Эксклюзив 8 декабря 2017 г. 08:00

Первый заместитель генерального прокурора РФ А.Буксман: "В России сформировано антикоррупционное законодательство, отвечающее самым высоким мировым стандартам"

Первый заместитель генерального прокурора РФ А.Буксман: "В России сформировано антикоррупционное законодательство, отвечающее самым высоким мировым стандартам"

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Этот день обязывает государства - члены ООН информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции.

О международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры России в сфере противодействия коррупции в интервью "Интерфаксу" рассказал первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман.

- Александр Эмануилович, общеизвестно, что проблема борьбы с коррупцией давно перешагнула за национальные границы и является проблемой международного характера. Чем это обусловлено?

- Международный характер коррупции обусловлен ее универсальностью. Так или иначе, коррупция существует во всех обществах с различной политической и экономической системами, что, кстати, уже само по себе, безусловно, создает сложности для международного политического, экономического и культурного взаимодействия. Поэтому одним из ведущих направлений противодействия коррупции стало международное сотрудничество, неотъемлемой составляющей которого является создание международно-правовой антикоррупционной базы и реализация соответствующих положений в национальном законодательстве. В настоящее время в России сформировано отвечающее самым высоким мировым стандартам антикоррупционное законодательство, нацеленное, прежде всего, на профилактику коррупционных проявлений, искоренение способствующих им причин и условий.

- Поскольку День борьбы с коррупцией является международным, хотелось бы поговорить о сотрудничестве Генпрокуратуры России с зарубежными странами в этой сфере.

- Мы проводим серьезную работу в рамках международного сотрудничества по противодействию коррупции, в том числе по обеспечению участия России в обзорном механизме Конвенции ООН против коррупции, в деятельности группы государств против коррупции (ГРЕКО). Также участвуем и в деятельности рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) и на других международных форумах.

- Нельзя ли подробней о каждом из этих направлений?

- Конвенция ООН против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2003 года, а наша страна подписала ее в числе первых - в декабре 2003 года и ратифицировала 8 марта 2006 года. В качестве органа, ответственного за реализацию положений этой Конвенции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов, президентом РФ определена Генеральная прокуратура. Наши представители на постоянной основе принимают активное участие в работе конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и межправительственной рабочей группы по возвращению активов.

На этих мероприятиях обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.

Российские правительственные эксперты участвуют в работе механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции. По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.

По инициативе России на базе Генеральной прокуратуры совместно с управлением ООН по наркотикам и преступности, начиная с 2012 года, проводятся ежегодные подготовительные курсы для контактных лиц и правительственных экспертов из различных стран мира, участвующих в механизме обзора осуществления Конвенции ООН против коррупции. Кстати, очередные подготовительные курсы на нашей базе планируется организовать в апреле следующего года. В общей сложности за эти годы обучение прошли правительственные эксперты из более чем 50 стран мира.

Весьма актуальными остаются вопросы взаимодействия с Группой государств против коррупции или сокращенно – ГРЕКО.

- А можно узнать, какова роль России в этой организации?

- Это международная организация, учрежденная в 1999 году государствами – членами Совета Европы для оказания помощи в соблюдении единых антикоррупционных стандартов. Наша страна вступила в ГРЕКО в феврале 2007 года после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Генеральная прокуратура РФ в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе ГРЕКО, и с 2009 года я возглавляю российскую делегацию в Группе государств против коррупции.

- Что же сделано за это время?

- После присоединения к ГРЕКО в отношении России проведены уже четыре раунда оценки. В рамках первого и второго раундов исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. В частности, независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы, вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования. Также изучались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах. По итогам этих раундов нам было высказано в общей сложности 26 рекомендаций, после чего была проделана масштабная работа, которая, по сути, заключалась в реформе целых направлений российского антикоррупционного законодательства в самых различных сферах деятельности. Причем к ее проведению привлекались не только заинтересованные государственные органы, но и общественные институты.

Так, с учетом рекомендаций ГРЕКО принята национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно корректировался национальный план противодействия коррупции, подготовлен типовой кодекс поведения государственных служащих. Значительное число мер осуществлено в области обеспечения независимости следственных и иных правоохранительных органов, судов, обеспечения учета мнения гражданского общества в формировании антикоррупционной политики государства. За довольно короткий срок было принято около полутора десятка новых федеральных законов, внесены изменения в три с половиной десятка существующих федеральных закона, в том числе в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. В целях реализации законодательных новелл органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента РФ.

- А как оценивают эти изменения в самом ГРЕКО?

- Эти раунды оценки успешно завершены в 2012 году. В целом, России засчитано полное выполнение 15 рекомендаций и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных рекомендаций не осталось. При этом в ГРЕКО подчеркнули, что нашей стране удалось добиться ощутимого прогресса, как в области антикоррупционной стратегии, политики, так и непосредственно в борьбе с коррупцией. В отношении РФ пять лет назад была проведена оценка по третьему раунду, посвященному вопросам криминализации преступных деяний и прозрачности финансирования политических партий. Был высказан ряд рекомендаций, многие из которых предполагали существенную корректировку нашей правовой системы в уголовно-правовой сфере и законодательстве о политических партиях. В соответствии с ними был принят ряд нормативных правовых актов, а также их проектов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс РФ, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня.

В октябре этого года на пленарном заседании ГРЕКО в рамках четвертого раунда принят оценочный доклад в отношении РФ по теме "Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров". Согласно оценке, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют международным стандартам профилактики коррупции. В этом же году ГРЕКО запустила пятый раунд оценки по теме "Предупреждение коррупции и стимулирование неподкупности в правительствах среди лиц, выполняющих высшие управленческие функции, и правоохранительных органах". Первые доклады в отношении Великобритании и Словении только приняты в начале декабря этого года.

- Некоторые считают, что подобные оценки и доклады не всегда объективны и не лишены недостатков. Каково Ваше мнение?

- Мы с интересом следим за развитием практики проведения этого раунда оценки, так как нам он представляется неоднозначным и достаточно противоречивым. Так, он предусматривает возможность включения в предмет оценки глав государств. Однако такое включение будет выборочным, то есть не для всех государств. Например, в уже упомянутых первых двух докладах королева Великобритании и президент Словении были оставлены за пределами оценки.

Необходимо также подчеркнуть, что важной составляющей участия России в работе ГРЕКО является деятельность российских экспертов при проведении оценок, принятии страновых докладов и отчетов о выполнении рекомендаций. Наш представитель – заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Аслан Юсуфов является членом бюро ГРЕКО. Российские эксперты проводили оценки и выступали в роли докладчиков в отношении Австрии, Андорры, Беларуси, Германии, Испании, Румынии и других государств.

- Участвует ли Генеральная прокуратура в антикоррупционной деятельности в рамках СНГ?

- Да, конечно, в частности, в Межгосударственном совете по противодействию коррупции (МСПК). Соглашение об образовании Межгоссовета было подписано в 2013 году шестью государствами СНГ - Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией, Киргизией и Таджикистаном. Это орган отраслевого сотрудничества государств – участников СНГ, который предназначен для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, обзора реализации обязательств в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка является членом МСПК, а в этом году он избран его председателем сроком на один год. Межгоссовет подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества независимых государств, и его заседания проводятся ежегодно.

В заключение напомню, кто не знает, что Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, осуществляющим международное сотрудничество по уголовным делам. В компетентные органы иностранных государств направляются запросы о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях, расследуемым правоохранительными органами РФ. В свою очередь Генпрокуратура рассматривает запросы о выдаче из России лиц, за исключением граждан РФ, для привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, поступивших от компетентных органов зарубежных стран. Для повышения эффективности международного сотрудничества мы заключаем двусторонние и межведомственные соглашения о взаимодействии с компетентными органами других государств, а также двусторонние программы сотрудничества. К настоящему времени подписано свыше 70 соглашений о сотрудничестве с компетентными органами зарубежных государств. Круг этих государств постоянно расширяется.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще