Точка зрения 12 октября 2016 г. 18:21

Атака на оператора

Атака на оператора
© РИА Новости. Сергей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – Многие абоненты одного из мобильных операторов на Урале несколько часов оставались без связи из-за аварии на сетях. Компания винит в произошедшем хакеров.

Масштабная авария произошла на оборудовании мобильного оператора "Мотив", в результате часть абонентов в четырех уральских регионах на полдня оказалась без связи.

В компании сообщили, что причиной аварии стала хакерская атака из-за рубежа, они периодически случаются и успешно купируются, но не в этот раз. Компания уже пообещала пересмотреть свою систему защиты и выплатить клиентам компенсацию. Эксперты напоминают, что сбои в работе происходят у всех компаний, но о проблемах именно из-за хакерских атак российские сотовые операторы ранее не заявляли.

Часть абонентов "Мотива" в Екатеринбурге, опрошенных Interfax-Russia.ru, обнаружила, что у них нет связи с самого утра 12 октября. У других связь присутствовала, затем пропадала. В соцсетях некоторые пользователей пишут, что их телефоны не работали уже ночью. На официальной странице "Мотива" в "Вконтакте" сообщение о проблемах появилось в 8:28 утра по местному времени. "Уважаемые абоненты! На сети произошла серьезная авария. В данный момент ведутся аварийно-восстановительные работы. К сожалению, сроки окончания работ назвать затруднительно", - заявила компания.

Выяснилось, что проблемы возникли не только у жителей Екатеринбурга, но и у абонентов по всей Свердловской области, в соседней Курганской, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Информации о перебоях со связью в Пермском крае, где тоже присутствует компания, не поступала.

Спустя почти три с половиной часа после первого сообщения представители оператора написали, что подвергся DDoS-атаке.

"Технические специалисты компании делают все возможное, чтобы восстановить связь в кратчайшие сроки. Информация о 72 часах, которой успели "напугать" СМИ, не соответствует действительности. Это формальный норматив, максимально возможный срок устранения любой аварии. Естественно, что связь будет восстановлена гораздо раньше", - отмечалось в сообщении.

В нем подчеркивалось, что всех абонентов, оставшихся без связи, ждет компенсация, о видах и сроках предоставления которой будет сообщено дополнительно.

Абоненты в свою очередь под постами о проблемах писали возмущенные комментарии и грозили перейти к другому оператору.

Впрочем, через полчаса в "Мотиве" заявили о восстановлении голосовой связи, а к пяти часам вечера оператор сообщил, что все неполадки устранены. "Приносим свои извинения, если чье-то утро началось не так, как вам хотелось. Спасибо всем вам за понимание!", - отмечалось в сообщении.

Официальный представитель "Мотива" Алена Ярушина рассказала агентству "Интерфакс-Урал", что сначала сеть "поднялась" в Свердловской области, а затем за ней подтянулись и другие регионы. "Примерно в 12:00 (10:00 мск) заработала частота GSM, а затем связь LTE", - уточнила она, подчеркнув, что хакерская атака осуществлялась из-за пределов Российской Федерации.

Кроме того, представители компании планируют написать заявление в правоохранительные органы с тем, чтобы найти преступников. "На конкурентов не грешим, так как все мы работаем на одном рынке", - ответила Алена Ярушина на соответствующий вопрос агентства.

Она подчеркнула, что подобные атаки иногда происходят, но их удается отбивать на ранних этапах. "Дело в том, что от хакерских атак не застрахована ни одна компания. В каких-то моментах мы пересмотрим систему безопасности и подумаем, как еще можно защищаться", - добавила собеседница агентства.

О том, что системы защиты операторов периодически проверяются на прочность, говорят и эксперты. Аналитик департамента беспроводных технологий J‘son & Partners Сonsulting Анна Пономарева напомнила Interfax-Russia.ru, что кратковременные сбои работы сети мобильной связи случаются практически у всех операторов и поэтому не влекут за собой репутационные издержки и отток абонентов. Так, в январе-марте текущего года сообщалось о сбое сети "Билайн" в Москве и Кировске, МТС - в Санкт-Петербурге, "МегаФон" - в Москве.

"Нарушения обычно связаны с авариями на сети (например, повреждение кабеля) или неудачным обновлением ПО и оборудования и, как правило, устраняются в течение нескольких часов. В целом, российские операторы сотовой связи ранее не сообщали о сбоях сети из-за хакерских атак", - констатировала Анна Пономарева.

"Как правило, у операторов развитые IT-системы и квалифицированный персонал. Думаю, большинство хакерских атак остаются незамеченными для абонентов", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru финансовый аналитик Группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

"Сети обычно неплохо защищены. Случаи, когда в результате хакерской атаки происходят проблемы с мобильной сетью, довольно редкое явление. Ничего катастрофичного в этом нет, ни одна система идеально работать не может", - также сообщил Interfax-Russia.ru аналитик "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.

Он заметил, что, если случается что-то подобное, то компании разбираются в случившемся и ищут уязвимости для их устранения. "Важно, чтобы компания объяснила абонентам произошедшее и доложила: предприняты все необходимые меры, чтобы подобное не повторялось", - отметил Константин Анкилов. Он полагает, что одноразовый, пусть и масштабный сбой, не приведет к серьезному оттоку абонентов.

Тимур Нигматуллин также считает, что репутационные потери "Мотива" в результате происшествия на несколько часов отключившего сеть будут несущественны. "При условии не повторения данного события на регулярной основе", - подчеркивает аналитик "Финама".

Однако по его словам, сотовый оператор подвержен совсем иным рискам. "По прогнозам некоторых участников рынка, в денежном выражении рынок мобильной связи в РФ в 2016 году впервые в истории сократится. Динамика будет связана с усилившейся ценовой конкуренцией из-за снижения реальных доходов населения и появлением крупного федерального игрока на основе Теле2 и активов Ростелекома. Таким образом, рыночные тенденции говорят о том, что абоненты сейчас больше отдают предпочтение цене, а не качеству связи", - добавил Тимур Нигматуллин.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще