Эксклюзив 30 октября 2019 г. 16:30

Глава Российского экспортного центра Андрей Слепнев: "Мы отмечаем высокий интерес африканских стран к российским IT-решениям и медицине"

Глава Российского экспортного центра Андрей Слепнев: "Мы отмечаем высокий интерес африканских стран к российским IT-решениям и медицине"
Фото предоставлено пресс-службой РЭЦ

Первый экономический форум "Россия-Африка" прошел в Сочи, на нем присутствовало более 50 лидеров стран африканского континента и сотни российских компаний. О том, каких ключевых соглашений удалось достичь, какой потенциал у развития торгово-экономических отношений между Россией и странами Африки, а также о тенденциях в сфере несырьевого неэнергетического экспорта в интервью "Интерфаксу" рассказал глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев.

- Андрей Александрович, совсем недавно завершился первый форум "Россия-Африка", который шел параллельно с саммитом Россия-Африка". РЭЦ был одним из соорганизаторов форума. Хотелось бы попросить вас подвести итоги: сколько было подписано соглашений?

- Безусловно, форум прошел активно, состоялись десятки сессий и других мероприятий по самым разным направлениям. И это работа не только Российского экспортного центра, но и огромного числа крупных и малых российских предприятий, которые участвовали в форуме. Например, продукция наших давних партнеров – компании "Промобот" из Перми, которая разрабатывает человекоподобных роботов – вызвала большой интерес у африканских компаний. Насколько мне известно, они договорились на поставки таких машин на сумму порядка $500 тысяч.

Кроме того, была организована работа по расширению бизнес-контактов: в специальной зоне только в первый день работы форума российские и африканские компании провели более 300 встреч. Неподдельный интерес вызвала выставка нашей продукции. Больше всего представителей стран Африки интересовала наша автомобильная техника, авиационная, мобильные медицинские комплексы. Кстати, для многих африканских стран мобильные комплексы – очень актуальная тема.

Если говорить непосредственно о повестке РЭЦ, то мы заключили ряд важных экономических соглашений. Но, пожалуй, я выделю одно самое знаковое – это создание платформы по поддержке торговых сделок между странами. Данное соглашение мы подписали вместе с ВЭБ.РФ и ПАО "Сбербанк". Сумма договора составляет $5 млрд и отражает потребности российской и африканской сторон в совместных финансовых решениях. Эта платформа формируется вместе с нашими партнерами – компанией "GemCorp Capital LLP", которая фактически будет обеспечивать торговые операции. Подключаясь к этой платформе, наши экспортеры могут не беспокоиться относительно обеспеченности платежей по поставляемым товарам, которые уже, в свою очередь, обеспечиваются через этот механизм. Интерес со стороны компаний к этой платформе очень высокий.

Мы также продолжаем наше сотрудничество с Афрэксимбанком, обеспечивая крупные торговые операции и инвестиционные проекты, которых уже достаточное количество – это и трубопроводы, это и железнодорожные проекты, поставки минеральных удобрений. Портфель таких проектов порядка $7 млрд.

Я считаю, что финансовые инструменты – это ключевая основа для развития торговых отношений между странами. Объективно, работать на этом континенте без специальных инструментов гарантирования, поддержки и страхования будет сложно.

- Вы говорили, что продукция российских компаний вызвала большой интерес. Что их заинтересовало больше всего?

- Сейчас африканский регион интенсивно развивается и нуждается в различной машинотехнической продукции самого широкого спектра – автомобили и различное оборудование, в частности, энергетическое. Мы видим большие перспективы по фармацевтике и всему, что связано с медициной.

Помимо этого, мы особо отметили интерес к IT-решениям, которые бы обеспечивали жизнедеятельность городов и инфраструктуры. Сейчас весь мир идет в сторону цифровой экономики, и страны африканского континента также понимают, что надо быть в тренде. Кроме того, представителей африканской стороны заинтересовали IT-решения в сфере медицины, образования, поскольку у них существует проблема удаленных населенных пунктов. По всем этим направлениям России действительно есть что предложить.

- На форуме также объявили о создании Российской промышленной зоны в Египте. Известно, что уже есть 25 потенциальных резидентов. Что даст это России?

- Потенциальных резидентов уже даже чуть больше – 27. Это наш первый "выход" в этот формат сотрудничества, многие страны его уже практикуют. Что это дает? Во-первых, таким образом компании оказываются ближе к клиенту, к потребителю. Во-вторых, компании-резиденты поддерживаются правительствами стран, поскольку они создают новые рабочие места, дают налоговые отчисления и так далее. Т.е. они становятся экономическими субъектами соответствующих стран, это очень приветствуется. Это уже совсем другой уровень сотрудничества.

Сейчас Египет – действительно можно назвать "воротами" в Африку, поскольку у Египта подписано более 70 соглашений о свободной торговле с разными странами мира. Кроме того, у страны выгодное логистическое положение на Суэцком канале, а также хороший режим в части налогов и прочих обременений. Все это создает хорошие предпосылки для того, чтобы, базируясь в этой точке, иметь лучшие возможности для работы в таком большом регионе.

- На ваш взгляд, прошедший форум даст толчок развитию торгово-экономического сотрудничества между Африкой и Россией?

- Я уверен, что это эпохальное событие. Более 50 президентов, огромное количество бизнес-элиты. Африканский регион однозначно воспринимает этот форум – и в целом весь этот год, поскольку форум не единственное мероприятие – как возвращение России в Африку. Причем возвращение России как партнера, который заинтересован содействовать развитию региона, а не просто выкачивать ресурсы. Это лейтмотив практически всех сессий и встреч.

- Некоторые эксперты говорят, что Россия пока проигрывает в присутствии на континенте США и Китаю. Есть ли у нас шансы составить им конкуренцию?

- Мы уже составляем им достойную конкуренцию во всех сферах, которые интересны нашему бизнесу. Если вы думаете, что поставки минеральных удобрений или участие в инфраструктурных проектах – это бесконкурентная сфера, то это не так. Любой крупный инфраструктурный проект – это конкуренция, конкуренция компаний, технологий, условий финансирования. В конце концов, конкуренция политических отношений. Поэтому то, что мы получаем контракты на модернизацию железных дорог, на поставки тысячи вагонов, на строительство газопроводов – это результат нашей общей позиции. Другое дело, что масштабы такой деятельности, количество таких проектов, конечно, пока не столь грандиозны, но самое главное, что они появляются и их число растет. Наши компании получают опыт, у них, совершенно очевидно, возрастает аппетит к работе в регионе. Есть уверенность в том, что мы можем и предлагаем конкурентоспособные продукты.

- А если в целом подводить итоги третьего квартала, есть ли какие-то новые тенденции в развитии несырьевого неэнергетического экспорта из России?

- Динамично развивается экспорт машиностроения, переработанной сельскохозяйственной продукции, легкой промышленности, фармацевтики, то есть меняется качественная структура экспорта. Те сферы, которые раньше играли второстепенную роль в нашем экспорте, сейчас начинают задавать тон росту на фоне сложной конъюнктуры наших традиционных сфер, таких как металлы, химия и лес.

Мы видим, что появляются новые тенденции в экспорте, новые точки роста. Каждая из этих точек роста в отдельности может не такая большая как, например, металл, но за счет того, что каждая становится все больше, в сумме они начинают задавать тренд. Это действительно новая ситуация во втором полугодии этого года. Если она закрепится по итогам третьего квартала, тем более по итогам года, мы сможем сказать, что получили кардинальную трансформацию нашего несырьевого неэнергетического экспорта.

Мы считаем, что мы абсолютно точно можем отыграть негативную конъюнктуру первого полугодия и в этом году как минимум повторить прошлый рекорд. Но все же мы рассчитываем, что завершим этот год с некоторым превышением.

- Согласно нацпроекту "Международная кооперация и экспорт" к 2024 году объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достичь $250 млрд. Удастся ли достичь такой цифры?

- Зависит от того, как будем работать. Если мы будем реализовывать те проекты, которые сейчас уже видны, то, конечно, они создадут новые экспортные возможности. Видны основания для определенного оптимизма. Во-первых, мы явно недооценивали свои силы в целом ряде сегментов. Речь о машиностроении, продовольствии и легпроме, а также ряде других секторов, которые сейчас начинают бурно расти. Это те сферы, где мы раньше слабо присутствовали. А сейчас, когда компании начинают обращать внимание, например, на легпром, у них начинает получаться. Т.е. мы совершенно очевидно не использовали тот объективный потенциал, который у нас есть, а это действительно зона роста. Это, во-первых.

Во-вторых, сегодня уже отобрано более 700 заявок на корпоративную программу повышения конкурентоспособности. В них компании декларируют свои планы по модернизации, по расширению производства и поставок, в том числе на внешние рынки. Это программа Минпромторга, мы же ее запускаем. Реализация этих проектов даже при консервативном прогнозе по эффекту покрывает уже почти половину искомого результата.

Мы понимаем, что многие компании пока присматриваются к новому инструменту. Сейчас правительство будет принимать решение о повторном отборе, в нацпроекте есть деньги на поддержку таких проектов. Очевидно, что будут следующие, будет дальнейшее развитие. Кроме того, компании будут реализовывать проекты вне государственных инструментов поддержки, руководствуясь своим бизнесом. Если же эта повестка будет последовательно реализовываться, то мы видим возможности в том, чтобы расширить свое присутствие.

Конечно, в таких сегментах как металлы или пшеница нарастить кратно свою долю на рынке поставок не так просто и, наверное, даже и не нужно, потому что это может дестабилизировать мировой рынок. Но зато в других секторах это вполне реально, в том числе и за счет углубления переработки.

-В ближайшее время планируется создание механизма "одного окна" для участников ВЭД. Расскажите подробнее об этом инструменте.

- Информационная система "Одно окно", разработку которой ведет Российский экспортный центр, должна будет исключить многократное предоставление одних и тех же документов в разные ведомства. Сейчас производители на этапе выхода на экспорт вынуждены обращаться примерно в 20 ведомств. В системе "Одно окно" будет достаточно единожды сформировать цифровой профиль экспортера. В нем будут содержаться все необходимые сведения и документы, касающиеся деятельности компании. Этот набор данных можно будет направлять в различные ведомства для получения комплекса услуг в сфере ВЭД. У бизнеса также появится возможность оперативно получить обратную связь по статусу запрошенных услуг. Рабочий запуск системы "Одно окно" запланирован на 2020 год, ввод в промышленную эксплуатацию - в 2021-м.

- Нацпроект также предполагает принятие двух пакетов регуляторных мер. Как идет их принятие сейчас?

- Ключевой точкой в первом пакете регуляторных мер было принятие закона по обнулению НДС на услуги. Это решение было принято еще весной. Я думаю, оно серьезнейшим образом повлияет на экспорт услуг – это инжиниринг, это транспортные услуги, это IT-решения, услуги разработчиков различного рода. Также у нас принят целый ряд инициатив по послаблению валютного контроля, по возврату выручки с зарубежных счетов. Часть находится в Госдуме, в частности, по радикальному облегчению административных мер воздействия. Надеемся, что к концу года они будут приняты.

Сейчас мы готовим второй пакет регуляторных мер. Он будет сфокусирован на вопросах развития либерализации электронной торговли. Это серьезное направление с большой перспективой. Сейчас существует еще много несовершенств регулирования. Надеюсь, что в этой сфере мы продвинемся. Часто предприятия испытывают неудобства из-за ряда административных процедур. Это касается вопросов технического регулирования, упрощения контроля продукции двойного назначения. Мы рассчитываем, что будут приняты позитивные решения без ущерба для вопросов безопасности и государственных интересов.

- Второй пакет регуляторных мер должен быть принят в срок до конца следующего года. Есть ли надежды, что все удастся принять?

- Работаем. Конечно, серьезные реформы так просто не идут. Пока в целом мы идем в графике. Надеемся, что второй пакет будет рассмотрен на следующей неделе, внесен в президиум и дальше начнем реализовывать.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще