Точка зрения 30 ноября 2015 г. 16:48

Города опережающего развития

Interfax-Russia.ru – Четыре челябинских моногорода, три из которых "закрыты", могут стать территориями опережающего социально-экономического развития.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР), предусматривающие ряд налоговых льгот для высокотехнологичных предприятий, могут быть созданы на базе закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и моногородов Челябинской области.

Предполагается, что реализация таких проектов позволит не только привлечь инвестиции, но и диверсифицировать экономику моногородов.

Закон, согласно которому в регионах могут создаваться ТОРы, Госдума РФ приняла в конце 2014 года. Летом текущего года на совещании в челябинском городе Снежинск глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко предложил распространить льготы, предусмотренные для ТОРов, на атомные ЗАТО.

"Почему такие льготы нужны в ЗАТО, на наш взгляд, достаточно очевидно. Потому что, все-таки, некоторое применение для бизнеса в ЗАТО существует. Никуда мы от этого (развития частного бизнеса - ИФ) не денемся, мы никогда не откроем свободный въезд в ЗАТО ядерно-оружейного комплекса", - отметил Сергей Кириенко.

По его словам, распространение льгот ТОРов на ЗАТО ожидается с 1 января 2016 года. Каждый закрытый город должен подготовить проекты для получения льгот, которые дадут возможность развивать инвестпроекты как "Росатому", так и частному бизнесу.

Послабления для ТОРов предусмотрены серьезные. Так, предполагается снижение налоговых выплат в местные бюджеты с 20% до 5% в первые пять лет и не более 10% в следующие пять лет, снижение до 7,6% по сравнению с сегодняшними 30% страховых взносов в пенсионный фонд и фонд соцстрахования.

В настоящий момент в Челябинской области существует три ЗАТО, специализирующихся на атомной тематике: Снежинск, Озерск и Трехгорный. Как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе министерства экономического развития Челябинской области, заявка на создание ТОРов в данных ЗАТО находится в высокой степени проработанности, как и на создание ТОРа в моногороде Бакал. Помимо этого, на начальной стадии проработки находятся заявки на создание ТОРов еще в ряде челябинских моногородов, таких как Аша, Миньяр, Верхний Уфалей, Нязепетровск, Карабаш и Усть-Катав.

Для каждого из городов предусмотрена своя специализация. В Озерске это будут новые технологии и материалы, в Снежинске - продукция для нефтегазового и энергетического секторов, в Трехгорном – станкостроение и точное машиностроение, в Бакале - производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

В частности, в результате реализации инвестпроектов резидентов ТОРа в Бакале, как рассчитывают региональные власти, до 2025 года доля работающих на градообразующем предприятии снизится с 18,1% до 16% от экономически активного населения за счет того, что будет создано 700 новых рабочих мест, а привлеченные инвестиции составят 15 млрд рублей.

Для трех челябинских ЗАТО выбраны девять потенциальных площадок общей площадью 98,8 га, подобран 31 проект с объемом инвестиций 14,6 млрд рублей, которые позволят создать дополнительно около 2,6 тыс. рабочих мест. Потенциальные резиденты ТОРов планируют реализацию проектов с участием ПАО "Газпром" и ОАО "НК "Роснефть".

"Благодаря территориям опережающего социального развития в Челябинской области будут созданы новые предприятия, рассчитанные прежде всего на импортозамещение", - подчеркнула начальник управления по работе с регионами "Росатома" Александра Харичева, слова которой приводит пресс-служба губернатора Челябинской области.

В самих закрытых городах на ТОРы возлагают большие надежды. Например, как сообщает пресс-служба администрации Трехгорного, здесь ожидают инвестиции в размере, как минимум, 6 млрд рублей. В городе определены три площадки, где будут созданы инновационные производства, в том числе три по станкостроению. "Они не конкурируют между собой, каждый рассчитан на свою нишу", - говорит замглавы по экономике и финансам администрации Трехгорного Ирина Мартысюк, слова которой приводятся в сообщении пресс-службы.

Кроме того, предполагается организовать производство алюминиевого профиля и производство легких стальных нержавеющих конструкций, выпуск шламовых насосов, а также одноразовых шприцев и диодных светильников.

Планируется, что одна из предполагаемых площадок будет обеспечена инфраструктурой. "Чтобы инвесторы зашли уже на готовую площадку, нужно подключение к газу, электричеству, воде, стокам, на это потребуется около 200 млн рублей", - отметила замглавы по экономике и финансам администрации Трехгорного.

В пресс-службе горадминистрации Interfax-Russia.ru уточнили, что на эти цели будут привлечены средства из местного, регионального и федерального бюджетов.

"Благодаря ТОСЭР Трехгорный и другие закрытые города области могут стать драйвером экономического развития всей Горнозаводской зоны Южного Урала за счет формирования нового высокотехнологичного производственного центра на базе импортозамещающего производства", - уверена Ирина Мартысюк.

Но на практике может выйти несколько иначе. Как отмечает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, "закрытость" города сужает круг потенциальных инвесторов. "Производства в ТОРах должны быть инновационными. В ЗАТО, как правило, военное производство, вариация решений (для организации других производств – ИФ) ограничена. Важно, чтобы нужный инвестор и моногород "встретились" друг с другом", - заявил Interfax-Russia.ru Дмитрий Журавлев.

Он подчеркнул, что инвестору необходимы гарантии, что правила игры не поменяются, и таким гарантом как раз могут выступить региональные власти. "С моногородами, особенно, закрытыми, это должен быть ручной процесс управления, ведь "невидимая рука рынка" здесь не сработает. Успешность проекта во многом зависит от работы местных, и, особенно, региональных властей. Очень важно и то, чтобы власть выступала гарантом перед инвестором. Понятно, что 100%-ой гарантии не будет, но риски может снизить. Территория опережающего развития – это, в первую очередь, территория опережающего внимания", - полагает гендиректор института региональных проблем.

Вместе с тем, в министерстве экономического развития Челябинской области подчеркивают, что заявка в правительство РФ о создании ТОСЭР пока не подана - этому мешает то, что среди федеральных исполнительных органов власти нет координатора в данной сфере. "Губернатором Челябинской области Борисом Дубровским направлено обращение в правительство РФ с просьбой определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере координации создания ТОСЭР в ЗАТО", - отметили в министерстве.

Там же добавили, что заявки о создании ТОСЭР в ЗАТО Челябинской области планируется подать в январе следующего года.

Обозреватель Иван Козликов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще