Точка зрения 17 марта 2016 г. 16:01

Подрезали крылья

Подрезали крылья
© РИА Новости. Антон Денисов

Interfax-Russia.ru – Авиакомпания "Когалымавиа" лишилась права выполнять внутренние и международные рейсы, но собирается принять меры для возобновления полетов.

Авиакомпания "Когалымавиа" была основана в 1993 году. Первоначально компания специализировалась на регулярных и чартерных рейсах и вертолетных работах для нефтегазовой отрасли. В 2011 году перевозчик перестал осуществлять регулярные рейсы, сосредоточившись на чартерных. Спустя год "Когалымавиа" произвела ребрендинг и получила название MetroJet. Еще год спустя вошла в международный туристический холдинг TH&C.

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Авиакомпания "Когалымавиа" через ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания" принадлежит трем физлицам: турецкому туристическому магнату Багана Хамит Джанкуту, Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову.

Финансовые проблемы у "Когалымавиа" начались после того, как самолет компании А321, летевший 31 октября 2015 года из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синайском полуострове. На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, все они погибли. Позже российские власти квалифицировали катастрофу как теракт, назвав причиной взрыв бомбы на борту лайнера.

После трагедии Ространснадзор совместно с Росавиацией провел проверку авиакомпании, в ходе которой оценивалось, в том числе, техническое состояние парка воздушных судов, подготовка экипажей, наличие необходимых документов и свидетельств.

Проверка закончилась 30 ноября, и, как утверждали в компании, Ространснадзор не выявил в ходе проверки нарушений, которые могут привести к отзыву у нее сертификата.

"Есть некоторые замечания, которые устраняются и не влияют на безопасность полетов. Нарушений, которые могут привести к отзыву сертификата у авиакомпании, не выявлено", - заявлял "Интерфаксу" в декабре представитель "Когалымавиа".

Источник "Интерфакса" в службах транспортного надзора также сообщал, что по предварительным результатам, Ространснадзор в ходе проверки авиакомпании серьезных нарушений не выявил. "Акт по итогам проверки авиакомпании подписан. Серьезных претензий, с точки зрения состояния парка воздушных судов, нет", - сказал собеседник агентства.

Вместе с тем Роструд в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в авиакомпании выяснил, что "Когалымавиа" задолжала своим сотрудникам более 83 млн рублей. Руководству авиакомпании было выдано предписание о ликвидации задолженности и выплате работникам компенсации за несоблюдение сроков выплат до 24 декабря 2015 года.

В случае непогашения долга перед сотрудниками Роструд собирался направить материалы проверки в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, которая предусматривает привлечение к ответственности вплоть до дисквалификации руководства компании.

В свою очередь основной владелец холдинга TH&C (управляет авиакомпанией "Когалымавиа") Исмаил Лепиев в интервью Forbes заявлял, что компания ждет компенсации со стороны Египта.

"Для меня очень важна не только экономическая составляющая вопроса, но и политическая. Египет - партнер России во многих сферах, это отношения, которые выстраивались десятилетиями, мы это уважаем и до последнего будем стараться договориться о компенсации без судебных шагов. На данный момент мы ждем, когда Египет завершит расследование и официально объявит о его результатах", - отметил он.

После вмешательства Роструда авиакомпания выплатила долги по зарплате на сумму более 73 млн рублей.

Между тем в феврале Росавиация провела очередную инспекционную проверку базовых объектов "Когалымавиа". Комиссия установила, что с декабря авиакомпания полностью остановила полеты, а из четырех самолетов, годных к выполнению авиарейсов, в аэропорту базирования находился только один. По имеющимся у чиновников сведениям, сотрудники компании активно переходят работать в другие авиационные предприятия страны.

Сама компания пока не раскрывала своих финансовых и операционных показателей за 2015 год, а в 2014 году выручка перевозчика составила 7,9 млрд рублей, чистая прибыль - 2,4 млн рублей.

Действительно, как констатировал в начале марта министр транспорта РФ Максим Соколов, после трагических событий на Синайском полуострове у компании фактически осталось лишь одно воздушное судно.

"На крыле одно судно. Этого недостаточно для того, чтобы оказывать услуги по международным перелетам и существовать на авиационном рынке. Любое судно может показать техническую неисправность, а если нет замены, то пассажиры останутся в аэропорту. Это недопустимо для того качества услуг, которые сегодня оказываются российским пассажирам", - заявил министр, отметив, что "Когалымавиа" необходимо предложить программу развития либо уйти с рынка.

При этом, по словам Соколова, Минтранс не видит катастрофы в уходе c рынка "Когалымавиа" и других компаний вне десятки крупнейших. Он напомнил, что сегодня лицензии эксплуатанта имеют порядка 115 авиакомпаний. Из них 10 крупнейших осуществляют порядка 80% всех авиаперевозок.

"И если мы говорим о событиях, которые могут повлиять на соотношение сил, надо иметь в виду эту десятку. Все остальные компании за ее пределами не окажут серьезного влияния на состояние авиационного рынка", - заключил министр.

Что касается "Когалымавиа", то министр признал, что компания находится в непростой ситуации по объективным, и в какой-то степени независящим от нее причинам. "Потому что два основных направления, на которых работала эта компания, - это Египет и Турция - оказались закрытыми. Компания с учетом отсутствия собственного авиапарка - в собственности только один самолет - не смогла переориентироваться на другие международные направления", - отметил он.

Соколов отметил, что если акционеры "Когалымавиа" "не подставят плечо, не поддержат ее финансами", то она не сможет выполнять свои обязательства ни перед пассажирами, ни перед другими контрагентами отрасли: аэропортами, ТЗК, хэйндлинговыми компаниями. "И ей придется уйти с рынка. Я не вижу в этом никакой катастрофы для отрасли, хотя, конечно, для отдельной компании - да, печально, но таков мир и история развития", - добавил министр.

16 марта Росавиация ввела ограничения на действие сертификата "Когалымавиа". В течение их действия авиакомпания не сможет выполнять полеты на внутренних и международных воздушных линиях.

Ведомство отмечает, что собственники авиаперевозчика оказали проекту финансовую поддержку, но принятых мер оказалось недостаточно. В частности, констатировали в Росавиации, не ликвидирована задолженность по заработной плате, за аэропортовые услуги, за аэронавигационное обслуживание. Также более двух кварталов подряд остается крайне неудовлетворительным финансово-экономическое состояние авиакомпании. К тому же Федеральная налоговая служба РФ подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании компании банкротом.

В итоге комиссия ведомства пришла к выводу, что "Когалымавиа" не может безопасно выполнять коммерческие воздушные перевозки, и рекомендовала ввести ограничения в действие сертификата эксплуатанта авиаперевозчика.

Источник "Интерфакса" сообщил, что аэропорты московской воздушной зоны уже получили от ведомства уведомление о запрете выполнения рейсов авиакомпании.

При этом перевозчику предоставили очередную возможность устранить выявленные нарушения. И авиакомпания намерена принять меры для возобновления полетов. "Руководство авиакомпании в настоящее время принимает конструктивные меры для изменения финансово-экономического состояния, что позволит компании со своей стороны подать заявление в Росавиацию на снятие (введенных ведомством - ИФ) ограничений", - говорится в сообщении перевозчика.

В компании обращают внимание, что ограничения действия сертификата эксплуатанта не являются основанием приостановления деятельности "Когалымавиа" и могут быть сняты Росавиацией в течение 40 дней с момента подачи соответствующей заявки.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще