Точка зрения 8 сентября 2011 г. 22:15

Не повторить ошибок

Interfax-Russia.ru – В авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем погибло 43 человека. Череда катастроф положила начало существенным изменениям в гражданской авиации России.

На заседании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем президент России Дмитрий Медведев заявил, что "вопросы безопасности полетов гражданской авиации обсуждались не раз, но с этим по-прежнему большие проблемы". Он поручил правительству в ближайшее время разработать программу по обновлению отечественного авиапарка.

"Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя", - заявил Медведев. Глава государства также подчеркнул, что ставки нужно делать, в первую очередь, на машины отечественных конструкторских бюро, но "если они не способны "раскрутиться", нужно покупать технику за рубежом".

Со своей стороны министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что его ведомство обратилось в правительство с просьбой изменить законодательство в области обеспечения безопасности полетов в части ужесточения ответственности.

"Нужно и компании наказывать, и дисквалифицировать тех, кто попался, я имею в виду пилотов", - сказал он.

Кроме того, Левитин сообщил, что с 2012 года для всех авиакомпаний будут введены новые жесткие нормативы.

"Правительственная комиссия по транспорту и связи в августе приняла решение о том, что с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее 10 воздушных судов с количеством мест более 50, а с 2013 года - не менее 20", - сказал Левитин на заседании оперативного штаба.

Он подчеркнул, что с 2012 года все воздушные суда, которые были произведены 20 и более лет назад, должны быть оснащены системами предупреждения столкновения с землей и предотвращения столкновения в воздухе.

В свою очередь Дмитрий Медведев заметил, что 85% регулярных перевозок в России осуществляют всего 10 компаний. При этом все летные происшествия этого года случались с теми авиакомпаниями, которые "закрывают" оставшиеся 15% перевозок.

"Эта статистика свидетельствуют о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу отсутствия денег, кадровых ресурсов следят за своим парком самолетов", - сказал президент.

По словам главы государства, большинство авиапроисшествий происходит не из-за отказов техники, а из-за нарушений правил гражданской авиации. Поэтому квалификацию летного состава проверят и исключат тех, кто "не готов работать".

Расследованием авиакатастрофы Як-42 займется специально созданная комиссия, которой будет работать открыто.

Развивая идею публичности в расследовании резонансных происшествий, зампред Госдумы по безопасности Геннадий Гудков сказал, что считает необходимым поручать проведение расследований государственными, а не правительственными комиссиями.

"Только в этом случае мы получим действительно объективные расследования трагедии, которое выявит вину не только слесаря дяди Васи, но и вышестоящих должностных лиц", - добавил Гудков.

Принятию подобных мер "поспособствовала" авиакатастрофа, в которой погибла хоккейная команда ярославского "Локомотива".

Напомним, что пассажирский самолет Як-42 потерпел крушение 7 сентября под Ярославлем. По данным официального представителя Росавиации, лайнер отправился в рейс из аэропорта Туношна, но не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, расположенной за взлетно-посадочной полосой (ВПП). По данным МЧС, на борту лайнера кроме 8 членов экипажа находилось 37 пассажиров.

Первыми на помощь выжившим пришли полицейские – лейтенант полиции Дмитрий Коноплев и прапорщик полиции Олег Смирнов, которые несли службу на полицейском катере в районе аэропорта "Туношна", сообщает сайт УМВД России по Ярославской области.

Около 16:00 полицейские увидели, как самолет еле оторвался от земли, зацепил локатор, ушел влево и за деревьями рухнул. Через полторы минуты они были на месте - часть самолета лежала в воде, остальное горело на берегу. В воде по грудь к берегу пытался идти человек. Полицейские не могли сразу подвести катер к берегу и крикнули мужчине, чтобы тот прошел немного в сторону. Мужчина был в сознании, говорил и двигался уверенно, но сильно обгорел. Полицейские помогли ему влезть в катер.

В это время из обломков самолета показался человек в летной форме. Он пытался за плечи вытащить другого мужчину, также в форме. Со стороны аэродрома к месту падения быстро подъехали находившееся там автомашины МЧС, полиции, "Скорой помощи". Полицейские уложили мужчину на носилки и вернулись к первому пострадавшему.

"Все время пути мы говорили с ним, чтобы не дать ему потерять сознание. Он вел себя очень мужественно, адекватно оценивал происходящее. Только перед погрузкой в "Скорую помощь" мы спросили его имя.

"Братишки, я Галимов (хоккеист Александр Галимов - ИФ)", - цитирует слова Коноплева сайт УМВД России по Ярославской области.

Причины авиакатастрофы

Пока одни отказывались верить в то, что по каким-либо причинам за считанные минуты мог погибнуть весь состав знаменитого ярославского "Локомотива", который называли вероятным победителем хоккейного кубка "Гагарина", другие по крупицам собирали информацию о катастрофе и пытались разобраться, что могло привести к трагедии.

Вероятных причин несколько: отказ техники, ошибка пилота или диспетчера, некачественное топливо, плохие погодные условия и перегрузка самолета.

Впрочем, перегрузка вряд ли стала причиной катастрофы - в тот день на борту самолета было 45 человек при максимальной вместимости в 120 пассажиров.

Версия об ошибке авиадиспетчеров не рассматривается из-за того, что 7 сентября в аэропорту ожидали прибытия на Мировой политический форум важных гостей, в связи с чем все службы аэропорта были усилены.

Экипаж самолета был опытным. Это подтвердил и Игорь Левитин, отметив, что капитан - пилот первого класса, отлетал на погибшем Як-42 1500 часов, второй пилот - свыше 400 часов.

Источник в аэропорту "Туношна" также уточнил, что 7 сентября под Ярославлем была ясная погода с небольшой облачностью, которая не могла привести к катастрофе.

Таким образом, причиной катастрофы, вероятнее всего, могло стать некачественное топливо или технические неполадки.

После ЧП сотрудники следственной группы изъяли из аэропорта документацию и взяли пробу топлива, которым был заправлен лайнер, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах. Он также заметил, что на экспертизу уйдет не менее двух суток.

В качестве основой рассматривается версия о технической неисправности самолета.

Предполагают, что у лайнера мог отказать один из трех двигателей. Но руководитель Татарстанского межрегионального управления Росавиации (Казань) Шавкат Умаров рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье", что Як-42 может взлетать и на двух двигателях в случае отказа третьего. К тому же, перед вылетом в Ярославль самолет прошел оперативную форму технического обслуживания, замечаний не было, сообщили "Интерфаксу" в Росавиации. А до этого техническое обслуживание самолет проходил 16 августа в Казани.

Как стало известно позже, за месяц до катастрофы у Як-42 заменили правый двигатель. Этот факт стал причиной проверки рабочей комиссией Татарского территориального отдела (ТТО) государственного авиационного надзора Ространснадзора компании "Тулпар Техник" (Казань), которая производила плановое техобслуживание.

Руководитель ТТО Госавианадзора Альберт Сафин сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье", что компания считается одной из лучших по обслуживанию самолетов данного типа.

"В руководстве "Тулпар Техник" нам сообщили, что в ходе техобслуживания по просьбе авиакомпании "Як-Сервис" на самолете был заменен правый двигатель, поскольку у него заканчивался рабочий ресурс", - сообщил Сафин. Он добавил, что на Як-42 стояли три двигателя Д-36 производства украинского предприятия "Мотор Сич", представитель которого также участвует в расследовании причин катастрофы.

По мнению известного летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, Як-42 устаревший, но надежный самолет.

"Як-42 можно считать устаревшим. Но все самолеты со временем устаревают. Вопрос в том, как этот Як-42 эксплуатировали и обслуживали, в чьих руках он был, и какие были регламентные работы. Это уже технические вопросы, и в этом плане нужно ждать выводов техкомиссии МАК", - сказал "Интерфаксу" Толбоев.

Он также заметил, что за время испытаний, на которых присутствовал сам летчик-испытатель, с Як-42 "не было никаких технических проблем". Того же мнения придерживается и руководитель Татарстанского межрегионального управления Росавиации Шавкат Умаров.

"У нас все самолеты надежные. А упасть может и совсем новенький самолет, как это случилось с совсем новеньким самолетом Airbus во Франции. Всякое бывает", - рассказал он агентству "Интерфакс-Поволжье".

В этой ситуации можно долго искать виноватых, но истинные причины трагедии станут ясны только после расшифровки "черных ящиков", которые уже извлекли из киля самолета и отправили в лабораторию техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в Москву.

"В ночь на пятницу дежурная смена начнет осмотр, просушку, вскрытие самописцев и определение наличия записей аварийного полета", - сказал "Интерфаксу" представитель МАК.

Массовые проверки

В настоящее время в России 16 компаний, эксплуатирующих самолеты Як-42. Всего в их ангарах находится 57 лайнеров.

"В течение трех дней будет проведена внеплановая проверка этих самолетов", - сказал глава Минтранса Игорь Левитин на заседании оперативного штаба.

С 8 сентября специалисты сибирского Ространснадзора начали проверки технического состояния самолетов Як-42 в связи с авиакатастрофой под Ярославлем.

"В первую очередь мы проверим Як-42, которые стоят у нас на учете, а также те судна, которые прилетают к нам из других регионов страны. Если будут найдены отклонения от нормы, то эксплуатация судна будет приостановлена", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" начальник управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Ространснадзора Владимир Масютин. По его словам, самолеты Як-42 в основном используются в Красноярском крае и Иркутской области.

Тем временем, в пресс-центре МВД "Интерфаксу" сообщили, что на месте крушения Як-42 под Ярославлем находится первый замминистра внутренних дел РФ Александр Горовой. Для расследования катастрофы в Ярославль прибыла МАК, которую возглавил Алексей Морозов. Также на месте катастрофы находятся замминистра Валерий Окулов и первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков.

К расследованию подключилась и Госдума, в которой создана комиссия по расследованию причин гибели людей в катастрофе Як-42 под Ярославлем и по изучению авиационного парка.

"Это системная трагедия. И мы должны определить, в чем причина. Потому что мы должны летать, не думая, что это последний полет в нашей жизни", - заявил спикер нижней палаты Борис Грызлов.

В региональном управлении МЧС "Интерфаксу" сообщили, что на месте крушения Як-42 под Ярославлем обнаружены тела всех 43 погибших. В катастрофе чудом выжили двое: член экипажа Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, которых 8 сентября доставили из ярославской больницы им.Соловьева в НИИ им Склифосовского и НИИ хирургии им.Вишневского.

Отцу хоккеиста удалось пообщаться с сыном в больничной палате, сообщил журналистам руководитель ожогового отделения Института им.Вишневского Андрей Алексеев. Врач подчеркнул, что тактика лечения для пострадавшего требует покоя.

"Сейчас он находится в медикаментозном сне и на искусственной вентиляции легких", - отметил врач.

Команда, которой больше нет

Пассажирами злополучного рейса была хоккейная команда ярославского "Локомотива". Самому молодому игроку недавно исполнилось 20 лет. В состав команды помимо русских входило шесть иностранных хоккеистов: швед Стефан Лив, словак Павол Демитра, чехи Йозеф Вашичек, Ян Марек и Карел Рахунек. Тренерами клуба были гражданин Канады - Брэд Маккриммон и белорусы Руслан Салей и Сергей Остапчук.

До 22 сентября родственников погибших и пострадавших будет бесплатно перевозить авиакомпания "Аэрофлот", сообщает пресс-служба компании. Близким иностранных граждан также будут бесплатно выданы служебные визы со сроком действия в 10 дней.

Семьи погибших также получат помощь в размере 300 тыс. рублей "каждому, независимо от того наши это или не наши", сообщил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Помимо этого, мэрия Ярославля окажет близким погибших помощь в размере 150 тыс. рублей. Глава региона отметил, что семьям погибших игроков "Локомотива" будут произведены "очень значительные выплаты по контрактным обязательствам", а детей игроков поддержат.

В связи с трагедией начало чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) перенесли на 12 сентября. В ближайших планах КХЛ как можно быстрее восстановить ярославскую команду. Эту идеею поддерживают и фанаты.

"Сегодня большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому "Локомотиву". Более 30 игроков готовы перейти в нашу команду. В КХЛ играет очень много ярославцев, и они готовы возвратиться в наш клуб", - заявил "Интерфаксу" Сергей Вахруков. В свое время такое решение помогло восстановить футбольную команду "Пахтакор", самолет которой 11 августа 1979 года столкнулся с летевшим навстречу по курсу Кишинев-Куйбышев таким же авиалайнером. В общей сложности в результате крушения погибли 178 человек.

Соболезнования в связи с авиакатастрофой поступают со всего мира.

В свою очередь первый губернатор Ярославской области (1991–2007 гг.), депутат Государственной Думы РФ Анатолий Лисицын предложил установить в память о погибших стелу.

"Для обсуждения эскиза стелы, места установки - либо у "Арены" (спортивный комплекс - ИФ), либо на месте авиакатастрофы - мы обратимся к фан-клубу "Локомотива" и ко всем ярославцам", - сообщил Лисицын "Интерфаксу".

По его словам, будет создан специальный счет, куда он в качестве первого взноса перечислит сентябрьскую зарплату. При этом собеседник агентства отметил, что счет будет находиться под контролем фан-клуба "Локомотива".

9, 10 и 11 сентября в Ярославской области объявлены траурными днями.

Глава региона пообещал, что администрация Ярославской области возьмет на себя все расходы по организации похорон и транспортировке тел погибших. Церемония прощания с игроками, тренерами и сотрудниками ХК "Локомотив" состоится в ярославской "Арене-2000" 10 сентября.

"Решения о принципах комплектования команды "Локомотив" будут приняты и обнародованы после этой даты", - заявила КХЛ.

Трагедия показала, что российская авиация нуждается в серьезных изменениях. Но в первую очередь, измениться должно отношение людей к делу. Ведь цену человеческой жизни невозможно измерить. А значит нужно сделать все возможное, чтобы судьбу Як-42 не повторил ни один лайнер.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще