала никогда о нем не слышал", - пишет еще один посетитель форума.

Вместе с тем, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отмечает, что дешевые туры несут в себе дополнительные риски. "Сколько мы советуем не гоняться за дешевыми ценами, бесполезно. Туроператоры, которые продают туры по рыночным ценам, работают от прибыли. Те, кто по демпинговым – деньгами нынешнего клиента платят за тур предыдущего, а хватит ли у них оборотных средств – вопрос", - заявила Interfax-Russia.ru Ирина Тюрина.

При том, по ее словам, заранее распознать, что та или иная турфирма перестанет выполнять обязательства, крайне сложно. "Это агентство было давно на рынке, но в последнее время на них шли жалобы от операторов, что не оплачивают заявки. Однако уберечься от этого никак. Туроператоры, которые в последнее время рухнули, формально соответствовали всем признакам нормально работающих компаний, они были в реестре, у них были фингарантии", - говорит Ирина Тюрина.

По ее словам, череда банкротств туроператоров подорвала доверие потребителей к туристическим услугам, хотя в реестре туроператоров более 1,7 тыс. компаний, а обанкротились за последнее время шесть, причем, четыре небольшие. "Конечно, сейчас во всех турфирмах раздаются звонки со странными вопросами: "не собираетесь ли вы рухнуть". Нужно просто пережить этот период. На российском рынке предложение превышает спрос, демпинговые цены, а это путь к банкротству", - говорит Ирина Тюрина.

Она признает, что часть людей начнет путешествовать самостоятельно, но часть решит все же пользоваться услугами профессионалов, поскольку в "самостоятельной организации туров много нюансов".

Те же, кто помощью профессионалов, а в данном случае "Сургуткурорта", воспользоваться не смогли по независящим от них причинам, остается только надеяться на возвращение средств.

Как сообщила порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, клиенты "Сургуткурорта" могут получить возмещение убытков только в судебном порядке, потому что компания являлась турагентством и страховки не имела. "Правоохранительные органы должны разбираться в причинах прекращения деятельности компании", - подчеркнула пресс-секретарь Ростуризма.

Прокуратура ХМАО сообщила, что будет проведена проверка, по результатам которой, если будут основания, виновных привлекут к ответственности. Возможно, что пострадавшим клиентам "Сургуткурорта" удастся пусть и нескоро, вернуть потраченные деньги, но вряд ли это заменит испорченный отдых.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще