Точка зрения 11 октября 2011 г. 17:22

Погибли на взлете

Interfax-Russia.ru – Эксперимент, моделирующий взлет упавшего под Ярославлем Як-42, проводят в подмосковном Жуковском. СМИ уже называют причину трагедии – нога пилота на педали тормоза.

Со дня катастрофы Як-42 под Ярославлем прошло больше месяца, однако причина гибели почти всего экипажа (выжил лишь один член экипажа Александр Сизов) и хоккейной команды "Локомотив" до сих пор достоверно неизвестна. Возможно, свет на случившееся смогут пролить эксперименты с участием летчиков-испытателей.

Трагедия произошла днем 7 сентября при взлете самолета из аэропорта "Туношна". Як-42 не смог разогнаться до скорости, необходимой для взлета. В результате он выбежал за пределы взлетно-посадочной полосы прежде, чем оторвался от земли. Взяв в итоге небольшую высоту, он зацепил антенну радиомаяка и, накренившись, вскоре упал на землю. 43 человека, находившиеся на его борту, погибли сразу. Выжившие - хоккеист "Локомотива" Александр Галимов и член экипажа Александр Сизов – были госпитализированы и вскоре доставлены в ведущие больницы Москвы, где Галимов 12 сентября скончался.

По факту крушения Як-42 тогда же было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полета), которое расследует Главное следственное управление СК РФ. Президент России Дмитрий Медведев потребовал, чтобы расследование ярославской катастрофы было публичным. Вместе с тем, еще не дожидаясь его итогов, глава государства решил радикально сократить число авиакомпаний в стране и обновить отечественный авиапарк. Однако сейчас, похоже, все говорит о том, что решения имеют мало общего с возможной причиной трагедии.

Натурный эксперимент по повторению условий взлета Як-42 проводится на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.Громова, расположенном в подмосковном Жуковском. Вместо Як-42 используется самолет-аналог, которым управляют летчики-испытатели из ЛИИ и ОКБ имени Яковлева. Он снабжен специальной регистрирующей аппаратурой.

"В ходе натурного эксперимента планируется выполнить штатный взлет с повторением действий экипажа в аварийном полете, но без создания дополнительной тормозящей силы, - ранее пояснили специалисты МАК. - Далее будет выполнен ряд прерванных взлетов для оценки соответствия результатов математического моделирования по возникновению дополнительной тормозящей силы на различных этапах разбега самолета и оценки ее влияния на создание пикирующего момента, препятствующего поднятию носового колеса и достижению взлетного угла тангажа, то есть условий взлета воздушного судна".

Первый полет в рамках эксперимента состоялся 10 октября. Его проведение едва не оказалось под вопросом из-за дождя в московском регионе. Ведь, по словам специалистов МАК, для эксперимента была необходима сухая полоса с коэффициентом сцепления 0.6 и отсутствие сильного ветра.

Но в итоге все прошло по плану. Полученные данные уже расшифровывают в МАК, чтобы сравнить с параметрами полета погибшего Як-42.

Между тем, газета "Коммерсант" сообщила о том, что эксперты в своем натурном эксперименте рассчитывают "однозначно подтвердить или, наоборот, опровергнуть свою основную версию трагедии". Согласно ей - взлету самолета помешал один из его пилотов, державший в момент разгона ногу на тормозной педали.

Согласно данным "Коммерсанта", на следующих этапах тормозящая сила при взлете будет создаваться искусственно.

"Одному из летчиков, "яковлевцу", поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос. В это же время его напарник из ЛИИ будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали", - пишет издание.

Сложность этого этапа заключается в том, чтобы не затормозить до отрыва передней стойки шасси, но и успеть совершить экстренное торможение прежде, чем машина окажется в воздухе.

"Если эксперимент подтвердит, что причиной катастрофы стало именно воздействие на самолет "дополнительной тормозящей силы", виновниками трагедии признают пилотов. Однако вопрос, почему один из них тормозил, скорее всего, останется открытым, а в окончательном отчете Межгосударственного авиационного комитета будет в обтекаемой форме сказано, что катастрофа произошла из-за плохой подготовки летчиков и ошибок, допущенных ими при взлете", - пишет "Коммерсант".

Ранее среди возможных версий катастрофы назывались: взлет на не снятом стояночном тормозе, некачественное топливо, внезапно отказавшие двигатели, загруженность аэропорта, связанная с прибытием официальных лиц на проходивший в те дни Ярославский политический форум. Однако ни одна из этих версий не нашла достаточных подтверждений.

Допрос единственного выжившего в катастрофе Як-42 члена экипажа Александра Сизова, проведенный через две с половиной недели после трагедии, подтвердил предположения экспертов: замечаний к работе авиационной техники ни в предыдущем полете, ни при подготовке к аварийному, ни в ходе него, по словам специалистов МАК, не было. Значит, что-то из ряда вон выходящее происходило в кабине пилотов.

Косвенно "человеческий фактор" подтверждают расшифровки переговоров пилотов в последние минуты перед трагедией. Стенограмма переговоров летчиков еще в середине сентября оказалась в распоряжении телеканала "Вести" и других СМИ, однако телевизионщики предупредили, что официального подтверждения подлинности материалов нет.

Согласно этой стенограмме, причиной падения самолета стала ошибка при взлете и недопонимание между вторым пилотом и командиром экипажа. Последний почему-то не отдал команду на экстренное торможение и скомандовал взлет, когда ситуация уже заметно развивалась не по привычному сценарию.

Другие СМИ связали странное поведение командира экипажа с его плохим самочувствием, поэтому взлет проводил второй пилот. Но у него, согласно информации СМИ, в свою очередь не было серьезного опыта работы на данном типе самолетов. Цепь таких роковых случайностей якобы и привела к трагедии. Впрочем, официально эта версия никем не подтверждена, однако она не противоречит тем экспериментам, которые сейчас проводят в Жуковском. И наоборот, объясняет, почему пилот мог забыть ногу на педали "тормоза".

Впрочем, пока эксперты призывают не делать окончательных выводов о том, что все же стало причиной катастрофы. "Эксперимент еще не закончен. Он продолжается", - ответили в МАК на просьбу прокомментировать опубликованные в "Коммерсанте" сведения. По некоторым данным, ясность в причины трагедии может быть внесена в ближайшие недели.

И, судя по тому, как опровергались ранее, казалось бы, наиболее реальные версии крушения, стоит прислушаться к совету специалистов

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще